Принципы молодежной работы

Единство и целостность подходов и механизмов молодежной работы во всех субъектах Российской Федерации, которая обеспечивается определением федеральных стандартов в этой сфере.

Взаимная ответственность. Государство ответственно перед новыми поколениями россиян за социально-экономическое, экологическое, культурное состояние страны, а новые поколения ответственны за сохранение и приумножение ее потенциала, обеспечение преемственности и поступательности развития.

Разнообразие форм, методов, технологий работы для оптимального удовлетворения потребностей различных групп молодежи, гармоничность отношений молодежи, общества и государства.

Молодежная работа представляет собой целостную систему мер правового, организационно-управленческого, финансово-экономического, научного, информационного, кадрового характера.

Молодежная работа строится на основе принципа равных базовых возможностей для молодежи на всей территории Российской Федерации.

Тема 15. Менеджмент в молодёжной сфере и коммуникация

Все возрастающую роль в современной жизни играют средства массовой информации (СМИ), через которые человек сегодня не только получает необходимую ему информацию (такую как новости), но и черпает из них поведенческие стереотипы, ценности и идеалы и многое другое. Средства массовой информации сегодня вышли за пределы своего изначального предназначения - распространения информации и превратились, наряду со всем прочим, в один из факторов формирования мировоззрения. Его особенности нам и предстоит выяснить.
Современная молодежь, как показало анкетирование, значительную часть своего свободного времени проводит за телевизором (52% проводят у голубого экрана более 3 часов в день). Если учесть то, что информация, поглощаемая с экрана, носит в основном развлекательный характер (около 35% респондентов из всех программ выделяют развлекательные, более 55% регулярно смотрят художественные фильмы), то можно уверенно говорить, о том, что телевизор используется как средство отдыха и развлечения. Однако необходимо заметить, что 1/4 респондентов выделяется из общего потока развлекающихся. Они уделяют наибольшее внимание информационным и познавательным программам, следовательно для них телевизор - источник знаний, средство повысить собственную образованность.
Для основной массы респондентов (55%) телевизор - прежде всего кинофильмы, которые являются явлением, относящимся к сфере культурной жизни. Не углубляясь в ее рассмотрение, отметить засилье иностранной видеопродукции на наших экранах. На экране все чаще демонстрируется грубое насилие и эротика, пропагандируются наркотики (особенно психоделики), особенно в связи с распространением негосударственного и кабельного телевидения, по которым и транслируются чаще всего западные малохудожественные фильмы. Этот процесс внести свой вклад в криминализацию обстановки, особенно влияя на детей, подростков и молодежь, которые и составляют основную аудиторию зрителей.
Одну треть молодежной телеаудитории составляют любители и постоянные зрители сериалов. Эти "мыльные оперы", которые длятся годами, формируют пассивный образ жизни и формируют нереальные представления о пространстве и времени, отвлекают эмоции людей от реальной жизни на переживание вымышленных событий.
Особое внимание следует обратить на 10% респондентов, которые смотрят все подряд, вне зависимости от содержания передач - очевидно, для них телевизор является средством убийства свободного времени (которое больше занять нечем) без каких-либо познавательных воздействий.
Современная молодежь из всего объема информации имеет способность отфильтровывать ненужное и бесполезное, не принимая на веру все, что видят на экране или читают с газетного листа, то есть обладают некоторым иммунитетом к влиянию СМИ на разум. 52% респондентов самостоятельно анализируют и сопоставляют информацию, поступающую из СМИ - то есть принимают на веру далеко не все. Меньшая часть - около 30% - полностью доверяет СМИ, то есть подвержены их воздействию. 11% аудитории полностью не верят СМИ - очевидно, они для них уже исчерпали до конца кредит доверия и теперь вызывают лишь скепсис.
Таким образом, несмотря на массированное давление СМИ на молодежь, она выработала четкие оценивающие функции относительно из содержания и поэтому не может быть легко контролируема через СМИ. Телевизор, радио, газеты - жизненно необходимые вещи для подроста, он ощущает острую нужду в информации, которую он черпает именно из СМИ.
Кроме факторов направленно влияющих на молодежную среду извне, нельзя игнорировать те процессы, которые происходят непосредственно внутри этой социальной группы. Межличностные отношения можно разделить на вертикальные (с иновозрастными группами) и горизонтальные (внутри самого этого общества). Данные анкетирования по этому вопросу представляют нам следующую картину: молодежь в большинстве своем испытывает чувство одиночества, но оно внутреннего характера, то есть вызвано претензиями качества, а не количества. Многие проблемы возникают внутри социальной группы. Чем вызван этот дискомфорт?
На первом месте стоит лицемерие (25%). Люди чувствуют фальшь, искусственность, неискренность в отношениях друг с другом. Анализируя слова и поступки, они отказываются воспринимать подобные явления. 11% респондентов считают причиной собственных затруднений в общении недостаточную. Умственную развитость своих собеседников. То есть по тем или иным причинам объективно или нет, они считают себя интеллектуально выше людей своего круга общения, а поэтому не могут адекватно с ними общаться. Очевидно, действия этих людей рождают другую причину недовольства в кругу общения - высокомерие (7%).
Очевидно, в молодежной среде проходит бум моды на различные вредные привычки: курение, пьянство, наркомания и возрастает число их противников. 10% относится негативно к подобным привычкам сверстников и проявляют недовольство этим в общении с ними.
Новое поколение отличает отсутствие особых комплексов во взаимоотношениях с противоположным полом. 60% не испытывают коммуникативных затруднений, 20% - только иногда, и лишь 10% говорят о наличии серьезных комплексов. Из этого можно сделать вывод, что грань в общении между полами легко преодолевается.
В конце XIX-начале XX в. на фоне всеобщего кризиса сформировалась программа смены основного системообразующего признака личности: стремление к стабильности, фиксированности положения, уступило место движению, изменению, т. е. устойчивой динамической целостности мироощущения.
Эта программа и оказалась реализованной в поколении современных молодых людей, лозунг которых "Перемен! Мы ждем перемен!" с особой силой прозвучал в конце 80-х годов.
Изменилось и качество конфликта "отцов" и "детей". В нынешней ситуации молодежь хорошо ощущает несоответствие навязываемых ей культурных стереотипов и норм поведения- жизни, а вместе с этим отказывается понимать и принимать всю традиционную культуру.
В отношениях по вертикали данные исследования получились такими: 1/3 молодежи относится к жизненному опыту взрослых категорически отрицательно. Другая треть относится с уважением, и только оставшиеся 30% процентов умеют правильно синтезировать и совмещать свой собственный опыт с социальным опытом старшего поколения. Эту картину подтверждает ответ на вопрос: "Хотите ли вы походить на своих родителей?" . данные практически схожи с вышеописанными: "да" - 24%, "нет" - 29%, "когда как" - 33%.
Итак, межличностные отношения являются основным фактором воздействия и формирования мировоззрения. И именно в среде молодежи общение сегодня проходит далеко не безпроблемно, конфликты наблюдаются как с людьми старшими по возрасту (вопрос пересмотра традиционных ценностей) и внутри молодежной группы. Разрешить данный проблемы достаточно сложно, так как они вызваны специфическими чертами характера подрастающего поколения: максимализм, требовательность, желание возвысится над сверстниками.

 

 

Тема 16. Менеджмент на национальном и международном уровне

Общество и государство рассматривает молодежь как базовый стратегический ресурс, как реальный субъект социально-экономической политики. Это означает повышение внимания к проблемам молодежи, принципиальное изменение отношения к ним на всех уровнях власти, а также выстраивание общественно-государственной системы молодежной работы.

Основные принципы, направления и стандарты молодежной работы, политики государства в отношении молодежи должны быть сформулированы и определены на федеральном уровне в виде основных стратегических направлений и приоритетов, что должно получить отражение в нормативно-правовой базе, в решениях и документах органов федеральной исполнительной власти.

Негосударственная (общественная) составляющая молодежной работы строится на участии в ней институтов гражданского общества, прежде всего на самодеятельности организованного молодежного сообщества.

Общественные молодежные объединения являются основной формой самоорганизации молодежи, их деятельность направлена на:

- повышение общественной активности молодого поколения, развитие толерантности в молодежной среде;

- получение молодыми людьми навыков для эффективного и продуктивного включения в современную жизнь;

- участие молодежи в выработке и реализации решений в сфере государственного и муниципального управления, через работу в общественно-государственных структурах всех уровней, через развитие студенческого самоуправления;

- создание привлекательных моделей позитивной деятельности и вовлечение в нее молодежи.

Общество и государство должно создать систему мер, направленных на создание и развитие молодежных общественных объединений, и оказывать системную поддержку путем принятия соответствующих законодательных и нормативных актов, изменения механизма финансирования в сторону субсидирования и грантовой поддержки.

Молодежная работа должна строиться не на опеке и патернализме, а на стимулировании активности самих молодых людей, создании условий для самостоятельного решения стоящих перед ними проблем. Молодежная работа не ориентирована на создание льгот для молодежи. Это – адресная и системная инвестиционная политика, предусматривающая вложение средств в молодежь через организацию и стимулирование работы, инициируемой, организуемой и проводимой, прежде всего самой молодежью. Финансирование молодежной работы должно осуществляться из бюджетов всех уровней и из внебюджетных источников, строиться на принципах инвестирования, через создание эффективных механизмов, обеспечивающих результативность этой работы.

Принятые направления и программы молодежной работы для обеспечения ее результативности должны носить системный, долгосрочный и стабильный характер.

Для координации и выработки основных направлений молодежной работы необходимо совершенствовать структуру управления молодежной работой от федерального до муниципального уровня.

Молодежная работа должна осуществляться в субъектах Российской Федерации вариативно, с учетом специфики регионов и местных условий, но при безусловном соблюдении базовых федеральных стандартов. Молодым людям во всех субъектах Российской Федерации должно быть гарантировано участие в общественном и государственном строительстве, защита их прав и законных интересов.

На региональном уровне должна быть сформирована и постоянно совершенствоваться нормативно-правовая база, обеспечивающая эффективную реализацию федеральных стандартов молодежной работы с учетом специфики конкретной республики, края, области, должны действовать органы исполнительной власти, способные решать поставленные задачи в сфере молодежной работы в данном регионе, осуществляющие системное взаимодействие с общественными объединениями.

На уровне субъектов Российской Федерации институты гражданского общества, участвующие в молодежной работе, осуществляют координацию своей деятельности и взаимодействие с органами государственной власти прежде всего через создаваемые ассоциации («круглые столы»).

Уровень местного самоуправления должен рассматриваться всеми субъектами молодежной работы в качестве основного для ее осуществления. Именно на этом уровне происходит непосредственное взаимодействие ее основных субъектов и самой молодежи. Именно на этом уровне сконцентрированы и наиболее остро проявляются все проблемы молодежной сферы.

На муниципальном уровне должна быть создана современная инфраструктура молодежной работы, система координации и взаимодействия общественных объединений, а также организаций и служб, участвующих в формировании и осуществлении молодежной работы.

Общественным объединениям могут передаваться ресурсы для решения задач, с которыми они способны справиться самостоятельно. При этом общественные объединения берут на себя всю полноту ответственности за решение данных задач силами самой молодежи.