Социальное управление на предприятии

Социальная деятельность организации – это деятельность, направленная на развитие и совершенствование условий гуманизации труда и качества трудовой жизни, являющиеся инструментами актуализации человеческих ресурсов.

Гуманизация труда – совершенствование управления трудовой деятельностью с целью предоставления работнику возможности раскрыть свои производительные резервы, прежде всего интеллектуальные и психологические. Гуманизация труда предусматривает:

1) безопасность (т.е. работник на рабочем месте не должен ощущать угрозы своему здоровью, доходам, обеспеченности работы в будущем и т.д.);

2) справедливость (для каждого она должна быть выражена в доходе и должна соответствовать доле его вклада в достижения организации);

3) самоактуализацию личности (т.е. труд должен быть организован таким образом, чтобы обеспечить раскрытие профессиональной деятельности, индивидуальных особенностей работника);

4) демократию (т.е. самоуправление и участие работников в распределении прибыли и инвестиционной политике).

 

Осуществляется гуманизация труда на основе улучшения условий труда и отдыха, взаимоотношений в коллективе, форм, размеров оплаты труда и других факторов, непосредственно влияющих на характер отношений в организации. С гуманизацией труда непосредственно связано качество трудовой жизни. Это понятие характеризует степень удовлетворения личных потребностей и интересов работника посредством труда в данной организации.

Особым видом социальной деятельности организации является управление ее социальным развитием. Это комплексный элемент целостного управления организацией. Реализуя свои генеральные цели, организация вынуждена учитывать социальные условия и управлять своим социальным развитием, т.е. адекватно реагировать на внешние социальные условия.

Генеральная цель любой организации – достижение результатов, заданных характером и родом деятельности. Обычно, это либо расширение, либо удержание своих позиций на рынке или в профессиональной сфере.

Ни для одной организации социальная деятельность не может быть главной и тем более определяющей. С другой стороны, организация, социальная деятельность которой минимальна, рискует утратить свои позиции на рынке и в профессиональной сфере, так как единственным условием роста любой организации является способность к развитию человека и человеческого капитала. Ни один другой капитал не обладает такой способностью к развитию. В связи с этой целью, на достижение которой должна быть направлена социальная деятельность организации, является условий развития человеческого капитала, т.е. условий, способных активизировать профессиональную деятельность персонала. Таким образом, социальная деятельность – это необходимое условие достижения генеральных целей организации.

Социальная деятельность может быть реализована в двух аспектах:

1) адекватное реагирование на внешние социальные условия (факторы внешней социальной среды), к которым относятся:

· конъюнктура рынка труда;

· характер и интенсивность профсоюзного движения;

· социальная политика государства;

· общемировые тенденции.

Внешние социальные условия включают все отношения между людьми, группами людей в сфере жизнедеятельности общества, воспроизводстве индивида и потребления материальных и духовных благ. При этом наряду с экономическими стимулами и интересами, существуют внеэкономические, связанные с многообразными духовно-нравственными, национально-психологическими, культурными и другими особенностями.

Социальные факторы оказывают влияние в целом на экономическую систему через социальную организацию общества и человеческий капитал.

Социальные факторы – это элементы невещественного богатства общества. Они формируют человеческий капитал, который характеризуется уровнем интеллектуального и духовного развития, квалификацией, инновационными способностями, профессиональным мастерством и добросовестностью, приобретаемыми в процессе воспитания, образования, трудовой деятельности.

Особенность современного периода – потребность экономики в реализации в массовом масштабе творческой индивидуальности работника, способного к созданию инноваций и принятию инновационных решений в различных сферах деятельности. В промышленно развитых странах накопление человеческого капитала в конце ХХ века в 3-4 раза превысило накопление в материально-вещественной форме, значительно возросли расходы на строительство новых музеев, библиотек, театров, спортивных сооружений.

Организация может реагировать или не реагировать на факторы внешней среды, но исключить их невозможно.

2) внутренние социальные условия самой организации:

· использование рабочей силы (условия организации труда, профессиональная квалификация);

· воспроизводство рабочей силы (условия жизни, быта, досуга, условия изменения профессиональной компетентности и т.д.).

В целом, социальные условия ни что иное как социальная среды, оказывающая влияние на функционирование организации, а социальная деятельность – реагирование организации на влияние социальной среды.

 

Усиление социальной направленности организации должно регулироваться органами государственной власти через систему показателей, которые служили бы своего рода индикаторами оценки деятельности управляющих структур различного уровня (регионального, территориального, первичного). Усиление социальной направленности требует формирования новой системы показателей, что влечет за собой разработку новых форм, методик расчетов и новой статистической базы. Новые показатели должны также отражать новую психологию мышления, новый уровень профессионализма руководителей различных уровней управления, деятельность которых будет оцениваться обществом.

В стратегической комплексной программе должна преобладать определенная динамика основных показателей, среди которых особое место занимают следующие:

· рост реальных доходов населения;

· доля заработной платы и доходов предпринимателей в ВВП;

· минимальная заработная плата;

· прожиточный минимум;

· продолжительность жизни людей в городах и на селе;

· численность безработных;

· численность трудоспособного и эффективно занятого населения;

· показатели развития среднего и высшего образования (т.е. удельный вес лиц с высшим образованием в общей численности работающих в промышленности и сельском хозяйстве);

· показатели по социальному обеспечению многодетных граждан, лиц пенсионного возраста, детей, потерявших родителей.

·

2 основных подхода к стратегии управления социальными процессами организации:

1. Повышение эффективности производства с помощью управления социальными факторами.

2. Обеспечение условий для всестороннего и гармоничного развития личности.

 

Первый подход предусматривает повышение эффективности производства за счет активизации человеческой деятельности, что ведет к подчинению интересов человека и общества производству.

Второй подход оставляет без внимания то, что главным условием осуществления закона социализма является повышение эффективности производства. Этот подход считает, что развитие общества направлено на обеспечение гармоничного и всестороннего развития личности.

С продвижением общества к новой информационной эпохе, существенно возрастает роль личности во всех сферах жизнедеятельности. Личность становится активно действующим субъектом новых общественных отношений, а значит и субъектом социального планирования на всех уровнях, в том числе и на уровне организации. Центр тяжести совершенствования экономических отношений смещается в сторону социальных ориентиров, а существование и успешность организаций зависит от развития целой системы стимулов активизации человеческой деятельности. Любая система не предназначена для обеспечения существования своих элементов. Элементы призваны обеспечить существование системы. По такому же принципу организация задает личности определенные цели и нормы поведения (например, цель – производить качественную продукцию). Эти цели и нормы могут быть иные, нежели собственные цели личности.

Особенность индустриальной эпохи в том, что именно в это время трудовая деятельность человека приобретает жизненный смысл и начинает становиться способом самоактуализации личности. В то время как в традиционную эпоху, труд воспринимался как проклятие и человек должен был «нести свой крест» в виде труда.

Здесь возникает две мотивационных модели: