Менеджмент как социально-экономический процесс.
Менеджмент – это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение в ходе любой хозяйственной деятельности фирмы (или организации), действующей в рыночных условиях, определенных намеченных целей путем рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов с применением принципов, функций и методов менеджмента.
Менеджмент – это тип управления, отвечающий современным потребностям рыночной экономики.
Менеджмент – это умение добиваться поставленной цели, используя ум, интеллект и мотивы поведения других людей.
Менеджмент – это способ, манера общения, власть и искусство управления.
Критерием качества менеджмента выступает практический успех менеджера в деловой действительности, определяемой уровнем предприимчивости, основанной на здравом смысле, смекалке. Задача менеджмента состоит в рациональной организации работы организации и получении оптимальных результатов при взвешенном использовании ресурсов.
Существует две точки зрения на время появления менеджмента как науки:
1. Развитие менеджмента связано с именами Тейлора и Файоля (в нач. 20в.);
2. Как наук менеджмент стал развиваться в 17-18в.
В конце 60г., когда Америка и Европа переживала «бум» менеджмента в бизнес-школах сформировалось два основных направления менеджмента:
1) рационалистическое (связано с применением количественных методов управления предприятия направленных на поиск максимальной прибыли; акцентируется внимание на управлении операциями – технической стороны производственного процесса);
2) поведенческое (гуманистическое). Возникло в противовес рационалистическому направлению. Ориентировано на изучение реальных потребностей, интересов, ценностей, целей, социального поведения персонала организации. Акцентируется внимание на управлении трудовыми ресурсами, отдавая приоритет психологическим факторам, мотивации и стимулирования человеческой деятельности.
В условиях рыночной экономики появляется третье направление - маркетинговый подход.
Характерные черты менеджмента включают экономический, социально-психологический, правовой и организационно-технический аспекты.
Содержание экономического аспекта составляет управление процессом производства, входе которого достигается координация материальных и трудовых ресурсов необходимых для эффективного достижения поставленных целей.
Социально-психологический – характеризует деятельность особой группы лиц по организации и руководству всего персонала фирмы.
Правовой аспект отражает структуру государственных, политических и экономических институтов, проводимую ими политику, законодательство.
Организационно-технический аспект включает рациональную оценку ситуации и систематический отбор целей и задач, последовательную разработку стратегии.
Менеджмент в зависимости от видов и последовательности деятельности можно разделить на три стадии:
1) стратегическое управление (включает выработку целей менеджмента, а также перспективное планирование);
2) оперативное управление (включает деятельность по реализации планирования, постановку целей и т.д.);
3) контроль (анализ достигнутых результатов).
Всякая организация представляет собой пирамиду, горизонтальный уровень, которой характеризует функциональное разделение труда, а вертикальный уровень – субординацию.
Уровни менеджмента (менеджеры высшего уровня – председатель правления, члены совета директоров и т.д.; менеджеры среднего уровня - руководитель подразделения, главный бухгалтер; менеджер первого звена - руководитель отдела, мастер, бригадир; неуправленческие служащие - секретарь, продавцы, канцелярские служащие и т.д.).
Основными задачами менеджмента являются:
1. Сделать людей способными к совместному действию;
2. Сплотить людей вокруг единой цели;
3. Выявление потребностей персонала организации и развитие возможностей их удовлетворения;
4. Формирование эффективных коммуникаций внутри организации и воспитание индивидуальной ответственности работников;
5. Разработка оптимальной и эффективной системы оценки результатов деятельности организации, включающей многообразные критерии оценки;
6. Отыскать и распознать те элементы собственной традиции, истории и культуры, которые можно использовать для модернизации системы управления.
Таким образом, сущность всех задач сводится к тому, чтобы сделать людей способными для совместных действий путем постановки им общих целей, наделения ценностями, рациональной организационной структурой, воспитанием необходимых трудовых навыков и обеспечения квалификационного развития. Эта задача выполняется менеджером предприятия в процессе его управленческой деятельности.