Жизнь Клима Самгина».
26-27 гг. Это итог творч деят-ти Горького. Было неск-ко попыток Г озаглавить роман. Одна из редакций Т-а – «История пустой души». Затем – «40 лет». И т/о в окончательной редакции – «Жизнь Клима Самгина» с подзаголовком «40 лет». С одной ст, перед нами судьба Клима Мв Самгина – адвоката, сложный путь чел-а, жившего в эпоху потрясений и оказавшегося рядом с ними, но не в их сердцевине. С др ст, это повесть, в кот описаны 40 предреволюционных лет (с 80 гг 19 в по 17 г 20в). Текст остался незаконченным. Перед нами целая цепь, изобр-я историч-е события. Луначарский назвал Т «движущейся панорамой 10-летий». Основные события: 1) Всероссийская промышленная выставка 2) Ходынская катастрофа 3) 9 янв 1905г в Петербурге 4) Московские баррикады 1905г 5) Похороны Баумана (убит черносотенцами) 6) Вокзалы с эшелонами 1 МВ. 7) События февраля 17г. Наряду с изобр-м важнейших ист-х соб-й десятки малых ист-х картин:
1) Квартира Саввы Морозова с прячущимся священником Гапоном. 2) Лит-политич салон Андреева 3) Шаляпин поет «Дубинушку» (1905г) 4) Алина Телепнева читает стих Брюсова.
В т-е около 600 персонажей. Это роман идей. Перед нами и дух-я ист-я предреволюционной Росии. Развертывается философско-политич диалог, причем острый и полемический. 1) Народничество и его распад 2) Появ-е легального марксизма 3) Зарождение декадентства 4) Идейный переворот 1905-1907 гг. 5) Эпоха столыпинской реакции 6) Появление сборника «вехи» 7) нарастание рев-го движения.
Дронов, Лютов, Тагильский, Туробоев, Марина Зотова. Их отличает ум, стремление трезво воспроизводить действительность. Они в состоянии разлада со средой. Сцена сектантских радений – одна из самых сильных.
Революционеры: Спивак, Поярков, Лаврушка, во главе – Степан Кутузов, моральный антипод Клима Самгина.
В центре романа – судьба Клима. Самгин – интеллигент, который боится соц-х потрясений, но который переживает и рев-е настроения и интерес к марксизму, соед-я это с индивидуалистической обособленностью и исключительностью.
Поэтика: если 1й том делится на большие куски, то со 2го тома – это поток сознания героя.
Сложность и зашифрованность авторской позиции. Лейтмотивы. Один из глав-х лейтмотивов связан с фразой «А был ли мальчик-то? Может мальчика-то и не было?»Есть и др-е лейтмотивы: фраза «Чего вы озорничаете?»
«ЖКС» - итог творческой и общественной жизни Горького.
Образ Клима Ивановича Самгина имеет огромное, еще не в полной степени оцененное, национальное и мировое значение. Это наиболее сложный, емкий и психологически тонкий образ во всем творчестве Горького. В романе нет ни одной сюжетной линии, которая не была бы непосредственно связана с Сам-гиным. Какая бы ситуация ни изображалась в романе, автора интересует поведение Самгина в данной ситуации, его точка зрения, его переживания. Клим Самгин является представителем русской буржуазной интеллигенции конца XIX — начала XX века. Все оттенки ее психологии, все ее колебания, блуждания и тайные вожделения запечатлены в его образе.
Внешность Самгина отмечена ординарностью. “А лицо у вас обыкновенное”, — сказала ему Тося. Когда он родился, родители долго думали, какое ему дать имя. Отец назвал его Климом, говоря: “Простонародное имя, ни к чему не обязывает...” Претензия на героическую судьбу у нашего героя проваливается сразу же. С детских лет Клим решил “выдумать” себя, “иначе никто из взрослых не будет меня замечать”. Он также был озабочен своей оригинальностью.
Репетитор Самгина Томилин учил его: “Человек свободен только тогда, когда одинок...” Самгин считает, что в одиночестве есть что-то героическое. Он — герой ложных претензий. Не случайно образ Самгина окружен роем мотивов пустоты, призрачности, нереальности. Не случайно М. Горький неоднократно повторяет фразу: “Да был ли мальчик-то?”
Самгин из числа людей, которые “искали-искали свободы духа и, вот, будто нашли, а свободой-то оказалась бесцельность, надменная пустота какая-то...”
Трудно назвать другое произведение, в котором были бы даны различные образы опустошенности, как это сделал Горький в своем романе. И Самгин встает перед читателем как некий символ пустоты.
Самгин не красив и не уродлив. В его внешности нет ничего яркого. Мелкие, невыразительные черты лица. Клим Самгин вечно находится на грани между порядочностью и аморализмом. Он всегда колеблется и никогда не может двинуться в ту или иную сторону. Он тяготеет к предательству, но сам
себе в этом ни за что не признается. Жизнь Клима Ивановича Самгина раскрыта Горьким как жизнь человека, постоянно находящегося в процессе довольно напряженных, мучительных исканий, но не способного что-либо найти, до конца самоопределиться. Над чем бы Самгин ни думал, сознание его всегда было на перепутье, на перекрестке людей и течений.
Он всегда опасался четкой постановки вопросов, твердых решений, стараясь “ставить свое мнение между да и нет”. Эту неустойчивость прививала Сам-гину вся обстановка, в которой он воспитывался.
Клим Самгин причислял себя к “лучшим людям страны”, но всерьез не задумывался над вопросом, какую позицию должны занимать эти люди к царящему мраку. Свое душевное состояние Клим еще в юности оценил как “смуту”. Зрелость не подарила ему тишины и ясности. Особенно трудным оказалось разобраться в собственной личности. Нередко он ловил себя на том, что “наблюдает за собой, как за человеком, мало знакомым ему и опасным для него”. Недовольство собой иногда превращается в чувство вражды к себе.
Самгин был бессилен выбраться из жизненной путаницы. Она росла и затягивала его. Постоянно боясь утратить свою индивидуальность, Клим не замечал, что он все больше утрачивает ее. Он довольно часто боится остаться наедине со своими мыслями.
Достигнув сорока лет, он говорит: “Я еще не познал себя”. Фраза эта вырвалась у него “неожиданно”, а неожиданные, непроизвольные высказывания Самгина были самыми искренними. “В сущности, я бездарен”, — признается Самгин в горькую минуту самопознания, наедине с самим собой.
Самгин бездарен в любви, в человеческих отношениях, в жизни. У него нет ни друзей, ни близких.
В противоречивой двойственности — весь Самгин. Носитель интеллекта, он тяготится им; представитель интеллигенции, он отрицает ее. Этот мотив самоотрицания в конечном счете приводит к самоуничтожению, пустоте, варварству.
В конце романа Самгин находится в состоянии полнейшей растерянности. Одинокий и опустошенный, он ставит все тот же роковой вопрос, который не давал ему покоя в юности: “Что должен делать я и что могу я сделать?”
Подводя итог жизни своего героя, Горький пишет: “Клим Иванович Самгин видел много, много слышал и пребывал самим собою как бы взвешенный в воздухе над широким течением событий. Факты проходили перед ним и сквозь него, задевали, оскорбляли, иногда — устрашали. Но все проходило, а он непоколебимо оставался зрителем жизни”.
Роман “Жизнь Клима Самгина” представляет собой нечто исключительное по своей насыщенности философскими и общественно-политическими идеями.
Замысел этой книги возник у Горького еще в 1907—1908 годах, когда буржуазная интеллигенция обнажила свое лицо, началось повальное предательство ею революции. Горький тогда и поставил своей целью разоблачить ренегатскую природу этой довольно значительной части русской интеллигенции, показать ее исторический путь.
Одной из первых попыток Горького в разрешении этой весьма важной политической задачи мож но считать незавершенную повесть “Записки доктора Ряхина”, начатую, по всей вероятности, в 1908 году. В образе циника и нигилиста Ряхина виден несомненный предшественник Клима Самгина. В Ря-хине уже намечалась самая характерная черта Клима Самгина, лежащая в основе социальной природы этого “героя” как общественного типа: стремление выдумывать себя.
В незавершенной повести “Все то же” (1915) мы видим новую попытку Горького изобразить самгин-ский тип. Герой повести “Все то же” Смагин тоже имеет склонность выдумывать себя, представлять себя значительнее, чем он есть. Вопрос о самгин-ском типе публицистически освещался Горьким и в его статьях “Разрушение личности”, “О цинизме” и других.
Обогащенный опытом Великой социалистической революции и строительства советской государственности, вооруженный учением марксизма-ленинизма, Горький осуществил свой давний замысел в грандиозном произведении, в котором он поставил своей целью изобразить весь комплекс общественно-исторической русской жизни самого сложного, драматического ее периода — периода “движения самих масс”, эпохи империализма и пролетарской революции.
“Жизнь Клима Самгина” — образец новаторского исторического жанра. В этом произведении во всех художественных образах, картинах, эпизодах, в конфликтах представлена русская история в ее революционном развитии за 40 лет — с 80-х годов XIX века до Октябрьской революции. Горький рассказывает о переломной эпохе в жизни России, когда в недрах ее созревали предпосылки социалистической революции, отражена политическая борьба всех основных классов страны, но и раскрывается глубоко и многосторонне идеологическая жизнь России за полустолетие.
Очень поражает энциклопедичность книги Горького: политика и экономика, философия и литература, искусство и культура в широком смысле этого слова. И все это взято, раскрыто в свете ожесточенной классовой борьбы с самодержавием и капитализмом.
В книге представлены самые разные слои населения, ничто не ускользнуло от взора художника. На страницах романа Горького тема народа раскрыта в многочисленных массовых сценах. Картины народного труда противостоят интеллигентским спорам, ярко прорисованные фигуры рабочих и крестьян выступают символом надвигающихся перемен.
Роман-эпопея “Жизнь Клима Самгина” — самое крупное, итоговое произведение Горького, так как в нем сконцентрировано многое из того, что волновало, постигалось и изображалось писателем в прежних его творениях.