Музыкальный материал – важнейшая основа работы над хореографическим произведением

Музыка – душа танца. В творчестве каждого исполнителя или балетмейстера она является источником, который питает его вдохновение, определяет атмосферу, настроение и характер создаваемого художественного образа. Во время исполнения танца музыка помогает зрителям понять его характер, эмоциональное состояние персонажей, атмосферу танцующих, ту обстановку, в которой он исполняется, проникнуть в его содержание.

При выборе музыки руководитель коллектива и концертмейстер, прежде всего обращает внимание её содержание, на то, какие чувства, мысли, настроение она вызывает. Гармоническое слияние выразительных средств музыки и танца может возникнуть только тогда, когда она соответствует содержанию постановки. От её качества во многом зависит развитие музыкального вкуса участников, их понимание красоты музыкального произведения. Самый хороший, современный, интересный замысел не может превратиться в прекрасное произведение, если его музыка будет неинтересна, бледна, невыразительна. В тоже время, чем выше по своим качествам музыка, чем больше она соответствует поставленной художественной задаче, тем сильнее её воздействие на участников. Основываясь на музыке, исполнители создают в своём воображении определённый, конкретный образ, различные проявления которого исходят из драматургии музыки, её действенной основы. Понимая и чувствуя природу народной музыки, её идейно-эмоциональное содержание, руководитель добивается, чтобы участники создали в танце синтез хореографического и музыкального образа.

Методы работы над созданием музыки танца:

I. На основе своего композиционного плана руководитель расписывает, как должна играться мелодия каждого моменты действия во время исполнения. Затем он приглашает музыканта, показывает ему композиционный план и просит попробовать сыграть музыку для экспозиции танца. Начинается непосредственная работа руководителя с музыкантом. Во время импровизации руководитель вносит свои коррективы, предложения, обращается за советом к музыканту, как лучше выразить то или иное действие. Так, в совместной творческой работе возникает хореографическое решение музыки танца. Постепенно на основе импровизации, аранжировки мелодии рождается музыка танца.

II. Другим методом работы над созданием музыки танца является её подбор в соответствии с замыслом и композиционным планом. Руководитель прежде всего отбирает такую музыку, которая по своему жанру соответствует содержанию танца, его теме, идее. Руководитель ищет законченное музыкальное произведение, характер содержания, которого совпадает с замыслом и программой задуманной постановки. С помощью концертмейстера руководитель тщательно проводит анализ музыки: определяет её жанр, содержание, музыкальную драматургию, форму, анализирует из скольких частей состоит произведение. Руководитель уясняет для себя музыкальные темы, имеющиеся в произведении, их характер мелодический и ритмический рисунок, с каким художественным образом танца она может ассоциироваться. В музыке действенная основа хореографического образа выражается в проявлении эмоций, чувств, мыслей и действий, которые составят драматургию музыкального образа. Он проявляется в мелодии, гармонии, динамике развития музыки, в самой её композиции. Музыкальный образ, волнующий своим звучанием, должен стать основой замысла балетмейстера, с учётом которого он разрабатывает содержание танца, а затем и композиционный план будущей постановки.

Бережное, внимательное отношение к музыке, обязательно даёт хорошие результаты.