Лекция 7 - Особенности приготовления пищи для питания в системе учения дзен - макробиотика
Слово «макробиотика» происходит от греческих слов, которые означают «долгожительство». Этот термин ввел в 1852 г. немецкий врач X. Гуфеланд в своей книге «Искусство продлить человеческую жизнь (макробиотика)». В широком смысле макробиотику можно определить как учение о физическом, умственном и духовном здоровье и долголетии. Совершенно новое направление макробиотики возникло в Японии после издания в 1883 г. книги С. Ишезуки «Восточное питание и долголетие», а позднее Дж. Осава (1893-1966) разработал теорию и практику учения, которое назвал «дзен-макробиотика», или «макробиотический дзен». С середины XX в. это японское учение получило мировое распространение благодаря широкой пропаганде и книгам Дж. Осавы и его последователей — М. Куши и X. Аихары. В США и других странах были открыты школы обучения и лечебные центры дзен-макро-биотики, магазины, кафе и рестораны макробиотического питания, стали издаваться журналы по макробиотике. Свой вклад в популяризацию макробиотического питания и кулинарии, которые «соответствуют принципам природной гармонии и законам Вселенной», внесли книги А. Куши и В. Эско. Дзен-макробиотика является своеобразным медико-философским учением, в котором ведущее место отведено питанию. Макробиотическое питание коренным образом отличается от всех других видов нетрадиционного питания, в том числе и от питания, рекомендуемого X. Гуфеландом, который считал, что человек приспособлен приспособлен к любой пище, но для долгожительства наиболее благоприятна молочно-растительная диета.
Разработанные Дж. Осавой дзен-макробиотика и макробиотическое питание имеют в своей основе: древневосточные медико-философские теории о жизненной силе и системе Инь — Ян; положения философско-религиозного учения дзен-буддизма; японские национальные традиции питания.
В последующем М. Куши и другие ученики Дж. Осавы внесли в дзен-макробиотику некоторые коррективы, отражающие современный подход к профилактике различных заболеваний, что явилось результатом приспособления к западной медицине и питанию. Само название этого учения часто стало применяться без слова «дзен». Рассмотрим три главные составляющие дзен-макробиотики, прежде всего касающиеся питания :
Древневосточная концепция здоровья и болезни человека построена по принципу взаимодействия сил Инь и Ян. Человек в этой концепции находится в неразрывной связи со Вселенной, где также действуют Инь и Ян. Теория системы Инь—Ян была сформулирована около 2500 лет назад и особое развитие получила в Китае. В этой теории жизненная сила, или энергия (индийская —прана, китайская — ци, японская —ки), представляет собой взаимодействие и борьбу противоположных сил Инь и Ян. Восточная философия учит, что в мире нет ничего, что не было бы либо Инь, либо Ян. Инь и Ян всегда и везде сосуществуют одновременно. Они всегда стремятся к взаимному равновесию, которое по своей природе недостижимо, ибо сущность Жизни — в постоянстве изменений. Главный закон Инь и Ян — их взаимопревращение, так как каждая из этих противоположных сил содержит в себе потенциал другой. Модель Инь—Ян определяет устройство всего сущего в мире, в том числе морали, социальных отношений, здоровья, питания и т. д. Равновесие Инь и Ян в организме обеспечивает жизненную силу (энергию), а с ней физическое, умственное и нравственное здоровье.
Для того, кто понимает систему Инь—Ян и старается уравновесить эти силы, жизнь становится счастливой во всех ее проявлениях.
К Ян относятся такие понятия, как огонь, мужской, сильный, активный, быстрый, верхний, повышенная функция, плотный, тяжелый, твердый, горячий, слияние, сухость, жаркий, красный, соленый, горький, щелочной и т. д. Ян — центростремительная сила. Она сжимает и производит звук, тепло и свет. Солнце, день, жара и лето несут в себе качества Ян.
К Инь относятся такие понятия, как вода, женский, слабый, пассивный, медленный, нижний, пониженная функция, рассеивание, легкий, мягкий, холодный, влажный, фиолетовый, кислый, острый, сладкий и т. д. Инь — центробежная сила. Она расширяет и является источником тишины, спокойствия, холода и темноты. Луна, ночь, холод и зима несут в себе качества Инь.
Органы, имеющие полое строение и контакт с внешней средой, относятся к Ян — это желудок, кишечник, желчный и мочевой пузырь. Сердце, легкие, печень, почки, селезенка относятся к Инь. Левая сторона тела — Ян, правая — Инь.
Распределение жизненной силы (энергии) в организме изменяется в зависимости от сезона года: Ян увеличивается летом, Инь — зимой. В годовом цикле жизненная сила распределяется по телу — она то укрепляется, то ослабевает. Поэтому для каждого органа есть свое неблагоприятное время года, в которое чаще всего возможно возникновение или обострение заболевания, затрагивающего этот орган. Например, для поджелудочной железы и селезенки это — май. Суточные ритмы сил Инь—Ян определяют пики активности соответствующих органов: для сердца это 11-13 ч, для тонкой кишки — 13-15 ч, для мочевого пузыря — 15-17 ч и т. д. Активизация органов Инь в суточный период оказывает тормозящее действие на органы Ян. Важно учитывать, что Инь и Ян — это противоположности, составляющие единство и постоянно переходящие друг в друга. Там, где убывает Инь, прибывает Ян, и наоборот. Например, холодные страны (Инь) производят растения и животных Ян, соответственно растения и животные из теплых стран (Ян) сами являются Инь. Яйцеклетка, порожденная женщиной (Инь), является Ян, а сперматозоид, порожденный мужчиной (Ян), является Инь.
В медико-философской системе сил Инь и Ян сформулированы представления о внешних признаках нарушения баланса Инь — Ян, на основе которых ставят диагноз больному и назначают лечение, включая соответствующее питание. Пища содержит теплые (Ян), холодные (Инь) и уравновешенные элементы, что соответствует теплому, холодному и уравновешенному состоянию человека. Поэтому, согласно древневосточной медицине, пища может оказывать согревающее (стимулирующее) и охлаждающее (успокаивающее) действие на организм. Таковы некоторые положения древневосточной теории жизненной силы и системы Инь — Ян, которые легли в основу дзен-макробиотики, в частности классификации продуктов с учетом сил Инь и Ян, разработке макробиотических пищевых рационов, продуктов и блюд.
Дзен-буддизм — это философско-религиозное и эстетикоэтическое учение, оказавшее большое влияние на идеологию, культуру и этику Японии. Выражением духа дзен-буддизма являются знаменитая японская чайная церемония, икебана (составление букетов), ландшафтная архитектура, борьба дзюдо и т. д. Дзен-буддистскими монахами было организовано множество курсов медитации. Это явление совпало с широкой государственной пропагандой здорового образа жизни, включая и питание, для профилактики сердечно-сосудистых и других заболеваний. Пришедшая несколько позже в США и другие страны дзен-макробиотика попала «в струю», так как сочетала в себе элементы дзен-буддизма и новый вариант оздоровительного питания. Этим объясняется быстрое распространение макробиотики и параллельно — ее коммерциализация.
Главным в питании японцев веками были рис и другие зерновые, которые составили группу под название «основная еда», в отличие от сопровождающих их продуктов, называемых «дополнительной едой». Отметим, что все макробиотические продукты также делятся на основные и дополнительные. Среди довольно широко потребляемых овощей первое место занимает редька (дайкон) в сыром, вареном и квашеном виде. Дайкон — один из излюбленных овощей в макробиотике.
Источником животного белка в питании японцев были рыба и морепродукты, часто в сыром виде. Другие животные продукты, в основном это мясо птиц и яйца, в традиционной кухне применялись редко. Потребление, хотя и малое, мяса животных стало всеобщим за последнее столетие, причем оно существенно увеличилось за последние 30-40 лет. Среди источников растительного белка в японской пище преобладал белок сои, особенно за счет таких продуктов, как соевый творог (тофу) и пасты из заквашенной сои. Использовались и другие бобовые. В традиционном питании фрукты и ягоды применялись мало, сласти не входили в трапезу, а употреблялись как лакомства или при чаепитии. Основные сласти делали из риса, бобовых и масличных семян. Как закуска использовались орехи и семена. Пряности применялись в небольшом количестве. Острожгучие вкусовые оттенки, типичные для блюд Индии и ряда других стран Азии, для японских блюд нехарактерны, более специфичны кислый, соленый и сладковатый вкусы. Все это нашло отражение в макробиотическом питании.
В целом в японской традиционной пище преобладал крахмал, в достаточном количестве присутствовал растительный белок, сравнительно мало животных белков и очень мало жиров. Употреблялись почти исключительно растительные масла. Именно такой подход к питанию рекомендует макробиотика.
Считалось греховным есть мясо животного, которое помогает земледельцу добывать хлеб насущный (тягловый скот), и отнимать молоко у теленка, которому оно предназначено в пищу богами.
До знакомства с европейцами сама идея о возможности пить молоко была японцам неизвестна, так как при низкой удойности коров молока едва хватало теленку. За последние десятилетия потребление мяса животных в Японии резко возросло. В быт вошли молочные продукты, ранее совершенно отсутствовавшие на столах японцев. Отметим, что эти изменения питания совпали по времени с резким увеличением продолжительности жизни японцев и даже увеличением их роста. Безусловно, положительные сдвиги показателей здоровья обусловлены не только питанием, но и вклад последнего исключить нельзя.
Однако создатель и проповедник дзен-макробиотики Дж. Осава считал, что пока он и члены его семьи употребляли традиционную японскую пищу, все они были здоровы и счастливы. По его мнению, когда западная цивилизация с ее системой питания проникли в их жизнь, это привело к болезням и разрушению семьи. Не случайно мясо животных, молочные продукты, сахар, продукты промышленного производства макробиотика отвергает.
ПИЩЕВЫЕ ПРОДУКТЫ В СИСТЕМЕ ИНЬ - ЯН
В макробиотическом питании важнейшим является подход к продуктам и пище в целом с позиций системы Инь—Ян. Создана классификация продуктов по преобладанию в них Инь и Ян, разработаны пищевые рационы для предупреждения и лечения болезней с учетом системы Инь — Ян. При этом макробиотики подчеркивают, что соотношения Инь — Ян непостоянны даже в одном продукте, так как их можно изменить с помощью кулинарной обработки и в процессе самой еды. Отсюда вытекает необходимость знания условий приготовления разных блюд и правил поведения во время приема пищи.
В книге Дж. Осавы «Макробиотический дзен, или Искусство омоложения и долголетия» дан перечень продуктов с учетом преобладания в них Инь или Ян. Продукты расположены в порядке уменьшения доли Инь и соответственно возрастания доли Ян. Абсолютных Инь или Ян продуктов не существует — в каждом из них наряду с Инь есть и Ян. Точно так же выражение «Инь — Ян» не означает полного их равновесия в продукте.
Злаки: очень Инь (мало Ян)-> кукуруза -> рожь ячмень -> овес -> рис (Инь—Ян) <- пшено <- пшеница <- гречиха — очень Ян (мало Инь).
Овощи, бобовые и грибы: очень Инь (мало Ян) — баклажаны -> томаты -> картофель -> бобы -> фасоль -» огурцы -> щавель > шпинат -> кабачки грибы -> зеленый горошек свекла -> сельдерей капуста: краснокочанная -> цветная -> белокочанная -> листовая (кормовая) -> чечевица -> одуванчики (Инь—Ян) <- салат листовой 4- капуста курчавая 4- лук-порей 4- редис репа лук репчатый 4- тыква 4- морковь — очень Ян (мало Инь).
Плоды: очень Инь (мало Ян) — ананасы -> манго -> апельсины -> бананы -> финики лимоны груши -> виноград -> персики -> ды-ни-> чернослив -> миндаль -> арахис -> арбузы слива -> лесные орехи -> оливки -> маслины -> клубника (Инь — Ян) 4- шелковица <- каштаны <- яблоки — очень Ян (мало Инь).
Мясо: очень Инь (мало Ян): свинина -> телятина говядина конина -> кролик -> заяц -> цыпленок -> баранина -> голубь (Инь — Ян) 4- куропатка <- утка <- индюк <- яйца (оплодотворенные) <- фазан — очень Ян (мало Инь).
Рыба и морепродукты: очень Инь (мало Ян) — устрицы -> кальмар -> угорь -> карп -> судак -» раки -> форель -> щука -> камбала -> тунец -> сом (Инь — Ян) <- лангусты <- креветки <- сельдь <- сарди-ны
Икра — очень Ян (мало Инь).
Молоко и молочные продукты: очень Инь (мало Ян) — кефир -> простокваша -> плавленые сыры -> сметана -> творожные сырки масло -> молоко -> сыры твердые -> сыр «Рокфор» (Инь —Ян) <- овечья брынза — очень Ян (мало Инь).
Сласти и пищевые жиры: очень Инь (мало Ян) — мед -> сахар белый -> сахар неочищенный патока животные жиры -> маргарин -> масла: кокосовое арахисовое -> оливковое -> подсолнечное кунжутное (Инь—Ян).
Пряности, специи, пряные овощи: очень Инь (мало Ян) — имбирь -> перец: красный -> черный стручковый уксус -> горчица -> гвоздика -> ваниль -> лавровый лист -> чеснок -> анис тмин мускатный орех -> эстрагон -> розмарин (Инь—Ян) 4- тимьян 4- петрушка <- шалфей ir хрен <- шафран <- морская нерафинированная соль — очень Ян (мало Инь).
Напитки: очень Инь (мало Ян) — кофе -> кока-кола -> какао -> фруктовые соки -> сладкие напитки -> шампанское вино -> пиво-> газированные минеральные воды -> газированная вода -> вода -> отвар мяты -> липовый отвар (Инь—Ян) кофе из зерен злаков < кофе из корней лопуха — очень Ян (мало Инь).
Каковы принципы классификации пищевых продуктов в системе Инь — Ян? Степень выраженности свойств Инь и Ян в продуктах макробиотики оценивают по множеству показателей: вертикальности или горизонтальности роста растений и климатического района их выращивания, вкусу, цвету, размеру, ллотности, жирности, соотношению кислот и щелочей и т. д. В результате возникает смешивание показателей с противоречивым результатом. Например, красные овощи, как вообще красный цвет, наделены свойствами Ян. Однако томаты отнесены к Инь, так как они водянистые, кислые и растут в теплом климате.
Макробиотическая классификация продуктов абсолютно расходится с наукой о питании. Дело не только в самом подходе к разделению продуктов по системе Инь — Ян. Не менее важно то, что многие свойства продуктов, принятые для такого разделения, не соответствуют научным данным. Макробиотическая классификация продуктов расходится с другими восточными классификациями — тибетской медицины или Аюрведы. Например, тибетское деление продуктов на Инь, Ян и «нейтральные» отличается от макробиотического. В частности, баранина и конина по тибетской системе — Ян, по макробиотической — более Инь. Рис по тибетской классификации — Инь, у макробиотиков это «нейтральный» продукт (Инь — Ян).
Согласно макробиотике, знание системы Инь — Ян позволяет человеку осознать потребность в пище, соответствующей его организму и окружающей среде. Макробиотическое питание основано на продуктах, которые обеспечивают сбалансированность Инь и Ян. Расстройства здоровья могут возникать от избытка Инь или Ян в пище. Поэтому мало уметь выбирать продукты, необходимые для создания равновесия Инь и Ян. Большое значение имеют и способы приготовления блюд. Например, большинство бобовых относится к Инь. Значит, их лучше готовить с морскими водорослями, которые несут энергию Ян. Фрукты становятся более сбалансированными с точки зрения системы Инь — Ян, если их варить с добавлением морской соли.
В стандартном пищевом рационе сконцентрированы следующие общие требования к макробиотическому питанию.
□ Большая часть ежедневного рациона (50-60% и более) должна состоять из цельных зерен, Злаков и продуктов из них в виде разных блюд и изделий. Допустимы различные способы тепловой кулинарной обработки зерен и зерновых продуктов.
□ До 20-30% рациона могут составлять овощи, которые соответствуют текущему сезону года и выращены в данной местности. 2/3 овощей варят на пару или в воде, запекают или жарят. Желательно не снимать кожуру с овощей и проводить их «варку» путем погружения в кипящую воду на 1-2 минуты. В течение дня надо применять разные виды тепловой кулинарной обработки овощей. До 1/3 овощей используют сырыми непосредственно или путем добавления в блюда из вареных, жареных или квашеных овощей.
□ В состав рациона могут входить 1-2 маленькие чашки супа — не более 5% от объема всего рациона. Лучше всего супы из зерен злаков, соевых бобов, подвергнутых ферментации (брожению после заквашивания), разных овощей и морских водорослей.
□ Остальная часть рациона (около 5-10%) должна состоять из бобовых, растущих в том же климатическом регионе, где живет данный человек, а также из любых видов морских водорослей. Допустимы различные способы кулинарной обработки водорослей, а также их сочетания с зернами злаков, бобовых и овощей.
□ Нельзя допускать однообразия продуктов даже в течение дня. Желательно использовать в рационе 2-3 различных вида зерен злаков, 7 и более видов овощей разных цветов, 2-3 разновидности морских водорослей и 1-2 вида бобов, включая сою.
□ В рационе важно поддерживать баланс между зернами злаков, овощами, бобовыми и водорослями — главными продуктами стандартного рациона. Необязательно достигать баланса Инь — Ян в каждом приеме пищи, необходимо равновесие во всем рационе. Но блюда из цельных зерен должны быть в каждом приеме пищи.
□ Можно дополнять рацион обжаренными и подсоленными морской солью зернами злаков, орехами и семенами растений. Желательно использовать эти продукты как закуску не более 2-3 раз в неделю.
□ Фрукты и ягоды не являются обязательной составной частью макробиотического рациона. По желанию можно есть 1 -3 раза в неделю немного сырых, сушеных или вареных фруктов и ягод, но только сезонных и местных, в частности не из тропических стран. Чем меньше есть фруктов и ягод, тем лучше.
□ Допустимо, но не обязательно включение в рацион 1-2 раза в неделю белого мяса рыб и некоторых видов морепродуктов. Лучше вместо рыбы и морепродуктов использовать продукты из сои, главным образом ферментированные.
□ Нежелательно, но допустимо употребление одного куриного яйца (только оплодотворенного) 1 раз в 3-4 недели.
□ При жаренье и выпечке используют нерафинированные растительные масла. Их содержание в рационе должно быть сведено к минимуму. Растительные масла применяют не как продукт питания, а как средство приготовления пищи.
□ В рационе должно быть как можно меньше свободной жидкости. Достаточно получение воды с пищей, так как зерна злаков, овощи, бобовые, особенно после варки, содержат необходимое для организма количество воды. Для ежедневного включения в рацион допускается ограниченное число напитков: чай из веточек японского чайного куста, кофе из обжаренных зерен злаков и цикория, теплая родниковая или очищенная водопроводная вода и др.
□ Рацион можно разделить на 2-4 приема пищи, как человеку нравится, при условии, что пропорции продуктов остаются уравновешенными, а пища очень хорошо пережевывается — 30 раз и более. Последний прием пищи должен быть не менее чем за 3 ч до сна.
□ При приготовлении пищи овощи и другие продукты надо резать на аккуратные и красивые части, что улучшает равновесие. Приправы применяют умеренно, их вкус должен быть слегка заметным. Лучший огонь при приготовлении макробиотической пищи — горящее дерево, затем уголь и, наконец, газ. Электрических и микроволновых печей лучше избегать. Готовка под давлением (в скороварке), обычная варка в воде или на пару, запекание — наиболее частые кулинарные приемы в макробиотической кухне. Реже используют обжаривание в кипящем масле, жаренье и выпечку. Во время приготовления пищи и самой еды должна быть спокойная и доброжелательная обстановка, а готовые блюда должны быть красиво поданы.
Стандартный макробиотический рацион не включает следующие продукты:
• мясо животных и птиц, рыбу с красной мякотью;
• молоко и молочные продукты;
• яйца неоплодотворенные или от птиц, получавших не зерно, а ис искусственные корма;
• коровье масло и другие животные жиры, маргарины, рафинированные растительные масла;
• муку, крупу, хлебобулочные и макаронные изделия, полученные не из цельных зерен злаков;
• мед, сахар, шоколад и другие сахарсодержащие продукты, искусственные подсластители (сахарин и др.);
• продукты промышленного производства, включая консервированные и замороженные;
• зерновые, бобовые, овощи и плоды, выращенные при внесении в почву химических удобрений или обработанные в процессе роста ядохимикатами;
• кофе, черный чай, кока-колу и другие безалкогольные напитки, пиво, алкогольные напитки;
• обычную поваренную соль и почти все пряности;
• препараты витаминов и минеральных веществ.
Макробиотики справедливо указывают на то, что материнское молоко — лучшая пища для грудных детей. Но с шестимесячного возраста рекомендуется постепенное введение в рацион ребенка хорошо сваренного коричневого (нешлифованного) риса, овса, проса, сваренных и размолотых бобов, фруктов, овощей и морских водорослей. К твердой пище ребенка надо приучать, когда ему будет 20-24 месяца. Печенье из смолотых цельных зерен, фрукты и овощи должны заменить в детском макробиотическом рационе продукты, содержащие сахар. Вместо молока и молочных продуктов рекомендуются соевое и ореховое молоко, напитки из ферментированного коричневого риса и цельного зерна, продукты из сои и других бобовых.
Макробиотики считают вредными для здоровья современные методы промышленного производства пищевых продуктов, ведущих к потреблению «ненатуральной пищи». Поэтому в макробиотическом рационе преобладают цельные, т. е. необработанные, продукты, прежде всего — зерна злаков. В жизни сегодняшнего мира это соответствует питанию части сельского населения ряда развивающихся стран.
Макробиотики придают большое значение питанию за счет местных продуктов. Они утверждают, что продукты, выращенные в тех же условиях, в которых живет человек, позволяют ему более успешно приспособиться к изменениям окружающей среды. Если жители стран умеренного климата едят бананы или апельсины, значит они нарушают связь между телом и окружающей средой. В результате возникают сезонные расстройства здоровья (простудные заболевания) и более серьезные болезни. Неблагоприятны для здоровья даже те продукты, например, овощи, которые характерны для данной местности, но не соответствуют сезону года и привезены из других мест.
В стандартном макробиотическом рационе отсутствуют мясные и молочные продукты. Отрицательное отношение к мясу типично для большинства сторонников нетрадиционных видов питания. Согласно Дж. Осаве, макробиотику нельзя назвать «сентиментальным» вегетарианством, в котором мясо исключается по этическим соображениям: не убивать животных и птиц. Отказ от мяса необходим для физического и нравственного здоровья человека. По Дж. Осаве, мясо — идеальная пища для животных, так как биологически активные вещества мяса влияют на инстинктивную и эмоциональную сферы. Человек же отличается от животных наличием не только инстинктивных, но и высших сфер. Потребление мяса ведет к преобладанию инстинктов, что может породить поведение, сходное с поведением животных. Поэтому тот, кто ест мясо, жесток, агрессивен, стремится к эксплуатации и даже уничтожению других людей.
Один из коренных принципов макробиотического питания — отказ от молока и молочных продуктов. Представители макробиотики в разное время давали все новые и новые объяснения этому отказу. Выделим основные из них.
□ По Дж. Осаве, молоко, как и мясо, — источник веществ, которые формируют у человека животные инстинкты. Отметим, что конкретные вещества при этом не называются.
□ Молоко животных предназначено для вскармливания их потомства, а не человека. Напомним, что это положение соответствует устаревшим японским традициям питания.
□ Молоко и молочные продукты в индустриально развитых странах являются «ненатуральной пищей», так как проходят промышленную переработку.
□ Молоко вызывает образование «слизи», что ведет к аллергии, насморку, затруднению дыхания и т. д. Заметим, что аллергические реакции бывают и на зерна злаков, бобовые, морские водоросли, некоторые овощи — основные продукты макробиотического рациона. Не отрицая этого факта, макробиотики утверждают, что аллергия на злаки и другие продукты возникает у тех людей, которые с детства ели много молочных продуктов и сахара.
□ В молоке и молочных продуктах много жиров и холестерина. Не можем не опровергнуть это положение: во-первых, существуют молочные продукты (творог, кефир и др.) с крайне малым количеством жиров и холестерина; во-вторых, для долгожителей (людей старше 90 лет) ряда стран, например, кавказских республик, характерно постоянное потребление необезжиренных кисломолочных напитков и сыра; в-третьих, в молоке или твороге холестерина меньше, чем в видах рыб, допускаемых к употреблению в макробиотическом рационе.
Таким образом, с позиций науки о питании объяснения макробио-тиков о причинах отказа от молока и молочных продуктов несостоятельны. На наш взгляд, главной причиной является то, что вплоть до середины XX в. молоко было чуждым для японцев продуктом, а ведущий макробиотик Дж. Осава выступал за традиционное, а не за западное питание. Кроме того, молоко отсутствовало и в рационах дзен-буд-дистских общин.
Основоположники макробиотики игнорировали такие показатели, учитываемые наукой о питании, как содержание в рационе белков, жиров, углеводов и энергоценность пищи.
В последние годы макробиотика стала уделять внимание витаминам, разделив их на две группы: Инь — водорастворимые витамины С и группы В, Ян — жирорастворимые витамины A, D, Е и К, Макробиотики утверждают, что их рационы поставляют организму необходимые витамины. Однако в стандартном макробиотическом рационе резко выражен дефицит витаминов A, D и В12, а в рационах, состоящих почти целиком из зерен злаков, указанные витамины отсутствуют и крайне мало витамина С. Но макробиотики настаивают на том, что поступление витамина D с пищей необязательно и достаточно ежедневно полчаса находиться на солнце для образования витамина D в коже под действием солнечных лучей. Для обеспечения организма витамином В12 (источником его является животная пища) они рекомендуют ферментированные (заквашенные) продукты из сои. Однако исследования с применением современных методик показали, что витамин В12 в этих продуктах отсутствует. Макробиотики указывают еще на один возможный источник витамина В12 — плесени на выращенных в естественных условиях овощах, плодах и злаках. С «подачи» макробиотиков их последователь Ю. Кривоногов в книге «Здоровье и биоэнергетические возможности человека» (1990) рекомендует покрытые плесенью и слегка подгнившие рис и другие злаки, так как они легко перевариваются и усваиваются. Однако установлено, что плесневые грибы могут выделять опасные для здоровья токсины, в частности афлатоксины, способные вызывать тяжелые поражения печени, включая рак.
Минеральные вещества пищи макробиотики также подразделяют на Инь (калий, кальций, фосфор) и на Ян (натрий, магний, хлор). Основанием для такого деления послужил спектральный анализ. Спектральные линии натрия ближе к красному цвету (Ян), чем калий, поэтому натрию приписаны свойства Ян, а калию — Инь. По данным М. Куши (1996), в стандартном макробиотическом рационе содержание минеральных веществ соответствует нормам питания США. Макробиотики придают важное значение минеральным веществам пищи с точки зрения их влияния на кислотно-основное состояние организма. С позиций науки о питании, положительным в рационах макробиотиков является направленность на цельнозерновые продукты, пищевая ценность которых выше пищевой ценности продуктов, полученных после интенсивной промышленной переработки зерна. В последних значительно меньше витаминов группы В, минеральных веществ, и пищевых волокон по сравнению с цельнозерновыми и близкими к ним продуктами. Однако эта направленность питания доведена у макробиотиков до крайности. Следует подчеркнуть, что наука о питании ценит достоинства зерновых продуктов, но при условии, что их используют наряду с другими продуктами, а не вместо них. В лечебном питании уже давно и независимо от рекомендаций макробиотиков применяют специальные диеты с преобладанием блюд из риса, овсяной, гречневой и других круп или целиком состоящие из этих продуктов. Примером является овсяная диета: 150 г овсяной каши, сваренной на воде и без поваренной соли, 4-5 раз в день (около 200 г овсяной крупы) и 1-2 стакана отвара шиповника. Эта диета рекомендуется в виде разгрузочных дней при ожирении, в том числе в сочетании с артериальной гипертензией, атеросклерозом и ишемической болезнью сердца.
При гипертонической болезни, недостаточности кровообращения или почек, болезнях печени и других заболеваниях применяют разгрузочные рисово-компотные дни. Рацион, состоящий только из сваренной на пару, без соли рисовой каши (около 200 г риса), полезен в течение 2-3 дней при ожирении и ряде других заболеваний.