Лекция 6. Налогообложение предпринимательской деятельности

Общая характеристика налоговой системы Российской Федерации

Налоги — неотъемлемый элемент государства в условиях рыночных отношений. Знание законодательства о налогах необходимо каждому бизнесмену с самого начала предпринимательской деятельности: какие налоги платить, сколько и когда. В России знание налогового законодательства осложняется действием множества разнообразных налогов, постоянным их изменением и сложностью расчетов.

Цель этой главы — дать основу знаний функционирующей в данный момент налоговой системы Российской Федерации (РФ).

Новая налоговая система РФ введена с 1 января 1992 г. в со-омютствии с Законом "Об основах налоговой системы в РФ" <,'.'/ декабря 1991 г.), который определил общие принципы построении и перечень налогов, сборов и других платежей в бюджеты разных уровней и во внебюджетные фонды, а также права, обязанности и щистственность налогоплательщиков и налоговых органов.

За время своего существования она претерпела определенные изменения в силу нестабильности нашего экономического разви-н|я, а также несовершенства первоначальных разработок. При IH'L'X своих недочетах российская налоговая система отвечает тре-(ншаниям рыночных отношений, устанавливая единые правила налогообложения для всех участников налоговых отношений.

Что же такое налога? Налоги, сборы, пошлины и другие платежи — это обязательные взносы в бюджеты разного уровня пли во внебюджетные фонды, которые осуществляются в порядке и на условиях, определяемых законодательством. Эти взносы иыполняют две функции: фискальную и регулирующую.

Фискальная функция — заключается в изъятии у предпринимателя и отдельных граждан части их дохода (прибыли) в казну государства, регулирующая функция означает, что налоги как активный участник перераспределительных процессов оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос.

Регулирующая функция проявляется через налоговый механизм, представляющий собой совокупность организационно-правовых норм и методов управления налогообложением, включая широкий арсенал различного рода надстроечных инструментов (налоговых ставок, льгот, способов обложения, санкций). Государство придает своему налоговому механизму юридическую форму посредством налогового законодательства.

Изменяя налоговые законы в соответствии с экономическими процессами, государство получает в свое распоряжение возможность формировать общественные отношения в сфере производства, обращения, обмена и потребления материальных и духовных благ. Следовательно, налоги выступают как наиболее эффективная форма управления рыночным хозяйством. Это достигается, если налоговый механизм обеспечивает:

• равные экономические условия для всех юридических лиц любых организационно-правовых форм независимо от стоимости;

• заинтересованность предпринимателя в получении дохода;

• стимулирование предприятий в развитии производства, ускорении научно-технического прогресса, решении социальных задач.

В процессе исторического развития общества и государства ; возникает и используется множество разнообразных налогов, различающихся по субъектам, объектам, способам обложения, органам, взимающих их и т.д. Многообразие налоговых форм позволяет привлечь в бюджет определенную долю всех доходов плательщиков, стоимости имущества, выручки от разнообразных , операций, воздействуя таким образом на разные стороны хозяйственной деятельности.

Совокупность всех обязательных платежей в бюджет и во , внебюджетные фонды, методы и принципы их построения и составляют налоговую систему. Построение ее, определяется уровнем экономического развития страны, государственной политикой, проводимой на различных этапах.

В целом она подчиняется интересам тех социальных групп и партий, которые в тот или иной момент находятся у власти.

Предпринимательские риски

Риск в предпринимательстве. Виды рисков

В условиях командно-административной системы управления экономикой риск, как правило, осуждался. В условиях перехода к формированию рыночных отношений риск — ключевой, важнейший элемент предпринимательства. Предприниматель, умеющий вовремя рисковать, зачастую оказывается вознагражденным.

Под риском можно понимать "действие, неудачу в надежде на счастливый случай". Существуют и другие определения этого понятия. Характерные особенности риска — неопределенность, неожиданность, неуверенность, предположение, что успех придет.

В Законе РСФСР "О предпринимательской деятельности" говорится, что предпринимательская деятельность осуществляется на свой риск и под свою имущественную ответственность в пределах, определяемых организационно-правовой формой предприятия.

В условиях политической и экономической неустойчивости степень риска значительно возрастает. В средствах массовой информации постоянно рекламируются предложения мелких и средних фирм, пытающихся поправить свои дела за счет операций на рынке, используя неосведомленность предпринимателей. Чтобы преодолеть последствия риска, нужны не только смекальй и опыт, но и достаточное количество финансов. Фирмы-консультанты, поставщики средств производства, да и подрядчики, как правило, имеют ограниченные денежные ресурсы компенсации риска.

Высокая степень риска какого-либо проекта заставляет разработчика искать способы его снижения.

Основными способами уменьшения риска могут быть:

• привлечение к разработке проекта компетентных партнеров, компаньонов и консультантов;

• глубокая предпроектная проработка сопутствующих проблем;

• прогнозирование тенденций развития рыночной конъюнктуры, спроса на данную продукцию или услуги;

• распределение риска между участниками проекта, его соисполнителями;

• страхование;

• резервирование средств на покрытие непредвиденных расходов

• Распределение риска состоит в том, что ответственным за риск должен стать тот компаньон проекта, который лучше других может рассчитывать и контролировать риски.

Распределение риска реализуется при разработке финансового плана проекта и контрактных документов. Распределение риска между участниками проекта может быть качественным и количественным. При количественном распределении риска можно использовать концептуальную модель, базирующуюся на стандартных методах решений, основой которых /является дерево вероятностей и решений, используемое для установления их последовательности.

Качественное распределение риска предусматривает принятие ряда решений участниками проекта, направленных на увеличение или уменьшение числа потенциальных инвесторов, что зависит от доли риска, которую участники хотят возложить на инвесторов. Однако это затрудняет разработчикам проекта привлечение опытных инвесторов. Участники переговоров должны проявлять максимум гибкости в решении вопроса о доли риска, который они согласны принять на себя.

Риски подразделяются на следующие основные виды: производственный, коммерческий, финансовый (кредитный), инвестиционный и рыночный.

Производственный риск связан с производством и реализацией продукции (работ, услуг), осуществлением любых видов производственной деятельности.

На этот вид риска наибольшее влияние оказывают сокращение намеченного объема производства и реализации продукции, превышение плановых материальных и трудовых затрат, снижение цен, брак, дефекты изделий, рекламации и др.

Конкуренция предпринимателей

Виды конкуренции

Один из основополагающих принципов рыночной экономики —свободная конкуренция товаропроизводителей.

Конкуренция — это борьба между производителями или поставщиками, предприятиями, фирмами за наиболее выгодные условия производства и сбыта в целях достижения лучших результатов своей предпринимательской деятельности.

В рыночной системе основное содержание конкуренции — борьба за потребителя, полное удовлетворение его потребностей. Это борьба за долю на рынке, успех который зависит от дешевизны и качества товаров. Конкуренция превращает потребителя в мерило предпринимательской деятельности.

Конкуренция возникла одновременно с товарным производством, однако лишь при капитализме она превратилась в главный рычаг рыночного регулирования общественного производства. К середине XIX в. получил широкое развитие рынок со свободой конкуренцией, не регулируемый государством. Такой рынок воздействовал на товаропроизводителей исключительно через механизм спроса и предложения и колебания цен, постоянно заставляя считаться с требованиями потребителей, улучшать качество, повышать производительность труда, расширять производство, снижать издержки. В этот период четко определились две основные формы конкуренции — внутриотраслевая и межотраслевая.

Внутриотраслевая конкуренция — это конкуренция между товаропроизводителями одной и той же отрасли, когда предприятия с более высокой, чем средняя, производительностью труда получают дополнительную прибыль, а технически и организационно отсталые предприятия, наоборот, теряют часть индивидуальной стоимости производимых ими товаров и разоряются. Внутриотраслевая конкуренция стимулирует на предприятиях развитие научно-технического прогресса.

Межотраслевая конкуренция — это конкуренция между предприятиями различных отраслей, выражающаяся в переливе капиталов из отраслей, имеющих низкую норму прибыли, в отрасли с высокой долей прибыли. Устремляясь в более прибыльные сферы, новые капиталы способствуют расширению наиболее нужных в общественном отношении производств, увеличению предложения наиболее необходимых товаров. Цены падают — снижается и прибыль.

К обратному результату приводила утечка капитала из низкоприбыльных отраслей: объем производства сокращался, спрос на товары начинал превышать их предложение, в результате цена поднималась, а с ней росла и норма прибыли. Цены здесь служили сигналами перераспределения ресурсов в ответ на изменение вкусов и платежеспособности потребителя, технологии и других факторов. В итоге межотраслевая конкуренция объективно создавала некое динамичное равновесие, обеспечивающее получение равной прибыли на равный капитал независимо от того, куда он вложен. Она также стимулирует научно-технический прогресс.

Классификация видов конкуренции зависит от количества и "удельного веса" на рынке производителей. Соответственно различают совершенную (свободную) и несовершенную конкуренцию.