Тема и образ России в лирике Есенина. Своеобразие ЛГ. Анализ 4х стихотворений.

Есение – великий национальный русский поэт. Это поэт, создавший свою традицию. Лирика Есенина любима читателями. При жизни он пережил большую поэтич-ю славу. Главные темы Е творч-ва опред-сь в 1910гг и пережили большую эволюцию: родина, рус. природа, любовь.

Рассуждая о Е, нельзя обойти его отн-е к рев-и. В годы революции Е был в родной деревне. В последующие годы уточняются многие наши взгляды на отн-е Е к рев-и. На основе документов, мемуарных свидетельств Е по своим взглядам был близок к партии соц.-революционеров, это партия, кот. выражала взгляды рус-го крестьянства. Е пишет в своей автобиогр-и» №революцию принял сразу, но по-своему, с крестьянским уклоном». Е надеялся, что рев-я изменит положение рус. деревни. Но положение деревни после окт. 17г стало намного хуже, особ с лета 18г., потому что деревня осталась без работников (все ушли на фронт), забрали всех лошадей. Воспоминание Ю. Либидинской о нетерпеливости Е.

ЛГ Е отраж-т трагич-ю судьбу рус-го крестьянства в рев-х потрясениях, что рождает сложный двойственный характер ТВ-ва Е. В судьбе ЛГ Е отразился трагизм противостояния м/у городской цивилизацией и крестьянством. Этапным Т стала поэма «Сорокоуст». В стр-ре этого Т лежит антитеза, контраст, противопост-е м/у враждебным городом, кот. олицетворен в образе паровоза и крестьянской цивилизации, кот-ю олицетворяет маленький жеребенок (Милый, милый, смешной дуралей,Ну куда он, куда он гонится? Неужель он не знает, что живых коней Победила стальная конница?)

«Не жалею, не зову, не плачу». Это стихотворение написано С.Есениным в 1921 году, в ту пору ему исполнилось всего двадцать шесть лет, а в его творчестве уже появились грустные философские размышления о преходящести бытия, о скоротечности жизни. Сам Есенин так объясняет мотивы печали и грустных размышлений: «Поэту необходимо чаще думать о смерти, и что только памятуя о ней, поэт может особенно остро чувствовать жизнь». Основная интонация стихотворения исповедальная, доверительная, грустная, прощальная и в то же время благодарная за благодать жить на этой земле.
Есенин умело пользуется всей палитрой красок, создавая свои неповторимые оттенки: «страна березового ситца», «пламень уст», «гулкая рань», «розовый конь»… Цветовая гамма способствует передаче тончайших настроений, придает живописную одухотворенность. Ведь именно одно слово «розовый» создает и усиливает ощущение прошедшей юности, красоты, свежести: Я теперь скупее стал в желаньях, Жизнь моя, иль ты приснилась мне? Словно я весенней гулкой ранью Проскакал на розовой коне. Песенность этого стихотворения несомненна. Музыка звучит в каждой строфе. Эпитеты, сравнения, метафоры существуют не сами по себе, ради красоты формы, а для того, чтобы полнее и глубже выразить себя. Прошлое («страна березового ситца не заманит шляться босиком»), настоящее («дух бродяжий! Ты все реже, реже расшевеливаешь пламень уст»), грустные думы о будущем («увяданья золотом охваченный, я не буду больше молодым») – все сливается в единую картину человеческой осени. Есенин задает себе вопрос: «Жизнь моя, иль ты приснилась мне?», прислушиваясь к себе с тревогой, смятением, неуверенностью и беспокойством: «Неужели это так на самом деле?». Ох, как не хочется в это верить, он делает попыткуИ, чувствуя себя неотделимым от природы, от этого великого вечного движения, связанным с рождением, расцветом и увяданием, с вечным обновлением, поэт обретал мудрое, философское отношение к жизни:
Будь же ты вовек благословенно, Что пришло процвесть и умереть.

«Неуютная жидкая лунность».Стих-е построено на антитезе «старое-новое», «Полевая Россия»-«Стальная Русь». «Лунность» оказывается «неуютной», свет луны «чахоточным». «Бесконечные равнины» навевают тоску. Вербы выглядят «усохшими». ЛГ стал равнодушен к дому, разглядев в нем «лачугу». Природа в этом стих-и ассоциируется с трудом пахаря, который обречен «тащиться сохой по полям». Он готов отказаться от своего будущего ради того, чтобы на смену бедности бедности «родной стороны», пусть через «бури и грозы», пришло «каменное и стальное» (Я не знаю, что будет со мною… Может в новую жизнь не гожусь,и т.д.) Бдущая мощб России возвышается им в противовес ее прежней нищете, которую «любя, проклинал не один» он. Как и в пушкинской «Элегии», ЛГ стих-я, принимая жизнь во всей её прозаической неприглядности, жестокости, испытывает просветление.