Условия и средства эстетического воспитания.

1.Это среда, в которой живет и развивается ребенок.

Если ребенок с детства видит красивую обстановку, слышит красивую речь и т.д., есть основания надеяться, что он с малых лет будет принимать эстетическое окружение как норму.

2.Эстетика быта является непременным условием для эстетического воспитания ребенка, тем фоном, который закрепляет или разрушает складывающиеся у него представления о красоте. Эстетика быта становится средством эстетического воспитания. Если взрослые обращают внимание ребенка на эстетическую сторону быта. Эстетика быта включает в себя множество деталей. Это эстетика обстановки: вещей, которые окружают ребенка и которыми он пользуется, красоту каждодневных отношений между людьми, которые окружают ребенка., внешний вид человека.

3. Средством эстетического воспитания является природа. Сама по себе природа – это условие для всестороннего воспитания и развития ребенка. Средством она становится, когда взрослый целенаправленно использует её «воспитательные возможности» и делает её наглядной для ребенка.

4. Условием и средством эстетического воспитания является искусство: изобразительное, музыка, литература, архитектура, театр. Раннее приобщение детей к настоящему высокому искусству способствует зарождению в детской душе поистине эстетического восприятия действительности.

5. Условием и средством эстетического воспитания является и художественная деятельность дошкольников, как организованная воспитателем, так и самостоятельная. Известно, что воспитание ребенка в деятельности – одна из закономерностей воспитания. Художественной деятельность называется тогда, когда она непосредственно связана с видами искусств: театрализованные игры, словесно-художественное творчество, музицирование, изобразительная и декоративно-прикладная практика, дизайн.

В художественной деятельности, как правило, присутствуют воспроизводящий (репродуктивный) фактор и творческий. И следует отметить, что тот и другой необходимы и взаимосвязаны – ребенок не может творить, не научившись воспроизводить, репродуцировать.

Все выше названные средства эстетического воспитания – быт, природа, искусство, деятельность – эффективны как сами по себе, так и во взаимосвязи. При отборе средств воспитатель опирается на специфику самого средства, на его потенциальные педагогические возможности, учитывает характер задачи, для решения которой избирается средство, и, конечно, принимает во внимание возрастные и индивидуальные особенности развития детей. При использовании средств воздействия нельзя забывать о чувстве меры.

Методы эстетического воспитания.

Ведущими методами для решения задач первой группы эстетического воспитания являются показ, наблюдение, объяснение, анализ, пример взрослого.

Показ как метод воспитания используется при первичном знакомстве с предметом эстетической действительности. Воспитателю важно определить объект показа и создать условия для того, чтобы внимание детей было сосредоточено на том, что им показывают, предлагают послушать.

При использовании этих методов очень важно, чтобы воспитатель умел показывать детям свои чувства, свое отношение, владел способами выражения чувств. Бесстрастный, неэмоциональный воспитатель не сможет пробудить в ребенке чувства, отношения.

Вторая группа задач связана с формированием навыков художественной деятельности. Для решения этих задач требуются практические методы: показ, упражнение, объяснение, метод поисковых ситуаций. Необходимо находить такие методы и приемы, которые бы поддерживали у детей желание создавать «произведения искусства» собственными руками (лепить, рисовать, мастерить, украшать), участвовать в художественной деятельности разных видов. Полезны творческие задания.

Формы организации эстетического воспитания.

1.занятия

2.экскурсии.

3.театрализованные игры и игры-драматизации.

4.проаздники и развлечения.

5. совместно-раздельная дизайн-деятельность по благоустройству и декоративному оформлению интерьера (кукольного, детского, взрослого).