Неформальные коммуникации. Деловое общение.
Одну из основных ролей играют также коммуникации с неформальными группами. Часто мнения, складывающиеся в неформальных группах и поступающие к руководителю по неформальным каналам, дают возможность принимать более правильные решения или предупреждать конфликтные ситуации.
Наряду с формальной структурой существует и неформальная, которая основана на личных, неслужебных, нерегламентированных отношениях и соответственно кроме информации, передаваемой по официальным, формальным каналам (формальные коммуникации), циркулирует и неофициальная информация, проще говоря, слухи, передаваемые при помощи неформальных коммуникаций.
Неформальными коммуникациями довольно часто пользуются руководители, чтобы выяснить реакцию сотрудников на те или иные предполагаемые изменения. Особенности неформальных коммуникаций – гораздо большая скорость передачи информации, значительный объем аудитории, сравнительно меньшая достоверность передаваемых сообщений.
Наличие в организации неформальных коммуникаций – явление нормальное, однако лишь до определенной степени. Следует помнить, что слухи – это всегда следствие недостатка информации, и большой объем сведений, распространяемых с помощью слухов, неформальных информационных обменов, свидетельствует о неблагополучии системы коммуникаций и ее неэффективности.
Важным компонентом бизнеса является деловое общение. Деловое общение обусловлено следующими обстоятельствами: 1) необходимостью исследования рынка; 2) изучением специфики своего дела; 3) производством рекламы; 4) необходимостью вести переговоры; 5) управленческого общения; 6) наймом персонала и т.п.
В деловом общении присутствуют все виды человеческого общения:
1. Познавательная коммуникация (главная цель – передача содержания информации);
2. Экспрессивная коммуникация (главная цель – передача чувств, эмоций; пример – встреча влюбленных после долгой разлуки);
3. Убеждающая коммуникация (общение с целью повлиять на других);
4. Социально-ритуальная коммуникация (направлена на поддержание норм и обычаев социально-культурного поведения, например обычаи гостеприимства и т.п.);
5. Несловесная коммуникация (общение с помощью жестов, мимики и т.п.).
Можно выделить следующие причины нарушения коммуникаций в деловой среде:
· Отсутствие координаций (адресат получает информацию не своевременно и не в том порядке);
· Перегруженность (адресат перегружен информацией, работает с большим напряжением и не может адекватно реагировать);
· Пропуск некоторых звеньев коммуникационной цепочке (выпадает один или несколько человек из коммуникации);
· Искажение информации (может быть преднамеренным или непреднамеренным);
· Подтасовка информации.