ЦЕНООБРАЗУЮЩИЕ ФАКТОРЫ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛЕ

 

Изменения, происходящие в конъюнктуре мировых товарных рынков, в конечном итоге проявляются в изменениях цен на конкретные товары. По своему наиболее общему и традицион­ному определению цена выступает как образовавшаяся в резуль­тате действия множества факторов денежная сумма, которую намерен получить продавец, реализуя свой товар, и которую го­тов заплатить за данный товар покупатель. При этом реальная цена, как следует из постулатов и графических схем экономи­ческой теории, является «точкой пересечения» кривых спроса и предложения.

Как и во внутренней торговле, цены в международной тор­говле зависят от конкретной рыночной ситуации (соотношения спроса и предложения), однако здесь взаимодействует более широкий круг участников (субъектов рыночных отношений), влияющих на конъюнктуру и соответственно на изменение цен. Следует подчеркнуть, что цены в международной торговле – это более многофакторное понятие, чем цены во внутренней торговле.

В связи с этим проанализируем основные ценообразующие фак­торы в международной торговле:

• общеэкономические;

• конкретно-экономические;

• специфические;

• специальные;

• внеэкономические.

Общеэкономические факторыценообразующие факторы, дей­ствующие независимо от вида конкретной продукции и конкрет­ных условий ее производства и реализации. К такого рода факторам можно отнести: прохождение соответствующих фаз экономического цикла (кризис, депрессия, оживление, подъем); соотношение совокупных спроса и предложения; динамику инфляции и т.д.

Конкретно-экономическиеценообразующиие факторы, оп­ределяемые особенностями данной конкретной продукции (дан­ного товара), условиями ее производства и реализации. К ним можно отнести: соотношение спроса и предложения на данный товар; изменения в издержках производства и обращения данного товара; налоги и различные сборы, связанные с данной продукцией (товаром); изменения в потребительских свойствах данного товара (качество, надежность, внешний вид, престижность и т.д.).

Специфическиеценообразующие факторы, действующие только в отношении некоторых (отдельных) видов товаров. К ним можно отнести: сезонность в производстве и реализа­ции отдельных товаров (например, зимняя и летняя одежда или обувь); обязательную комплектность поставок отдельных това­ров (это особенно относится к машинно-технической продукции); гарантии и условия послепродажного обслуживания и т.д.

Несколько особо по отношению к первым трем группам сто­ят четвертая и пятая группы ценообразующих факторов (специ­альные и внеэкономические), относящихся не ко всем товарам, а к отдельным специфическим товарам.

Специальные ценообразующие факторы – факторы, связанные с действием особых механизмов и экономических инструментов. Это касается, прежде всего, форм деятельности государства в области внешнеэкономических связей. К ним можно, в частности, отнести формы государственного регулирования в своей собствен­ной стране, а также формы государственного регулирования за рубежом (в странах, фирмы которых выступают в качестве парт­неров по внешнеэкономическим сделкам и на рынках которых реализуются экспортируемые из данной страны товары).

Внеэкономическиеполитические, военные, социальные фак­торы, прямо не относящиеся к экономике, однако оказывающие вполне определенное воздействие на динамику цен в сфере меж­дународной торговли (например, стремясь политически поддер­жать Республику Куба в 60–70-е гг., СССР покупал кубинский сахар по ценам более высоким, чем этот товар можно был при­обрести в некоторых других странах; войны в Персидском за­ливе и Ираке отразились на ценах на нефть и т.д.).

В реальной практике вся эта совокупность динамично меня­ющихся и взаимодействующих между собой факторов оказыва­ет итоговое комплексное воздействие на цены международной торговли.