Контракты и другие формы договоров на услуги

Организация консалтингового процесса: контракты и другие формы договоров на услуги. Принципы формирования отношений клиент-консультант: модели, стадии и процедуры консалтингового процесса, управление консультационным проектом

 

До установления официальных отношений на юридической основе клиентская организация проходит совместно с консалтинговой фирмой определенный путь взаимоознакомления и предварительного согласования запросов и возможностей консалтинговой услуги. Когда уже будет выработано приемлемое техническое задание, наступает время закрепить свои партнерские связи на основе контракта или в вид договора, соглашения.

Контракт на консалтинговые услуги -это форма срочного договора, в котором отражаются не только обязательства консультирующей стороны, но и те условия, которые должен предоставлять ему клиент для выполнения этих обязательств. В связи с большим разнообразием видов консалтинговых услуг стандартные формы договоров не обязательны.

Однако, существуют определенны требования, которых нужно придерживаться при подготовке и подписании договора независимо от вида услуг. В общем случае договор состоит из трех разделов: преамбула -введение в договор, основная часть и заключительная часть. Чтобы сохранить хорошие партнерские отношения между консультантом и потребителем в контракт следует записывать как можно больше положений, уточняющих взаимную договоренность.

Структура и содержание консультационного контракта

Содержание разделов контракта

I. Преамбула

• Название контракта

• Место и время заключения (может быть отнесено в заключительную часть)

• Фиксирование факта заключения контракта в соответствии с условиями, которые указываются в тексте

• Наименование сторон

II. Основная часть

1. Специфические условия (характерные только для данного проекта)

• Предмет договора (цели и описание проекта, объем работ, продукты и результаты, рабочий план, сроки, подход, особые методы работы)

• Обязанности консультанта (дается перечень обязанностей и объема предоставляемых им услуг: по формированию команды консультантов нужного профиля (указывается руководитель); по оценке полученных результатов; по выработке методологии работы в команде; по обучению персонала; по соблюдению конфиденциальности в отношении информации, полученной в силу настоящего договора; по документации, подтверждающей завершение работ; гарантии качества реализации проекта и т.д.)

• Обязанности потребителя (дается перечень обязанностей потребителя по решению проблемы и предоставлению всей необходимой для этого информации; по обеспечению условий работы и совместного решения проблемы; по формированию команды специалистов нужного профиля и определению оснований их деятельности; по организации обучения; по соблюдению условий оценки и оплаты работы консультантов; конфиденциальности получаемой от консультантов информации и т.д.)

• Оценка промежуточных и конечных результатов (приводятся согласованные правила и сроки оценки хода и результатов консультационного проекта, формы отчетности)

2. Общие условия договора (включаются во все договоры независимо от вида)

• Порядок расчета (основания для расчета с консультантами, согласованный способ определения стоимости консультационных услуг, способ и сроки производства платежей консультанту)

• Разрешение споров (приводятся согласованные условия решения споров: путем переговоров в соответствии с действующим законодательством)

• Срок действия договора (определяются временные рамки действия договора со дня его подписания)

• Штрафные санкции ( выплаты пени по вине потребителя, задержка выплат консультантам и т.д.)

• Арбитражная оговорка

• Форс-мажорные обстоятельства

III. Заключительная часть

• Юридические адреса сторон

• Приложения к договору

• Подписи сторон

В любом договоре на консалтинговые услуги обязательно должны присутствовать

следующие положения:

· что должен будет делать консультант, каким образом и когда это будет выполняться, в каком виде, объеме выполняются работы;

· сроки и ожидаемые результаты;

· какое участие и на каком уровне принимает в этой работе клиент, что он должен предоставить для успешной работы консультанта в своей организации (помещение и оборудование, информация, контактные лица и др.)

· должна быть оговорена цена, сроки оплаты, санкции за невыполнение договорных обязательств.

Ознакомимся с некоторыми видами договоров на услуги:

1. Договор по составлению проекта.

2. Договор по развитию организации.

3. Договор по диагностике.

4. Договор по повышению квалификаций руководителей.

5. Договор по внедрению .Договор на разовую консультацию.

6. Абонементный продолжительный договор.

Краткой формой письменного контракта может служить письмо-соглашение. Оно возможно в экспертном консультировании. Если клиенту для принятия решения о слиянии, покупке нового бизнеса, создании СП требуется мнение независимою консультанта возможно воспользоваться услугами юриста, финансиста и другими специалистами.

Общие принципы составления договора определяются гражданским и другими кодексами государства. В договоре можно записывать все согласованные сторонами условия, которые не противоречат законодательству страны.