Статистика профессионального обучения

Большое значение для анализа конъюнктуры рынка труда и выявления причин несоответствия спроса и предложения на рынке труда имеют данные о профессиональной подготовке кадров. При этом рассчитывается численность лиц, получивших специальность (профессию) рабочего или служащего как непосредственно на предприятиях и в организациях, так и в учебных заведениях начального профессионального образования (профессионально-технических училищах), включая прошедших переподготовку. В число лиц, закончивших профессиональное обучение по направлению служб занятости, включается количество незанятых граждан, закончивших профессиональное обучение с целью получения профессий или переподготовки по направлению служб занятости в учебных заведениях разного типа.

Статистика свидетельствует, что значительную долю среди ищущих работу составляют лица, не имеющие профессиональной подготовки или потерявшие навыки в связи с длительным перерывом в работе (примерно одна треть). Повышению их конкурентоспособности на рынке труда способствовало бы увеличение масштабов профессионального обучения.

Однако действующая система подготовки и переподготовки кадров слабо способствует решению указанной проблемы. За последние годы в России, как и в других странах Содружества, наблюдается снижение объемов подготовки квалифицированных кадров как непосредственно на предприятиях (уменьшаются средства на профессиональное обучение работников, демонтируется учебно-производственная база и т.д.), так и в системе профессионально-технического образования.

Новая форма профессионального обучения, инициируемая службами занятости, получает все более широкое распространение. Однако масштабы профессиональной подготовки по направлению служб занятости пока еще явно недостаточны для формирования новой действенной системы профессионального обучения. Поэтому усиление статистического внимания к этим проблемам вполне оправданно, так как без хорошо налаженной системы подготовки квалифицированных кадров невозможно повысить конкурентоспособность безработных и облегчить «стыковку» имеющихся или вновь создаваемых рабочих мест и лиц, ищущих работу.

 


[1] Основной является работа, которую респондент сам считает для себя основной, или та. на которой отработано большее количество часов, или приносящая наибольший доход.

- Нормальной (обычной) продолжительностью рабочей недели считается время (часы) работы, установленное законодательством, правилами внутреннего распорядка, коллективными договорами для данного вида работ и категорий работников. Там. где не установлена нормальная продолжительность рабочей недели, в качестве таковой принимается время, которое респондент обычно тратит на выполнение заданного объема работ за неделю.

[2] В советской статистике под текучестью подразумевались только уход с работы по собственному желанию, увольнение за прогул и за другие нарушения трудовой дисциплины. В зарубежной статистической практике текучесть — это синоним понятия «движение рабочей силы».