Занимательные факты

Бумага, чай, фарфор, порох, акупунктура, зонтики, мороженое, шелк и спички. Таков отнюдь неполный список того, что Китай дал миру. Теперь это список пополнится еще одним достижением, на сей раз в области строительства. Оказывается, китайцам принадлежит первенство в создании: бетона. Археологическая находка, обнаруженная в ходе раскопок развалин крупного архитектурного комплекса в провинции Ганьсу на северо-западе Китая, свидетельствует о том, что 5 тыс. лет назад предки китайцев уже овладели технологией производства бетона, который они использовали при строительстве архитектурных сооружений.
Исследуя развалины общей площадью 420 м2 , археологи обратили внимание на особую прочность пола одного разрушенного павильона площадью 130 м2.

Проведенная научно-техническая экспертиза показала, что несущая способность пола достигает 120 килограммов на квадратный сантиметр, что по техническим характеристикам равняется настоящему цементному бетону. Находка этого памятника культуры дала право ученым утверждать, что это древнейший в мире бетонит.

Другая особенность китайского зодчества - целостность ансамбля. В Китае не принято строить отдельно стоящие здания: будь это дворцовые сооружения или частные помещения они всегда обрастают дополнительными строениями. Дворовые постройки, окружающие, главное здание, не обязательно располагаются симметрично. Например, постройки в горных районах Китая или помещения садово-паркового комплекса иногда сознательно допускают нарушения симметричной формы в целях создания более богатого разнообразия строительных композиций. Города строились по осевому принципу и состоят из трех частей: дворцовые постройки, императорский город и внешний город. Жилые кварталы имели достаточно строгую планировку. Отличает китайское зодчество также и декоративные особенности. Декоративные сады воспроизводят в миниатюре дикие природные ландшафты. Обычно крыши дворца покрывались желтой глазурованной черепицей, карнизы красились сине-зеленой окраской, стены, столбы и дворы - красным цветом, комнаты устланы белыми и темными мраморными платформами, которые сверкали под голубым небом. Черепичные крыши домов создавались вогнутыми и украшались декоративными дисками с пожеланиями счастья и богатства. По традиции самыми высокими являлись дворцовые здания, рассредоточенные по городу и соединенные переходами и подвесными галереями. Дворцы строили из кирпича красного цвета, расположенные рядом административные здания - из желтого. Многие городские дома были двухэтажными. Столица ханьской империи Чанъ-ань была обнесена стеной с двенадцатью воротами.

5. Достопримечательности

Запретный город (Императорский дворец, 1406-1420). Самый крупный дворцовый комплекс в мире, занесен ЮНЕСКО в Список всемирного наследия человечества. В его возведении принимали участие миллион строителей и 100 тысяч других специалистов - мастеров резьбы по камню, дереву, художников и т.д. Отсюда Поднебесной правили 24 императора династий Мин и Цин. Общая площадь дворцового комплекса - 72 га, в нем 800 зданий и 9999 комнат. Под кипарисовыми кровлями на высоких столбах - длинные галереи, соединяющие дворцы, сады, флигеля, службы, Палата Летящих Ароматов, Дворец Щедрых Наград, ворота Спокойной Радости. В павильонах-теремах, окружающих личные покои властителя, жили тысячи дворцовых наложниц, многие из которых никогда не удостаивались чести предстать перед государем, но проживали свой век в тоскливой неге и праздном унынии. Некоторых из своих наложниц господин даже никогда не успевал увидеть. Их портреты рисовал на шелке художник, составляя нечто вроде каталога красавиц. Для одной из них император приказал создать специальную курьерскую службу: ежедневно сотни всадников занимали свои места на дороге, ведущей к столице, и в эстафетном порядке передавали по цепочке маленькую корзиночку со свежими личжи к завтраку прекрасной наложницы.

Почему дворец называется «Запретным городом»? На протяжении 500 лет его истории здесь мог жить только император и его семья, придворные, чиновники и все остальные жили за стенами этого огромного города, и до 1925 г. простым смертным вход сюда был запрещен. Зал моления об урожае - настоящий шедевр, возведенный на трехступенчатой мраморной террасе: деревянные столбы поддерживают потолок без гвоздей и цемента, высота здания 38 м, диаметром 30 м.

 

Храм Неба (1420) - своеобразный символ Пекина, единственный храм круглой формы в столице, жемчужина архитектуры династии Мин. Храм Неба вдвое превосходит даже Запретный город. Фактически он был императорским лесопарком, где на большой территории были высажены кипарисы, тисе и другие деревья. Центральное место занимает павильон Циняндянь (Храм Молений об урожайном годе) В проекции он имеет круглую форму, диаметр основания 30 метров, высота павильона 38 метров, наверху его венчает трехъярусная круглая крыша, сложенная из темносиней глазурованной черепицы, в центре которой имеется позолоченная шишка.

Фундамент сложен из белоснежных мраморных плит, крыша покоится на 28 окрашенных в темнокрасный цвет колоннах, изготовленных из цельных древесных стволов. На территории Храма Неба есть еще одна достопримечательность - Стена-эхо, замечательная тем, что звук, многократно отражаясь от ее поверхности, распространяется с одного конца на другой. На аллеях пожилые пекинцы занимаются физическими упражнениями, практикуются в тайчи, плавно машут мечами, танцуют с веерами под звуки барабана и бубна.  

Великая китайская стена. Подобно тому, как пирамиды являются символом Египта, она служит культурным маркером Китая. Ее строительство было начато по приказу императора Цинь Шихуанди после объединения Китая (221 г. до н. э.) для прикрытия северо-западных границ империи от нападения кочевых народов. Впоследствии стена неоднократно достраивалась и ремонтировалась. На всем ее протяжении сооружены казематы для охраны и сторожевые башни, а у главных горных проходов - крепости.

 

Сооружение протянулось на 6700 км. Если соединить в одну линию все участки Великой стены, существовавшие в разные эпохи, начиная с 7 века до н.э. и кончая 16-м веком нашей эры, т.е. на протяжении 2 тысяч с лишним лет, то получится фортификационное сооружение, длиной более 50 тысяч км, которого хватит, чтобы обвить Земной шар по экватору. Гигантская стена - одно из двух (наряду с египетскими пирамидами) рукотворных сооружений, видимых из космоса. Она настолько широка, что по ней могли передвигаться и отряды воинов, и даже колесницы. Глубоко под камнями стены - останки многих ее строителей. На возведение этого памятника имперской власти в свое время сгоняли крестьян со всех концов страны. Жены и невесты, месяцами добиравшиеся до этих мест, чтобы хоть краем глаза увидеть мужей и женихов, долго бродили потом между россыпей скелетов, пытаясь угадать своего возлюбленного, прижимая к груди узелки со скудными домашними гостинцами.  

6. Пещерные храмы.

На высоком художественном уровне стоит искусство пещерных храмов древнего Китая. Его тематикой являются в основном легенды и учение буддизма. Большинство пещерных храмов насчитывает более 1000 лет. В древности они обычно выдалбливались в горах. Это искусство зародилось в Индии. В Китай оно проникло в период династий Вэй и Цзин и Северных и южных династий и по мере своего развития оформилось в особое направление китайского скульптурного искусства. В Китае таких каменных пещер насчитывается около 120. К ним относятся: Юньганские пещеры в г. Датуне пров. Шаньси, Лунмэньские пещеры в г. Лояне пров. Хэнань, Мэйцзишаньские пещеры в г. Тяньшуй пров. Ганьсу, Дацзуские наскальные рельефы в провинции Сычуань.

Лунмэнские пещеры находятся в пределах провинции Хэнань у города Лоянь на берегах реки Ишуй. Эти пещеры очень глубокие. В них вырезаны более 2100 каменных ниш и киот, более ста тысяч скульптурных фигур и барельефов, несколько десятков буддийских ступ, более 3600 каменных стел и плит с разными надписями. Изваяния Будды и Бодисатвы, облаченные в ханьские одежды, отличаются стройностью фигуры и красотой лица, овеяны безмятежностью и бесстрастностью. В известном буддийском храме Фэнсянь периода Танской династии есть одна большая статуя Будды высотой в 17 метров. Веки ее полураскрыты, на плечах накинута буддийская ряса, уголки губ чуть подняты, лицо, словно полная луна. Она дышит спокойствием и бесстрастностью.

Особое место среди пещерных храмов занимает пещерно-храмовый ансамбль Могао в г. Дуньхуане пров. Ганьсу. Его называют сокровищницей искусства древнего Востока. Сооружен он на отвесной скале у подножья горы Миншашань и имеет протяженность 1600 м. Строительство могаоских пещерных храмов началось в 366 г. и продолжалось с перерывами около 7 тысяч лет. В древности здесь проходила караванная дорога - «Шелковый путь», торговцы, чиновники и простые жители участвовали в строительстве пещер, приходили молиться и приносили дары. В монастыре сохранилось 735 пещер, более 45 тыс. м2 настенной живописи и 2415 многоцветных скульптур, созданных на протяжении 10 династий. В 1988 г. решением ЮНЕСКО монастырь был занесен в реестр мирового культурного наследия.

Подобные храмы-гиганты, которые вместили в себя несметное количество рельефов, статуй и росписей, конечно, не могли быть созданы без длительного опыта обработки камня. Поэтому на строительство пещер и вырубание статуй были призваны не только искуснейшие китайские мастера, но приглашены ремесленники и художники из Индии, Центральной Азии.

Каждый из пещерных комплексов имел свои особенности. Наряду с фрагментами из истории буддизма настенные картины и пещерная скульптура изображают многочисленные сцены из народной жизни, многие из картин и статуй являют собой подлинные шедевры искусства. Например, фрески с изображением танцовщиц, аккомпанирующих себе на лютне (пиба), и летящих в небе обнаженных фей. В пещерах Могао собран богатейший материал, представляющий большую ценность в изучении политической, хозяйственной, военной и культурной жизни не только Древнего Китая, но всего Древнего Востока. Для изучения этих сокровищ создана специальная научная дисциплина - дуньхуа-новедение. Могаоские пещерные храмы, наряду с Великой стеной. Запретным городом в Пекине, могилой Циньшихуана и дворцом Потала занесены ЮНЕСКО в Каталог мирового культурного наследия.

Строения в духе китайской архитектуры можно встретить не только в Японии, Корее и странах Юго-Восточно Азии. В США, Канаде, Франции, Австралии и других странах есть построенные на китайский манер беседки, терема и пагоды. Один из уголков Нью-Йоркского музея искусств воспроизводит сучжоуский архитектурно-парковый ансамбль «Ванши-юань».