Герои и народ в эпопее
Для эпоса в отличие от драмы предметом становится не действие, а событие. Поэтому в эпосе — изображение не одних только героев, но множества лиц, к событию причастных. Именно из такого понимания жанра исходили и теоретики классицизма, когда объявили предметом поэмы событие, «великое и знаменитое».
«Подвиги не только одного государя, но всего российского воинства» воспел Херасков в «Россиаде». Еще раньше это сделал Ломоносов. В событиях, составляющих сюжет его поэмы, участвуют не только «герои», но и народ. Образ народа у Ломоносова собирательный. Обрисовывается он с разных сторон, но наделяется поэтом неизменно высокими нравственными качествами. В момент осады и взятия Шлиссельбурга он предстает в героическом ореоле:
На копья, на мечи, на ярость сопостат,
На очевидну смерть россияне летят.
После взятия крепости мы видим его великодушным, способным уважать храбрость поверженного врага. В походах он терпелив, вынослив. К «войску славному», что «отечество в земны прославили концы», и обращает поэт слова любви и уважения в своих «лирических отступлениях».
В художественном воссоздании героев Ломоносов также идет по пути обобщающей идеализации, хотя и сохраняет за каждым из них имя (Голицын, Шереметев и др.) и в соответствии с исторической «памятью» их «место» в ходе событий. Осмысление роли героев и народа в исторических событиях определено в поэме художественной системой классицизма. А она исходила из культа сильной личности: это выразилось в выдвижении на первый план героев. Именно они, их поведение оказывало решающее воздействие на исход событий. Они являли пример, образец самоотверженности, увлекали за собой «россиян».
Таким предстает в момент штурма крепости князь Голицын: «пламенем отвсюду окружен», он «на стену пред всеми поспевает, солдатам следовать себе повелевает». Он погибает, но воины, следуя «и слову и примеру» своего предводителя, «как волны на крутой теснятся дружно брег».
Таков же и Шереметев, чье «рачение геройско отмще-ньем дышущих бодрит напор сердец». Подстать им Карпов, «вождь Преображенских сил, всех прежде начал бой, всех прежде смерть вкусил» и, «бьючись, дал знать с душой и храбростью разлуку».
Мысль эта в концентрированном виде заложена и в образ Петра: «герой наш посреде великия напасти и взором и речьми смутившихся крепит», вливает в их сердца бодрость и мужество, «правит» «рожденным им войском». По замыслу он должен был предстать в поэме как «строитель, плаватель, в полях, в морях Герой».
Однако в изображении Петра Ломоносов шел не только по пути объективного воспроизведения его «деяния» и личности, но преследовал и нравоучительные, в духе классицизма, цели. В образе Петра поэма должна была создать «пример», на котором «весь смертных род», «земны владыки познают, что монарх и что отец прямой».
Связь незавершенной ломоносовской поэмы с художественной системой классицизма выявилась и в другом. Герой и войско славное абстрагированы от их социального положения. Читатель ничего не узнает об их отношениях. Они представлены лишь в одном качестве — как носители идей патриотизма, которая и объединяет их. Социальные стороны народной жизни не попадают в поле внимания поэта классицизма.
Ломоносов мыслит вполне в духе своего времени: народ предстает в его поэтическом сознании как безликая масса, управляемая «героями». В изображении самой войны его интересует лишь национально-героическая сторона. Не пытается Ломоносов осмыслить и социальные причины выступления стрельцов. Изображенные в поэме (в «рассказе» Петра) как носители «крамолы», они «потрясают» сердце юного царя слепой и, с его точки зрения, неоправданной и необузданной жестокостью. Они противопоставлены истинному «народу», устами которого произносится суд истории:
Вы горьку казнь себе изменой заслужили.
Вас мстительный пожрет неукосненио меч; ...Велика вся Россия
Исторгнет корень ваш за возмущенья злые.
Отношение к стрельцам, передаваемое в поэме как народное, выражает, однако, оценку их бунта с позиций прежде всего современной Ломоносову дворянской государственности.
Характер понимания эпического в классицизме наиболее отчетливо выразился в «Россиаде» Хераскова. Повествуя о судьбе двух народов, двух государств, автор обращал свою поэму к «умеющим чувствовать, любить свою отчизну и дивиться знаменитыми подвигами своих предков»1.
Подвиги предков, «безопасность и спокойство своему потомству доставивших», составили главный сюжетный узел поэмы. Поэтому в центре событий — герой и храброе русское воинство. Они совершают свой великий подвиг — разрушают последний оплот татарских «злодейств».
Образ народа в поэме Хераскова, как и у Ломоносова, собирательный. Он воплощает в себе особенности национального характера в целом, строится на традиционных эпических преувеличениях, предстает в обобщенном виде. В первой песне, содержащей предысторию событий, Херасков изображает «стенящу, страждущу Россию», «по селам и градам» которой «простерся бледный страх» от «злодейств» «заволжских наглых орд».
Но Древняя Русь — это не только страдающая Русь, но и Русь борющаяся. «Российские Ираклы» не раз сражались с татарской «гидрой», и их мечами «драконова глава лежала сокрушенна». Но «под пеплом крылся огнь и часто возгорал». Обращаясь к прошлому страны, Херасков создает образ русского народа, в котором всегда жило стремление к свободе и независимости, именно поэтому решение царя Ивана Васильевича идти походом на Казань было встречено всеобщим «ликованием» народа.
Носителем общих, родовых свойств остается «народ» и в центральной части поэмы, где изображается его участие в развернувшихся героических событиях. Он предстает в облике «россов», «полков российских», «российских ратников». К ним обращает свое «слово» царь во время трудного похода: «Дерзайте, воины! Нам стыдно унывать!..» И они единодушно отвечают: «Не страшны орды нам!..» Единая, монолитная масса, они «восстали, двигнулись и путь свой окончили» у стен Казани. Обезличенные предстают они и в картинах сражения, где храбрость их получает лишь косвенное изображение — через воспроизведение поверженных ими врагов. Детализация картины боя дана натуралистически:
Тот скачет на коне, нося стрелу в гортани,
Иной, в груди своей имея острый меч,
От смерти думает носящий смерть утечь;
Иной, пронзенный в тыл, с коня стремглав валится,
И с кровью жизнь спешит его устами литься.
Глаза подъемлюща катится там глава,
Произносящая невнятные слова;
Иной беспамятен в кровавом скачет поле,
Но конь его стремит на копья поневоле.
В других случаях неустрашимость «россов» подчеркивается с помощью сравнений.
Как легкий бурный ветр, играющий пером,
Россияне врагов свергают, бросив гром,—-
во время штурма Казани после взрыва стены.
Или:
Российские полки, Алеем ободрении,
Бросаются к врагам, как тигры разъяренны;
Стесняют, колют, бьют, сражаются...
Подобно Ломоносову, Херасков показывает не только героизм русских воинов, но и их милосердие, гуманность по отношению к своему злейшему врагу, как только этот враг был повержен. В поэме изображен эпизод, когда «казанцы», видя, что «спасенья нет», и предупреждая свой «позор», начинают поражать друг друга («брат брата, сын отца») кинжалами.
Бесчеловечное такое видя действо.
Российски воины забыли их злодейство;
Ко избавлению враждующих текут,
Вломившись в тесноту, из рук кинжалы рвут...
Хотящих смерти им от смерти избавляют,
Носителями определенных нравственных черт предстают в поэме и герои. С народом их объединяет подвиг во имя отечества. Рисуя необычайную храбрость русских воинов и их полководцев, Херасков в соответствии с законами жанра показывает, как неизменно «великие добродетели торжествуют» (Тредиаковский). Терпеливо выносят русские воины все трудности похода, бесстрашно ведут себя на поле сражения, где «летает грозна смерть» и «стонет, кажется, под грудой тел земля».
Как истинные герои ведут себя на поле брани князья Палецкий, Курбский, Мстиславский, Троекуров, Шемякин, Микулинский. Решительно отказывается от милости татар, обещанной за измену, попавший в плен князь Палецкий. Сцены единоборства русских князей с крымскими и казанскими витязями, как и грандиозные, впечатляющие картины общего сражения «российского воинства» с татарами под Тулой и Казанью, овеяны национальной героикой.
Воспроизводя события казанской победы, Херасков главное внимание сосредоточил на «подвигах» героев, изображении их нравственной силы и решающей роли в ходе событий. В структуре поэмы это выразилось не только во включении эпизодов с «единоборством» русских и казанских, русских и крымских витязей.
Главное — в настойчивом подчеркивании мысли, что исход общего сражения определялся исходом «противуборст-ва» витязей, в одном случае, и степенью участия героев в «кровавой сече» полков российских с врагами — в другом. Курбский, Палецкий, Мстиславский, Микулинский, Прон-ский, Хилков, Шереметев, Романов — именно они поставлены в центре описания битвы. Их неустрашимость определяет поведение полков и, следовательно, исход битвы. Воинство русское оказывается отодвинутым на задний план и в других эпизодах поэмы.
Учитывая, что создание эпических картин сражения осуществлялось по законам поэзии, нельзя, однако, не отметить факта преувеличения в поэме роли «героев» в общенародном подвиге.
Таким образом, поэма Хераскова была значительным явлением в развитии национальной русской литературы. История предстает в ней в конкретных именах, фактах, событиях.
Соотношение в структуре поэмы подлинного, исторического и вымышленного, художественного основывается на предпочтении исторического, но эпический сюжет строится по законам художественного творчества: фантазии поэта открывается широкий простор.
Однако отражение национальной героики Древней Руси не было для Хераскова единственной целью. С помощью исторического материала он осмысливает проблемы современной ему жизни. Его «Россиада» была в этом отношении действительно «гражданственной поэмой, вознесшей на высоту эпопеи идеалы общественного служения передовой дворянской интеллигенции»1. В этом нельзя не согласиться с крупнейшим советским исследователем литературы XVIII века Г. Гуковским.
Но она была поэмой и как поэма предполагала выражение миросозерцания целой эпохи, а не только дворянской интеллигенции. Разрыв между дворянским и народным сознанием, обозначенный в поэме, установка на мора-листичность, имевшая в классицизме сословие-ограничен-ный характер, отсутствие интереса со стороны автора к социальным вопросам национальной жизни эпохи правления Ивана Грозного привели к сужению художественной перспективы произведения Хераскова.
Это в значительной степени определило ее судьбу в истории русской литературы.
Жанр эпической поэмы, восходящей к традиции Гомера («Илиада») и Вергилия («Энеида»), в своем чистом, «классическом» виде был представлен в русской литературе лишь «Россиадой» М. М. Хераскова. Все написанное в этом жанре после него, в конце XVIII — начале XIX века, было неизмеримо скромнее по замыслу и художественному воплощению («Героида» и «Сувороида» И. Завалишина, «Петр Великий» С. Шихматова, «Петриада» А. Грузинцева и др.).
Дальнейшее развитие жанровой формы эпопеи связано с историко-героическими поэмами А. С. Пушкина «Полтава» и «Медный всадник». Сохранив интерес к традицион-
но-героическому эпосу с его вниманием к судьбам нации и народа, Пушкин изображает эпохальные события в их исторической конкретности, с глубоким проникновением во внутренний мир, в психологию отдельного человека. Именно в этом состоит главная жанровая особенность его «Полтавы», отличающая ее от поэм классицизма и романтизма.
В сравнении с «Полтавой», «Медный всадник» более четко обозначил движение Пушкина к реализму. В силу этого ему суждено было изменить облик историко-герои-ческой поэмы, открыть перспективу развития в русской литературе новых жанровых форм эпоса, таких, как повесть-эпопея и роман-эпопея.
Тяготение к традиционно-героическому эпосу с его интересом к судьбам народа и героя с особенной силой проявится в литературе социалистического реализма. С точки зрения выявления закономерностей развития жанровой формы героической поэмы в наше время несомненный интерес представляют поэмы В. В. Маяковского «Владимир Ильич Ленин» и «Хорошо!».