Теория и методика поэтапного формирования умственных действий.

Исходным тезисом этой теории (Л.С. Выготский, П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина) является положение о принципиальной общности внутренней (мыслительной) и внешней деятельности человека. Понимание и умение рассматриваются как субъективные обозначения двух основных частей предметного действия.

Первая из них называется ориентировочной, вторая - исполнительной частью действия. Ориентировочная часть выполняет управляющую функцию в осуществлении действия. К ориентировочной части относится составление плана действия, контроль и коррекция его исполнения. Основная задача обучения заключается в том, чтобы не просто сформировать действие, а в том, чтобы сформировать его с определёнными заранее намеченными свойствами. Решающую роль в формировании действия играет его ориентировочная часть. Выделены три типа ориентировки. Первый тип отличается неполнотой, предельной конкретностью ориентиров, последние устанавливаются самими учащимися путем неоднократных проб. Второй тип ориентировки включает все условия, необходимые для выполнения действия. Эти условия задаются ученику в готовом виде. Третий тип ориентировки характеризуется полнотой, обобщенностью, при этом ориентировочная основа составляется самими' учащимися, с помощью общего метода, сообщаемого им учителем. Особо подчеркивается роль полной ориентировочной основы действий, обладающей определённой общностью и поддающейся переносу на различный учебный материал.

Выделяются пять этапов, последовательного перевода внешних действий во внутренний план:

1) Предварительное знакомство с действием с помощью его ориентировочной основы (ООД). Причем под ООД понимается текстуальная или графическая модель действия;

2) Материализованное действие, проводимое во внешней материальной

3) форме;

4) Этап внешней речи (речи вслух). Учащиеся вслух проговаривают то действие, которое изучается:

5) Этап внутренней речи. Учащиеся проговаривают действие (или его фрагмент) про себя;

6) Этап автоматизированного действия. Действие выполняется в автоматическом режиме, даже без мысленного контроля, что свидетельствует о переходе действия во внутренний план.

Конкретная реализация этой схемы может быть различной. Если, например, учебный материал знаком учащимся из пропедевтического курса, то вероятнее всего, этапы 1-2 будут опущены (они уже были пройдены), или будут обозначены в краткой, сокращенной форме. Не имеется в виду и какое-либо обособленное, растянутое во времени прохождение этапов 3-5.

На основе теории поэтапного формирования умственных действий может систематизироваться методический аппарат учебника. При этом выделяются следующие составляющие:

1) Мотивационный аппарат: информация, в которой учащимся сообщаются цели изучения учебного материала, его необходимость и полезность.

2) Ориентировочный аппарат: а) средства общей ориентировки по выполнению учебной деятельности (иллюстративный материал, справочный материал, рубрикации, шрифтовые выделения, сигналы - символы, оглавление, введение, указатели); б) средства ориентировки по выполнению конкретных действий (общие схемы формирования понятий, общие схемы решения задач, планы решения отдельных задач, изложения фрагментов теории, указания частного характера, например, подчеркивание что в данном учебном материале учащимся уже было известно, а с чем знакомятся впервые и т.д.).

3) Исполнительный аппарат: система изложения теоретического материала (обладающая качествами полноты, краткости, простоты, психологической убедительности, последовательности изложения и т.д.), система задач (обладающая внутренней целостностью, эвристичностью, необходимым воспитывающе-развивающим и обучающим потенциалом). В исполнительном аппарате должны быть предусмотрены виды деятельности с внешней опорой на модель, рисунок, схему, а также виды деятельности без внешней опоры на материальные объекты.

4) Контрольный аппарат (средства пооперационного контроля и контроля по результату).