Менеджмент как социально-экономический процесс.

Менеджмент – это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение в ходе любой хозяйственной деятельности фирмы (или организации), действующей в рыночных условиях, определенных намеченных целей путем рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов с применением принципов, функций и методов менеджмента.

Менеджмент – это тип управления, отвечающий современным потребностям рыночной экономики.

Менеджмент – это умение добиваться поставленной цели, используя ум, интеллект и мотивы поведения других людей.

Менеджмент – это способ, манера общения, власть и искусство управления.

Критерием качества менеджмента выступает практический успех менеджера в деловой действительности, определяемой уровнем предприимчивости, основанной на здравом смысле, смекалке. Задача менеджмента состоит в рациональной организации работы организации и получении оптимальных результатов при взвешенном использовании ресурсов.

Существует две точки зрения на время появления менеджмента как науки:

1. Развитие менеджмента связано с именами Тейлора и Файоля (в нач. 20в.);

2. Как наук менеджмент стал развиваться в 17-18в.

В конце 60г., когда Америка и Европа переживала «бум» менеджмента в бизнес-школах сформировалось два основных направления менеджмента:

1) рационалистическое (связано с применением количественных методов управления предприятия направленных на поиск максимальной прибыли; акцентируется внимание на управлении операциями – технической стороны производственного процесса);

2) поведенческое (гуманистическое). Возникло в противовес рационалистическому направлению. Ориентировано на изучение реальных потребностей, интересов, ценностей, целей, социального поведения персонала организации. Акцентируется внимание на управлении трудовыми ресурсами, отдавая приоритет психологическим факторам, мотивации и стимулирования человеческой деятельности.

В условиях рыночной экономики появляется третье направление - маркетинговый подход.

Характерные черты менеджмента включают экономический, социально-психологический, правовой и организационно-технический аспекты.

Содержание экономического аспекта составляет управление процессом производства, входе которого достигается координация материальных и трудовых ресурсов необходимых для эффективного достижения поставленных целей.

Социально-психологический – характеризует деятельность особой группы лиц по организации и руководству всего персонала фирмы.

Правовой аспект отражает структуру государственных, политических и экономических институтов, проводимую ими политику, законодательство.

Организационно-технический аспект включает рациональную оценку ситуации и систематический отбор целей и задач, последовательную разработку стратегии.

Менеджмент в зависимости от видов и последовательности деятельности можно разделить на три стадии:

1) стратегическое управление (включает выработку целей менеджмента, а также перспективное планирование);

2) оперативное управление (включает деятельность по реализации планирования, постановку целей и т.д.);

3) контроль (анализ достигнутых результатов).

Всякая организация представляет собой пирамиду, горизонтальный уровень, которой характеризует функциональное разделение труда, а вертикальный уровень – субординацию.

Уровни менеджмента (менеджеры высшего уровня – председатель правления, члены совета директоров и т.д.; менеджеры среднего уровня - руководитель подразделения, главный бухгалтер; менеджер первого звена - руководитель отдела, мастер, бригадир; неуправленческие служащие - секретарь, продавцы, канцелярские служащие и т.д.).

Основными задачами менеджмента являются:

1. Сделать людей способными к совместному действию;

2. Сплотить людей вокруг единой цели;

3. Выявление потребностей персонала организации и развитие возможностей их удовлетворения;

4. Формирование эффективных коммуникаций внутри организации и воспитание индивидуальной ответственности работников;

5. Разработка оптимальной и эффективной системы оценки результатов деятельности организации, включающей многообразные критерии оценки;

6. Отыскать и распознать те элементы собственной традиции, истории и культуры, которые можно использовать для модернизации системы управления.

Таким образом, сущность всех задач сводится к тому, чтобы сделать людей способными для совместных действий путем постановки им общих целей, наделения ценностями, рациональной организационной структурой, воспитанием необходимых трудовых навыков и обеспечения квалификационного развития. Эта задача выполняется менеджером предприятия в процессе его управленческой деятельности.