Значение делового общения на предприятиях сервиса и туризма

 

Общение – важнейшая форма взаимодействия людей. В современном менеджменте общение играет определяющую роль. Оно служит жизненно важной цели – установлению взаимосвязей и сотрудничеству людей. Менеджеры на различные виды общения тратят в среднем 80% своего рабочего времени. От того, насколько умело построено общение зависят:

· результативность переговоров;

· степень взаимопонимания с партнерами, с клиентами, сотрудниками;

· удовлетворенность работников фирмы своим трудом;

· морально-психологический климат в коллективе;

· взаимоотношения с другими предприятиями и организациями, а также с государственными органами.

По характеру и содержанию общение бывает формальным (деловым) и неформальным (светским, обыденным, бытовым).

Деловое общение – это процесс взаимодействия и взаимосвязи, в котором происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, предполагающим достижение определенного результата, решение или реализацию проблемы.

Общение отличается по содержанию и по форме. Форма общения – это процесс взаимодействия людей, специфика их поведения по отношению друг к другу. Главное в выборе форм общения в том, чтобы «друзей не сделать врагами, о врагов сделать друзьями» (Инге фон Ведемайер).

В данном случае речь идет о качестве общения, а точнее, о его культуре. В связи с этим важно выделить следующие компоненты общения:

· коммуникатор – тот, кто инициирует общение, сообщает информацию;

· аудитория (реципиенты) – тот, кому сообщают информацию;

· сообщение – то, что говорят (содержание информации);

· средства общения – технические средства, благодаря которым информация поступает к ее получателю

Деловое общение реализуется в различных формах:

· деловая беседа;

· деловые переговоры;

· деловые совещания;

· публичные выступления.

Можно выделить два основных вида общения:

· опосредованное (косвенное) – через посредников, по телефону, факсу;

· непосредственное – вступление собеседников в контакт «с глазу на глаз». В этом случае применяется два вида коммуникации: вербальная (речевая) и невербальная (жесты, мимика, тембр голоса).

Чтобы понять, почему одни менеджеры добиваются успеха, а другие терпят неудачу, необходимо выявить роль информации, которая проходит по каналам общения в организации. Информация может быть разделена на три категории.

1. Функциональная информация – передается всем или определенной группе лиц для того, чтобы они могли выполнять свои функции (о политике, целях и задачах организации, директивы и т.п.). Она поступает в разных направлениях (вертикально и горизонтально). Традиционно обмен такой информацией называется формальным общением, так как она передается по официальным каналам организации.

2. Координационная информация – циркулирует между функциональными подразделениями организации; движется обычно в горизонтальном направлении. В этом случае необходимое общение происходит при встречах, посредством телефона, служебных писем, объявлений и др. По существу, это общение, связанное с организацией совместной деятельности по решению задач фирмы.

3. Оценочная информация – происходит общение, которое имеет отношение к статусу сотрудников, восприятию ими друг друга. Каналы передачи оценочной информации обычно включают награды, поощрения за заслуги, поощрительные письма с благодарностью за значительный вклад в деятельность организации.

Особое внимание следует уделять технологии делового общения. Его слагаемые.

1. Формулирование цели: заключить соглашение, подписать контракт, разрешить спорный вопрос и т.д.

2. Подготовка к общению – моделирование процесса общения, определение тактики и манеры своего поведения.

3. Процесс непосредственного общения.

4. Подведение итогов делового общения.

Таким образом, межличностное общение базируется на навыках, которые в процессе трудовой деятельности менеджера постоянно совершенствуются. Руководитель не должен недооценивать навыков межличностного общения, без которых невозможно эффективное управление организацией.