Лекция 5. Предпринимательская деятельность малого предприятия

Значение и задачи малого предприятия

Место малого предприятия в рыночной экономике. Ведущей проблемой современного этапа формирования структур в экономике России является разгосударствление и приватизация имущества государственных монополий. Решается она главным образом через создание мелких, малых, средних предприятий, каждое из которых будет либо ассоциированным, либо единоличным хозяином средств производства и, естественно, производимой им продукции. Формирование малых рыночных структур во всех без исключения отраслях и сферах экономики страны отвечает мирохозяйственным тенденциям экономических процессов, так как во всех странах мира в сфере малого бизнеса действует очень большое число небольших предприятий самого разнообразного профиля практически во всех отраслях

В настоящее время в экономике России одновременно функционируют крупные, средние и малые предприятия, а также осуществляется деятельность, базирующаяся на личном и семейном труде

Размеры предприятий зависят от специфики отраслей, их технологических особенностей, от действия эффекта масштабности. Есть отрасли, связанные с высокой капиталоемкостью и значительными объемами производства, и отрасли, для которых не требуются большие размеры предприятий, а, напротив, именно малые их размеры оказываются предпочтительнее.

Для современной экономики характерна сложная комбинация различных по масштабам производств — крупных, с тенденцией к монопольным структурам, и небольших, — складывающаяся под влиянием многих факторов.

С одной стороны, устойчивой тенденцией научно-технического прогресса является концентрация производства. Именно крупные фирмы располагают большими материальными, финансовыми, трудовыми ресурсами, квалифицированными кадрами. Они способны вести крупномасштабные научно-технические разработки, которые и определяют важнейшие технологические сдвиги.

С другой стороны, в последнее время выявился небывалый рост мелкого и среднего предпринимательства, особенно в сферах, где пока не требуется значительных капиталов, больших объемов оборудования и кооперации множества работников. Малых и средних предприятий особенно много в наукоемких видах производства, а также в отраслях, связанных с производством потребительских товаров.

Возможность эффективного функционирования малых форм производства определяется рядом их преимуществ по сравнению с крупным производством; близость к местным рынкам и приспособление к запросам клиентуры; производство малыми партиями, что невыгодно крупным фирмам; исключение лишних звеньев управления и тд. Малому производству способствует дифференциация и индивидуализация спроса в сфере производственного и личного потребления.

В свою очередь развитие мелкого и среднего производства создает благоприятные условия для оздоровления экономики: развивается конкурентная среда; создаются дополнительные рабочие места; активнее идет структурная перестройка; расширяется потребительский сектор. Развитие малых предприятий ведет к насыщению рынка товарами и услугами, повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов.

Большое значение имеет способность малых предприятий расширять сферу приложения труда, создавать новые возможности не только для трудоустройства, но прежде всего для предпринимательской деятельности населения, развертывания его творческих сил и использования свободных производственных мощностей.

Опыт функционирования малых предприятий в разных странах. Малые предприятия во всем мире играют важную роль. В последние несколько лет в Западной Европе, США и Японии большое значение приобрел малый бизнес, где он : представлен совокупностью многочисленных малых и средних предприятий. Основная масса их — это мельчайшие предприятия, в которых работают не более 20 человек. Малые предприятия обеспечивают 2/3 прироста новых рабочих мест, что позволило значительно сократить безработицу в этих странах.

Малые предприятия эффективны не только в потребительской сфере, но и как производители отдельных узлов и малых механизмов, полуфабрикатов и других элементов, необходимых для производства конечной продукции, выпуск которых невыгоден крупным предприятиям. Все это обосновывает необходимость комплексного подхода к определению места и роли малых предприятий в экономике общества. В малом предпринимательстве кроются большие резервы, которые можно поставить и на службу России.

Например, малые и средние фирмы США производят 40% валового национального продукта и половину валового продукта частного сектора, в том числе: в обрабатывающей промышленности — 21%, строительстве -— 80, оптовой торговле — 86, сфере обслуживания — 81%. На этих лредпрятиях сосредоточена половина всех занятых в частном секторе работников. Они обеспечивают создание и освоение около половины всех нововведений в экономике США, относящихся к сфере научно-технического прогресса. При этом в среднем на один доллар затрат они внедряют нововведений в 17 раз больше, чем крупные.

В последние годы ускорились концентрация и централизация капитала в странах Европы, например, в стальной промышленности Бельгии, нефтяных концернах Испании, в АПК Дании и Голландии, а также концернах стали, фармацевтики, деревообработки Швеции и в часовой промышленности Швейцарии. Важнейшая черта концентрации и централизации капитала состоит в том, что разорение многих мелких и средних фирм не привело к исчезновению мелкого бизнеса. Он проявил живучесть, способность к воспроизводству и одновременно вызвал интерес к себе со стороны крупных концернов. Мелкие и средние фирмы отыскивают "специализированные ниши", где они выступают субподрядчиками концернов в крупносерийном производстве. В Западной Европе примерно половина продукции обрабатывающей промышленности изготавливается на мелких и средних предприятиях. Не являясь монопольными, они все свои усилия направляют на приспособление к внутренним условиям производства и сбыта. Транснациональные корпорации предоставляют им возможность первыми апробировать новую продукцию, чтобы самим перейти к массовому производству. Место разоряющихся мелких фирм занимают новые, так что происходит их воспроизводство. Примечательно, что в кризисные годы занятость в мелком бизнесе не сокращалась

Малые предприятия пользуются поддержкой во всех развитых странах. Этот факт подтверждает, что малое предпринимательство как новая форма организации общественно необходимого труда отвечает социально-экономическим интересам России. Эта деятельность в равной степени полезна как для экономики страны в целом, так и для каждого гражданина в отдельности, и поэтому заслуженно получила государственное признание и поддержку. Малые предприятия включают в процесс общественного производства дополнительный труд, который создает новые ценности, приумножает национальный доход и национальное богатство. Малое предпринимательство является таким источником развития, от которого Россия не может отказаться ни сейчас, ни в будущем.

Управление финансами предприятия

Финансы предприятий и коммерческих организаций

Финансы как денежные отношения. Финансы всегда выступают в денежной форме, имеют распределительный характер, отражают формирование и использование различных видов доходов, накоплений субъектов хозяйственной, инвестиционной и финансовой деятельности, государства и участников непроизводственной сферы.

Значительная часть финансовых отношений связана с предпринимательством. В предпринимательской среде находятся предприятия, выступающие в качестве коммерческих организаций, целью создания и функционирования которых является получение прибыли. Коммерческая организация как хозяйствующий субъект может осуществлять любые виды деятельности в соответствии с законодательством, но основной мотив и условие успешного ведения дел — возможность получать прибыль, что в значительной мере определяет базу для широкого спектра финансовых отношений.

Финансовые отношения существуют объективно, но имеют конкретные формы проявлений, соответствующие характеру экономических отношений в обществе. В современных условиях формы финансовых отношений претерпевают серьезные изменения, что связано с изменением отношений собственности, хозяйственной самостоятельностью экономических субъектов, развитием налоговых методов изъятия части получаемых ими доходов, становлением финансового рынка.

Финансы предприятий и коммерческих организаций представляют собой часть обшей системы финансовых отношений и связаны со всеми звеньями финансовой системы — с бюджетами разных уровней, внебюджетными фондами, страховым звеном и др., а также с участниками финансового рынка. Финансовые отношения при осуществлении хозяйствующими субъектами производственной и инвестиционной деятельности возникают, когда на денежной основе происходит формирование собственных средств предприятий и коммерческих организаций, их доходов, привлечение заемных источников финансирования, распределение доходов, их использование на цели накопления и потребления. Исходным моментом для этого является формирование первоначального капитала, так как организация любого нового дела требует соответствующего финансового обеспечения.

Источники создания и финансирования хозяйственной деятельности предприятий. Первоначальный капитал как важнейший источник формирования имущества любого предприятия образуется из вкладов учредителей. Форма вклада может быть любая; объекты длительного пользования, производственные запасы, ценные бумаги, имущественные права и т.д., но наряду с этим необходима и определенная сумма денежных средств.

Способы образования первоначального капитала различаются в зависимости от организационно-правовой формы коммерческой организации. В хозяйственных товариществах — это складочный, а в обществах и на государственных (муниципальных) предприятиях — уставный капитал. Например, особенностью открытых акционерных обществ является привлечение дополнительного акционерного капитала путем эмиссии акций среди неограниченного круга инвесторов. Важно понимать, что предпринимательская деятельность практически исключает участие государства и местных органов власти в прямом финансировании создания нового предприятия и его последующей деятельности. На государство возлагаются лишь функции по формированию благоприятной экономической среды для предпринимательства. Поэтому учредители хозяйственных товариществ и обществ формируют первоначальный капитал самостоятельно. В то же время государственные (в том числе федеральные казенные) и муниципальные предприятия наделяются первоначальными средствами из соответствующих бюджетов.

 

Оценка финансового состояния предприятия

Цели, источники информации и задачи анализа финансового состояния предприятия

В условиях рыночной экономики и новых форм хозяйствования предприятия сталкиваются с рядом ранее не возникавших проблем. Одна из них — квалифицированный выбор партнера на внутреннем и внешнем рынках, поскольку от этого зависит эффективность будущего сотрудничества. Основным источником информации об устойчивости финансового состояния партнера является бухгалтерская отчетность. В рыночной экономике отчетность предприятия базируется на обобщении данных бухгалтерского учета и является информационным звеном, связывающим предприятия с Обществом и их партнерами, которые являются пользователями информации о деятельности предприятия.

Пользователи бухгалтерской информации. При вступлении в рынок неизмеримо возрастает количество пользователей бухгалтерской информации (финансовой отчетности). Если раньше она предназначалась довольно узкому кругу лиц (вышестоящей организации, финансовому органу, банку и территориальному органу статистики), то в настоящее время ее пользователями становятся практически все участники рыночных отношений: липа, непосредственно связанные с предпринимательством (бизнесом), т.е. манеджеры и самые различные работники управления, включая, естественно, бухгалтеров, которых в западной практике называют бухгалтеграми-аналитиками; лица, непосредственно не работающие на предприятиях (фирмах), но имеющие прямой финансовый интерес — акционеры, инвесторы, различные кредиторы, покупатели и продавцы продукции (услуг) и тд.; третью группу составляют лица, имеющие косвенный финансовый интерес ~ различные финансовые институты (биржи, ассоциации и т.п.), налоговые службы, органы статистики, профсоюзы и др.

И все пользователи бухгалтерской информации прежде всего ставят себе задачу провести анализ бухгалтерской отчетности, чтобы на его основе сделать выводы о направлениях деятельности.

Анализ бухгалтерского отчета имеет свои источники, свою цель и свою методику. Источниками информации являются фор-лгы отчета, включая приложения к ним, а также сведения, привлекаемые из самого учета, когда такой анализ проводится внутри предприятия.

Цель анализа бухгалтерского отчета — возможно глубже заглянуть во внутренние и внешние отношения хозяйствующего субъекта, выявить его финансовое положение, его платежеспособность и доходность. Анализ должен дать руководству предприятия картину его действительного состояния, а лицам, непосредственно не работающим на данном предприятии, но заинтересованным в его финансовом состоянии — сведения, необходимые для беспристрастного суждения, например, о рациональности использования вложенных в предприятие дополнительных инвестиций и т.п.

Источниками информации для анализа финансового состояния являются официальные формы бухгалтерской (финансовой) отчетности — форма № 1 "Баланс предприятия", форма № 2 "Отчет о финансовых результатах и их использовании", форма № 4 "Отчет о движении денежных средств".

Баланс предприятия знакомит собственников, менеджеров и других лиц, связанных с управлением, с имущественным состоянием хозяйствующего субъекта. Из баланса ясно, чем собственник иладеет, т.е. каков в количественном и качественном отношении тот запас материальных средств, которым предприятие способно распоряжаться и кто принимал участие в создании этого запаса.

По балансу определяют, сумеет ли предприятие в ближайшее время выполнить свои обязательства перед третьими лицами акционерами, инвесторами, кредиторами, покупателями, продавцами и др., или ему угрожают финансовые затруднения.

Цена и ценовая политика фирмы

• Анализ ценообразующих факторов

• Виды цен. Источники информации о ценах

• Этапы и методы установления цен на продукцию фирмы

· Установление цен на экспортную и импортную продукцию

• О порядке ведения переговоров по торговой сделке

 

В условиях рыночной экономики значение цены огромно. Для предпринимателей — это вопрос жизни и смерти. Цена определяет структуру и объем производства, движение материальных потоков, распределение товарной массы и, наконец, уровень жизни общества.

Успех коммерческого предприятия определяют следующие составляющие: научно обоснованная ценовая стратегия; разумная ценовая тактика; правильная методика установления цены.

Цена и ценовая политика для предприятия — второй после товара существенный элемент маркетинговой деятельности. Именно поэтому разработке ценовой стратегии и цен должно уделяться самое пристальное внимание со стороны руководства любого предприятия, желающего наиболее эффективно и долговременно развивать свою деятельность на рынке, так как любой ложный или недостаточно продуманный шаг немедленно сказывается на динамике продаж и рентабельности.

Принятие решения в области цен сопряжено с необходимостью учитывать многочисленные факторы, в частности такие, как

 

себестоимость товара, или вернее, ее стоимостная оценка, выполненная различными способами расчета;

· цена конкурентов и возможность ее изменения;

· ожидаемая реакция покупателей на возможное изменение цены;

· прямое и косвенное воздействие со стороны государства на политику цен фирмы.

Вступая на путь предпринимательства, каждый хозяйствующий субъект должен отчетливо представлять, под влиянием каких факторов формируется рыночная цена.