Эгейская (крито-микенская) культура
План лекции:
1. Города, жилые дома крито-микенской эпохи ……………………………………………... 14
2. Новый дворец в Кноссе (XVI в. до н.э.)……………………………………………………. 18
3. Акрополь в Тиринфе (XIII-XII вв. до н.э.). Дворец в Микенах (XII в. до н.э.)…………... 27
4. Особенности эгейского архитектурного ордера…………………………………………… 32
5. Культовое зодчество крито-микенского периода………………………………………….. 35
6. Инженерные сооружения. Циклопическая кладка………………………………………… 38
7. Особенности минойской живописи ……………………………………………………….. 39
Литература ………………………………………………………………………………………. 41
Контрольные вопросы и задания……………………………………………………………….. 43
Эгейская (крито-микенская) культура изначально создавалась племенами, родственными скорее племенам Малой Азии, чем грекам. Период неолита (позднего каменного века) на Крите продолжался с VI по III тысячелетия до н.э. На рубеже IV и III тысячелетий неолитические постройки Крита были очень примитивными. На преобладание родового строя также и в III тысячелетии указывают не только общинные дома, но и общие погребения в громадных круглых фолосах (куполообразных гробницах). В конце IV и в III тысячелетиях в Эгейском мире выделялись поселения малоазийского побережья (так называемые Троя I и II), примерно одновременные храмам Урука и Укайра.
С IV тысячелетия почти до самого конца II тысячелетия до н.э. на островах и побережьях Эгейского моря происходило разложение родового строя и становление раннерабовладельческих государств. Основой хозяйства было земледелие (виноградарство, производство оливкового масла), скотоводство и морская торговля. Бассейн Эгейского моря включал юг Балканского полуострова, побережье Малой Азии и несколько сотен островов. Изрезанность береговой линии, наличие удобных природных бухт и гаваней, небольшие, в пределах видимости, расстояния между островами способствовали развитию мореплавания. Раннее отделение ремесла от земледелия привело к блестящему развитию керамического производства и художественной обработки меди и бронзы. Товарное производство и морская торговля наложили отпечаток на эгейскую культуру и породили своеобразное искусство, в котором преобладают реалистические тенденции.
Во II тысячелетии до н.э. сначала на Крите, а затем и в других районах Эгейского мира завершается формирование классового общества и государства. Могущество критского государства и расцвет его культуры («минойской», от имени легендарного царя Крита – Миноса) относится к XVIII–XV вв. до н.э., примерно совпадая по времени с I вавилонской и с началом касситской династий в Двуречье: «Минос раньше всех, как известно нам по преданию, приобрел себе флот, овладел большею частью моря, которое называется теперь Эллинским [Эгейским], достиг господства над Кикладскими островами и первый заселил большую часть их колониями, причем изгнал карийцев и посадил правителями собственных сыновей. Очевидно также, что Минос старался, насколько мог, уничтожить на море пиратство, чтобы тем вернее получать доходы. В древности эллины и те из варваров, которые жили на материке близ моря, а равно все обитатели островов, обратились к пиратству с того времени, как стали чаще сноситься друг с другом по морю. Во главе их становились лица более могущественные, которые и поддерживали пиратство ради собственной корысти и для доставления пропитания слабым. Нападая на неукрепленные города, стоящие из отдельных селений, они грабили их и большею частью так добывали себе средства к жизни…» (Фукидид, I, 4-5). «С образованием флота Миноса взаимные сношения на море усилились, потому что Минос очистил острова от разбойников и тогда же заселил большинство их колонистами. Кроме того, приморские жители владели уже большими средствами крепче сидели на местах, а некоторые, разбогатев, оградили себя стенами…» (Фукидид, I, 8, 2-3).
Это был древнейший очаг рабовладельческой цивилизации на территории Европы, который оказал огромное влияние на античную культуру Древней Греции и Рима.
Вполне вероятно, что упомянутая Платоном в «Тимее» и «Критии» легендарная Атлантида представляла собою политический альянс множества островов, занимающих огромную площадь Эгейского и Средиземного морей. Согласно версии греческих археологов (А.Г. Галанопулос и др,), столица этого государства – город Посейдонис – размещалась на острове Санторин (Фера) (рис. 1.1).
Рис. 1.1. Город Посейдонис – столица легендарной Атлантиды. Реконструкция
Изучение эгейского мира началось с открытия в конце XIX в. многочисленных, сменявших друг друга поселений на холме Гиссарлык у малоазийского берега; по-видимому, именно здесь находилась Троя (Илион) (рис. 1.2). Этот город воспет в Илиаде Гомера. Евен Аскалонский, Троя (Палатинская Антология, IX, 62):
«Путник, ты зришь Илион, гремевший некогда славой,
Некогда гордый венцом башен высоких своих;
Ныне ж пожрал меня пепел времен; но в песнях Гомера
Все я стою невредим с медным оплотом ворот.
Мне не страшны, для меня не губительны копья ахивян:
Я у всех Греции чад вечно живу на устах…».
Холм Гиссарлык вырос из многих разрушенных и засыпанных поселений. В древнейших поселениях (Троя I и Троя II), восходящих к концу IV и к III тысячелетию до н.э., раскопаны постройки обнесенного крепкими стенами пиратского гнезда, расположенного на торговом пути, ведшем через Дарданеллы в страны Причерноморья (рис. 1.3 и 1.4.).
Рис. 1.2. Холм Гиссарлык. Гравюра конца XIX века
Рис. 1.3. Троя. Крепостные стены, XV-XIV вв. до н. э.
Рис. 1.4. Холм Гиссарлык (Малая Азия). План Трои I, II и III
Уже в Трое I обнаружены были мегароны, т. е. прямоугольные, вытянутые по продольной оси помещения, занимающие каждое весь или почти весь объем соответствующего здания. Большие мегароны Трои II (III тысячелетие до н. э.) уже имеют правильную конфигурацию. Круглый постоянный очаг лежал на главной оси большего из мегаронов. В таких мегаронах жили патриархальные семьи вождей, резиденция которых отделена внутренней стеной от тесной, беспорядочной застройки рядовых общинников. Крепостные ворота наружной стены, парадные ворота внутренней и входная часть мегарона сходны по плану, в чем сказалась примитивность архитектурного мышления. Тип мегарона сыграл большую роль в развитии древней архитектуры: его схема легла впоследствии в основу схемы греческого храма (рис. 1.5).
Мощные основания городских стен и фундаменты мегаронов сложены из камня; самые стены тех и других были сырцовыми с деревянными связями. Эта конструкция часто встречается в эгейском мире; она приобрела особое значение на Крите, где частые землетрясения заставляли применять антисейсмические конструкции; деревянные связи могли играть здесь именно такую роль (рис. 1.6).
Рис. 1.5. Руины Трои. Остатки жилых зданий
Рис. 1.6. Бастион крепостной стены Трои I, III тыс. до н.э.
К XIV в. до н. э. торговое и политическое преобладание перешло к материковой Греции с главным центром в Микенах. Микенский период в истории крито-микенская цивилизации оборвался в конце XII в. до н.э. под натиском дорийских племен. Эта культура просуществовала около двух тысяч лет и была уничтожена «народами моря».