Рынок капитала

Термин “капитал” имеет много значений.

Первый подход берет свое начало от классиков политической экономии: А. Смит рассматривал капитал как накопленный труд, Д. Рикардо считал, что капитал – это средство производства.

Второе направление представляет американский экономист Дж. Робинсон. В своей работе “Капиталовложения в современной экономике” она пишет, что капитал, когда он воплощен в еще не инвестированных финансах, есть сумма денег.

Однако разнообразные взгляды на капитал едины в одном: капитал – это ценность, способная приносить доход.С этой точки зрения не важно, выступает ли капитал в виде производственных фондов, земли, ценных бумаг, депозитов или человеческого капитала. Главное, что все перечисленные блага обеспечивают регулярный доход в различных формах. Если владелец имеет капитал в материальной форме, то он будет получать доход в виде ренты (сдавая данный актив в аренду, в том числе сам себе), а если в денежной форме, то в виде процента (предоставляя полученные от продажи реальных активов деньги в кредит).

Ставкой (нормой) процента называется отношение дохода на капитал, предоставленный в ссуду, к размеру ссужаемого капитала, выраженное в процентах.

Так, если сумма займа составила 1000 руб., а годовой доход составил 100 руб., то ставка процента составит: 100 руб. / 1000 руб. * 100% = 10%.

В современных условиях большое влияние на функционирование рынка капитала оказывает инфляция, поэтому различают номинальную и реальную ставку процента. Номинальная ставка – это процентная ставка, определенная при получении кредита. Реальная ставка – номинальная ставка с поправкой на инфляцию. Она равна разнице между номинальной ставкой и уровнем инфляции. При принятии решения о взятии ссуды предприниматель ориентируется, прежде всего, на реальную ставку.

С капиталом связано понятие “рынок капитала”. Оно отражает несколько связанных между собой явлений: рынок капитальных активов, рынок ссудного капитала, рынок услуг капитала. Рынок ссудного капитала представляет собой взаимодействие спроса фирм на заемный капитал для инвестиций, с одной стороны, и предложения заемных средств, осуществляемого фирмами и домашними хозяйствами, – с другой.

Спрос на капитал – это спрос на инвестиционные ресурсы, а не просто на деньги. Деньги как таковые не являются экономическим ресурсом, они не способны производить товары и услуги. Однако предприниматели предъявляют спрос на деньги, берут деньги в ссуду, как бы “покупая” возможность их использования, потому что на них можно приобрести средств производства – зданий, сооружений, оборудования. А эти средства вносят вклад в производство. Таким образом, используя денежный капитал, предприниматели, в конечном счете, покупают возможность пользования реальными средствами производства.

Субъектами спроса на инвестиционные средства на рынке капитала являются фирмы (бизнес, предприниматели) и домашние хозяйства. Фирмы предъявляют спрос на капитал для того, чтобы использовать его для приобретения капитальных благ (оборудования, машин, материалов) и получения прибыли. Они прибегают к услугам заемного капитала тогда, когда им не хватает своих собственных денег (например, для расширения производства или покупки нового дорогого оборудования). При этом, чем дешевле фирме будет обходиться кредит, тем большее количество денег она захочет взять взаймы.

Домашние хозяйства берут деньги взаймы не для получения прибыли, а для покупки каких-либо потребительских благ в нескольких случаях:

1. Для обеспечения текущего потребления в случае непредвиденного уменьшения дохода. В этом случае деньги нужны для приобретения благ первой необходимости и не являются капиталом.

2. Для покупки капитальных потребительских благ, которые имеют относительно высокую цену и требуют откладывания денег из дохода в течение длительного промежутка времени.

Изменение ставки процента меняет выбор домашних хозяйств: чем ниже процент, тем больше потребителей решают взять деньги в долг и купить желаемое благо. Таким образом, при уменьшении ставки процента спрос на капитал увеличивается, так как и фирмы, и домашние хозяйства решают взять больше денег в долг.

Графически спрос на инвестиционные средства можно представить в виде кривой с отрицательным наклоном (- от англ. demand for capital – спрос на капитал), показывая обратную зависимость от уровня процентной ставки (рис. 10.5).

 
 


Ставка процента -

или

Предельный продукт

капитала - MP 1

2

0 - заемные средства для инвестиций

Рис. 10.5. Инвестиционный спрос фирмы

 

Из графика (рис. 10.5) видно, что по мере роста инвестиционных средств снижается предельный продукт капитала (продукт, произведенный при помощи последней единицы используемого капитала). Закон убывающей пре­дельной производительности капитала помогает понять динамику уровня дохода на капитал: при прочих равных условиях (то есть неизменных объемах использования факторов труда и земли) уровень дохода на капитал имеет тенденцию к понижению по мере роста инвестиционных средств.

На спрос на инвестиционные средства воздействует ряд факторов, которые смещают кривую спроса вправо или влево:

1. Уровень ожидаемого дохода.

2. Уровень инфляции.

3. Бюджетно-налоговая и денежно-кредитная политики государства.

4. Развитие НТП (научно-технического прогресса).

Субъектами предложения являются домашние хозяйства и предприятия. Домашние хозяйства покупают товары на рынках, приобретают акции и облигации предприятий, открывают денежные счета в банках для хранения своих сбережений. В процессе предложения денежного капитала участвуют и свободные средства, которые являются собственностью фирм и находятся на счетах в банках.

Графически предложение заемного капитала можно представить следующим образом (рис. 10.6).

 
 


Ставка процента -

или

Предельный продукт

капитала - MP

2

1

0 - заемные средства для инвестиций

Рис. 10.6. Предложение заемных средств

 

На рис. 10.6 кривая предложения заемного капитала (Sc – от англ. supply of capital – предложение капитала) имеет положительный наклон. Это объясняется тем, что субъекты, предлагающие капитал, отказываются от самостоятельного альтернативного его применения – открыть собственное дело и получить доход и т.д. Чем большая сумма капитала предлагается в ссуду, тем больше его предельная альтернативная стоимость или предельные издержки упущенных возможностей (marginal opportunity cost).

На предложение заемного капитала влияют следующие факторы:

1. Уровень прибыли фирм и доходов домашних хозяйств, определяемый состоянием конъюнктуры.

2. Аспекты монетарной политики государства.

3. Инфляция.

Взаимодействие спроса и предложения на рынке инвестиционных средств может создать равновесное состояние (рис. 10.7). Для него характерен равновесный уровень инвестиций () и ставки процента ().

       
 
   
 


Уровень процента -

 

Е

0 - заемные средства для инвестиций

Рис. 10.7. Предложение заемных средств

 

На рис. 10.7 в точке пересечения кривых Dc и Sc (точка Е) устанавливается равновесие на рынке капитала, Dc=Sc, предельная доходность капитала равна предельным издержкам упущенных возможностей. Спрос на ссудный капитал равен его предложению.

Равновесие на рынке капитала может изменяться при изменении следующих обстоятельств. Поскольку одним из основных факторов является информация о будущем доходе (для потребителей) и спросе (для фирм), относительно быстро равновесие может изменяться в результате изменения ожиданий будущих событий. В более длительном периоде равновесие может смещаться в результате изменения менее подвижных факторов, например, степени бережливости потребителей, их доходов, масштаба фирм.