Средства адаптивного физического воспитания

В АФВ используют те же средства, что и в физической культуре и спорте: физические упражнения, подвижные и спортивные игры, средства закаливания, элементы хореографии и т.п. Проблемным для преподавателя АФВ есть выбор средств для конкретного занятия, конкретного ученика. Выбор средств определяется: 1) задачами учебного процесса; 2) функциональными возможностями ученика; 3) материально-техническим обеспечением; 4) необходимыми способами безопасности (табл. 8.2, 8.3).

Танцы — вид культуры, в котором средством выражения настроения, чувств и мыслей являются движения и положения тела. Формообразующим средством в танце является ритм — закономерное чередование движений. Ритм передает эмоциональное состояние: активность, порывистость, плавность или спокойствие. Закономерности построения двигательных форм танца основываются на законах музыки, которая является внешним "задавателем ритма" для органов и систем организма (нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной).

Подвижные игры обладают высоким оздоровительным и воспитательным потенциалом. Правила подвижных игр диктуют быстрые разнообразные физические действия участников. Ситуация игры постоянно изменяется, предъявляя к игроку требования по концентрации внимания, правильному его распределению и переключению, хорошей координации движений. Занятия подвижными играми дают возможность нормализовать подвижность нервных процессов, развивают внимание, память, инициативу, волевые качества, восприятие пространственной и временной ориентировки, укрепляют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, активизируют обмен веществ, развивают двигательный аппарат. Игры помогают формировать эмоционально-волевую сферу и нравственные качества.

Использование игр в оздоровительных целях ставит перед преподавателем следующие задачи:

• необходимость регулирования физической нагрузки в зависимости от функциональных возможностей участников;

• осуществление контроля адекватности эмоциональных переживаний;

• совершенствование двигательных навыков и качеств.

При дозировании физической нагрузки на занятии обязательно должен учитываться уровень общей физической нагрузки в играх (малой, средней и большой подвижности).

В настоящее время в адаптивном спорте популярны такие спортивные игры и единоборства:

при дефектах слуха: бадминтон, баскетбол, борьба вольная и греко-римская, боулинг, волейбол, гольф, дзюдо, бочче, теннис, футбол, хоккей, хоккей с мячом, шашки, шахматы;

при дефектах зрения: борьба вольная и классическая, голбол, дзюдо, роллингбол, торбол, шашки, шахматы и шахматная композиция;

при повреждениях опорно-двигательного аппарата: бадминтон, баскетбол (в колясках), волейбол (сидя), теннис, футбол, шашки, шахматы;

при умственной отсталости: бадминтон, баскетбол, боулинг, волейбол, гандбол, гольф, футбол, софтбол, теннис, хоккей на полу, бочче, настольный теннис.

Закаливание — целенаправленное воздействие на организм природными закаливающими средствами с целью повышения уровня здоровья путем формирования механизмов адаптации к неблагоприятным воздействиям температуры воздуха, воды, атмосферного давления, солнечной радиации, воспитание нравственно-волевых качеств: сознательности, ответственности, стойкости, выносливости.

Водная среда, помимо закаливающего действия на организм, оказывает другие специфические воздействия: уменьшает силу гравитации, нормализует функции центральной нервной системы, активизирует обмен веществ, в процессе физических нагрузок предупреждает обезвоживание и потерю с потом минеральных веществ, снижает чувство боли, предупреждает ……

Упражнения при опорном положении (опора — дно бассейна). При этом уровень воды находится на уровне от пояса до плеч. Сюда входят ходьба, бег, прыжки, общеразвивающие упражнения, элементы танца, скоростные передвижения по всей площади бассейна бегом, прыжками, упражнения на гибкость.

Упражнения при безопорном положении включают лежание на воде, скольжение, дистанционное плавание.

Упражнения с предметами: пенопластовыми досками, кругами, мячами, надувными игрушками, поддерживающими поясами и другими специальными приспособлениями.

Интересны и увлекательны занятия на неглубокой воде базовой аэробикой, степ-аэробикой, танцевальной аэробикой, аэробикой с использованием различных отягощений, эластичного бинта, предметов, благодаря которым развиваются координация, выносливость, сила, гибкость, умение расслабляться. Однако следует помнить, что при упражнениях в воде расход энергии в 2 раза больше, чем при аналогичных на суше, из-за эффекта сопротивления более плотной среды и большей теплопроводности, и учитывать этот фактор в питании.

Применение средств физического воспитания различного характера и содержания б профилактических, корригирующих и тренировочных целях должно быть реализовано на основе глубокого знания анатомо-физиологических особенностей соответственной патологии, индивидуального подбора оптимальных физических нагрузок с учетом функционального состояния систем организма