Проблемы воспитания в современное время
Современная ситуация неизбежно привела молодое поколение к необходимости взятия ответственности за свое будущее на себя, самостоятельного выбора и контроля своего поведения. В то же время совершенно очевидно, что подростки, находясь под воздействием непрерывно возрастающих стрессовых ситуаций, не готовы к их преодолению и страдают от их последствий. Отсутствие знаний, навыков поведения у взрослой части населения – родителей, педагогов, – не позволяет им оказывать необходимое воспитательное воздействие, психологическую и социальную поддержку. Подростки оказались одиноки и психологически беспомощны в связи с утраченными связями со старшим поколением.
Молодое поколение в большинстве своем оказалось без надежных социальных ориентиров. Выбор жизненного пути стал определяться не способностями и интересами молодого человека, а конкретными обстоятельствами. Ухудшение состояния здоровья детей и подростков. Растущее поколение менее здоровое физически и психически, чем предыдущее. В среднем по России лишь 10% выпускников школ могут считать себя абсолютно здоровыми. Увеличивается количество молодых людей, ведущих аморальный образ жизни. Происходит криминализация молодежи.
речь пойдет о проблемах общеобразовательной школы, о задачах, которые стоят перед реформой среднего образования и концепции системы образования, которая способна решить не только многие проблемы средней школы, но и многие социальные проблемы.
Но современные проблемы социума говорят о том, что школа перестала выполнять своё истинное предназначение. Об этом свидетельствуют демографы: Россия фактически потеряла свое молодое поколение. Курить нынешняя молодежь начинает с 10 лет, пить алкогольные напитки и употреблять наркотики - с 11 лет. За 10 лет подростки стали убивать в 3 раза чаще. У российской преступности появилось новое лицо. Улыбчивое детское личико. Десятилетние мальчики и девочки убивают, насилуют, грабят. Каждый четвертый российский призывник - наркоман.
Вопиющие социальные проблемы давно указывают, что пришло время менять приоритеты в системе среднего образования.
Вторая проблема относится к содержанию образования. Огромный поток информации, который обрушивается на ученика в школе, подавляют ее личностное осмысление, а значит и использование.
Переизбыток информации вносит сумбур во внутренний мир человека. Насаждается чувство необходимости следования преподносимым образцам поведения, не остается места для выдумки и полета творческой мысли. Большая часть предлагаемых знаний довольно абстрактна, не актуальна и никогда в жизни не будет востребована. А чрезмерное усвоение таких знаний притупляет способность к творческому мышлению, потому что в подсознании выстраивается сценарий на усвоение чужих знаний. При этом происходит навязывание трафаретов примитивного массового сознания.
современное воспитание менее всего способно адекватно отражать в себе постоянно меняющиеся условия жизни, и в настоящее время предлагает больше вопросов, чем может дать конкретных ответов в соответствии с теми или иными современными требованиями жизни.
Стержнем современных школьных концепций воспитания является ориентация на совместную деятельность, на сотруднический характер отношений субъектов образовательного процесса: учащихся и педагогов. Хотя здесь имеется достаточно большой разброс в определении того, что воспитывается - качества, ценности, духовность, система социальных ролей, нравственность, направленность на успех и т. д.
. Наиболее общими, актуальными, доминирующими положениями концепций являются следующие:
- реализация идей гуманизации и гуманитаризации;
- создание условий для раскрытия творческих способностей человека;
- всестороннее и гармоничное развитие личности;
- социализация личности гражданина России;
- формирование жизнеспособной индивидуальности, гуманистически ориентированной по отношению к обществу и самому себе;
- становление социально активной жизнестойкой личности;
- формирование личности, способной жить в новом демократическом обществе;
- формирование гармонически развитой личности, готовой и способной полноценно выполнять систему социальных ролей;
- возрождение интеллектуального, духовного и творческого потенциала нации, воспитание свободных граждан с развитым творческим отношением к миру, способных к продуктивной преобразовательной деятельности и жизнетворчеству.
Особый акцент делается на ценностном ядре воспитания, хотя сами ценности понимаются авторами не всегда однозначно. Так, например, если для А. В. Караковского - это Земля, Отечество, Семья, Труд, Знания, Культура, Мир, Человек, то для Б.Т.Лихачева - это ценности Веры, Надежды, Любви, Истины.
главной целью или сверхзадачей образования должно быть воспитание нового высоконравственного поколения молодёжи