История зарубежной литературы 19 века

Основные черты романтизма как метода и как литературного направления

Слово «романтизм» употребляется как для обозначения мировоззрения, умонастроения человека, поднявшегося над обыденностью, над повседневностью и для наименования литературного метода и литературного направления, ограниченного определенным временем (1 половина 19 века) и романтического мировоззрения.

Черты романтического метода можно встретить на разных периодах развития литературы. Романтизм как литературное направление начинает складываться в конце 19 века в Германии. Там складывается теория и эстетика романтизма.

Термин «романтизм» связан со словом – роман. Романом (с 12 века) во Франции называется повесть о любовных и воинских приключениях, о невероятных авантюрах, выпавших на долю исключительных личностей. Все романы были написаны на романском (французском) языке, а не на латыни, которая была свойственна религиозным текстам и античному роману. В отличие от саги в романе не было повествования о подлинных событиях. Роман – плод воображения автора. Однако, в 1800г. происходит объединение 2-х понятий – романтический и лирический (Фридрих Шлегель), т.е. за словом «романтический» сохранилась семантика «внешне необычный», а лирический – «передающий эмоции». Романтическая поэзия с точки зрения Шлегеля прогрессивно-универсальная поэзия.

Романтизм сочетает в себе высокую духовность, философскую глубину, эмоциональную насыщенность, сложный сюжет, особый интерес к природе и, прежде всего, убежденность в неисчерпаемых возможностях человека.

 

Социальные истоки романтизма

Фридрих Шлегель считал, что романтизм был порожден Французской революцией 1789 года, философией Фихте и «Вильгельмом Мейстером» Гете. Французская революция является социальным истоком романтизма. Французская революция является социальным истоком романтизма. Французская революция с одной стороны рождала надежду на результативность изменения мира, веру в возможность освобождения, с другой стороны рождала неуверенность, трагическое ощущение безысходного одиночества, бессилие в реальном жестоком мире и потому уводила в философские утопии, в реконструкцию идеализированного прошлого, в ироническое воспроизведение реальности.

После революции настало разочарование, поэтому романтическое мироощущение всегда пессимистично. Революция рождала гениев и титанов, возникло представление о человеке, близкое Возрождению, когда личность и универсум сравнялись в своих возможностях.

Т.о противоположные тенденции приводили к разрыву сознания, к распадению существования на 2 составляющих, возникла романтическая двойственность - это категориальная особенность романтического движения.

Вывод: 1 источник – социальные истоки – Французская революция.

 

Философские истоки

1.) Фридрих Шлегель назвал философию Фихте в качестве источника. Однако в каждой стране были разные философские истоки романтизма, но часто все они восходили к немецкой философии. Это философия Канта, которая разделяет мир как бы на 2 половины: «вещь в себе» и «вещь для нас», причем «вещь в себе» ведет в те области, которые находятся вне рационалистического постижения мира, указывая на нечто мистическое и таинственное. Это присуще Новалису, Людвигу Тику (в Германии) , Кольриджу (в Англии), Жорж Санд (во Франции), Эдгару По (в Америке). Надо помнить, что в литературе при обращении к философским идеям часто происходит некоторая их трансформация и упрощение.

2.) Фихте

Мысли Фихте о творческих возможностях человеческих «Я» часто отождествляются с творческими возможностями конкретного писателя и поэта. Романтики верили в возможность пересоздания мира через искусство, мечтали о золотом веке, который станет реальностью, благодаря творящему и «Я» художника.

3.) Шеллинг

Идеи Шеллинга – создателя Трансцендентальной философии (в переводе с лат. «переходить, выходить за пределы), видевшего мир в его двойственности, утверждали всеобщую одухотворенность. Идеи Шеллинга оказали воздействие не только на немцев, например, Кольридж специально посетил Германию, чтобы познакомится с философией Шеллинга. Французы познакомились с немецким искусством и философией благодаря книге Жермена де Сталь «О Германии»; трансцендентализм возник в Америке под воздействием Шеллинга.

 

Эстетика романтизма

1. Двоемирие.

Двоемирие чаще всего называют категориальной особенностью романтизма, хотя оно появилось и ранее. Некоторые исследователи говорят, что двоемирие можно встретить ещё у Дидро, Лессинга (18 в) и даже в романе Сервантеса «Дон Кихот».

Двоемирие романтизма, особенно проявившееся в немецком варианте исходит из идеи Шеллинга о двойственности - разделение мироздания на духовную и физическую сферы, и вместе с тем на признание единства этих 2 противоположностей. На эстетическом уровне двоемирие формируется на воспроизведении и мировоззрении, а реализуется в особенности сложение сюжета.

- что было с автором в этот период и что было в стране;

- двоемирие (только в романтизме, например, фильм «Юрьев день».

2. Главный персонаж романтика всегда титаническая исключительная личность и не случайно романтизм сопоставим с возрождением. Романтический титанизм героя может проявляться в разных формах, например, герой может быть наделен особыми страстями, необычайной силой, а также ему присуще несокрушимое вольнолюбие («Прометей»), непостижимая наблюдательность (По), самоотверженная любовь («Квазимодо» Гюго).

Основные приемы для создания героя - это гротеск и контраст.

3. Культ чувства.

Ещё сентиментализм 18 века обратил внимание на эмоциональное мировоззрение человека. Романтическое искусство начинает анализировать чувства (сила чувства – анализ), а сентиментализм их констатирует.

Особое место среди чувств занимает чувство любви. Только любящий зряч. Романтический герой проверяется любовью, любовь меняет человека. Настоящая любовь всегда сопряжена со страданием, если любовь всеобъемлющая, то и страдание сильнее.

4.Интерес к природе.

Описание природы имеет не только декоративное значение. Романтики были пантеистами (Бог есть природа); не принимают традиционного христианства, они видели в природе воплощение божественного начала. Для них человек интересен, когда он был связан с природным началом (не сад, а лес; не город, а деревня). Романтический пейзаж - пейзаж руин, пейзаж стихий или экзотический пейзаж.

5.Чувство историзма.

В Германии в работах братьев Шлегелей возникает исторический подход к изучению литературы. Писателей начинает интересовать подлинная, а не мифологизированная история, как у классицистов. Однако обращение к прошлому часто приводило к идеализации средневековья, в котором увидели аналог идеального государства Атлантиды. Интерес к прошлому был связан с неприятием настоящего и с поиском идеала.

6.Романтизму присуще субъективность, отсюда и интерес к процессу творчества, к воображению, жанр литературной сказки открывал простор для субъективности.

 

Английский романтизм.

Охватывает период с конца 18 века до 1830-х годов.

Самым ранним из романтиков был В. Блейк. Первая половина романтизма связана с именами поэтов «озерных школ» или «лейкистов»: Вордсворта, Кольриджа, Саути. Стремясь уйти от непринимаемого ими города, они поселились около Кезикского озера.

Второй период английского романтизма начинается с вступления в литературу Байрона и Шелли.

Английский романтизм как и все его национальные формы обладает как общими типологическими идеями, так и национальным своеобразием. Безусловно, английские авторы проявили особый интерес к французской революции, но ощущение кризисности эпохи, вызванной результатами французской революции и экономическим кризисом стимулировало интерес к учениям социалистов - в частности Оуэна. Народное волнение (выступление луддитов и процессы против них) рождали поэтическую поэзию и тираноборческие мотивы в поэзии. Романтизм в Англии имел традицию представленную в сентиментализме и предромантизме. Образ сатаны, очень популярный в английском романтизме, тоже имеет свою традицию в поэме Мильтона «Потеряный рай» (17 век).

Философские основы английского романтизма восходит к сенсуализму Гоббса и Локка и к идеям немецких философов, в частности Канта и Шеллинга. Внимание английских романтиков привлекал внимание также пантеизм Спинозы и мистика Бёме. Английский романтизм сочетает в себе эмпиризм с идеалистической концепцией действительности, находя отражение в особом внимании к изображению предметного мира (здание, одежды, обычаи).

Английский романтизм отличается рассудочностью (поэзия Байрона и Шелли). Вместе с тем, английский романтизм не чужд мистике. Большую роль в развитии воззрения английских романтиков сыграл трактат Бёрка «О возвышенном и прекрасном», где в категорию возвышенного попадало и ужасное эссе Де Квинси «Убийство как вид изящного искусства». Это эссе открыло путь в литературу героям-преступникам, которые очень часто (как у Байрона) в нравственном отношении много выше, так называемого, порядочного общества. Работы Де Квинси и Бёрка утверждали наличие в мире 2-х вечных противоборствующих сил: добра и зла, непобедимости зла и наличие в нем двойственности, потому что зло всегда наделено гипертрофируемым разумом. В число персонажей английского романтизма вошел сатана (от Блейка до Байрона) под разным именами и олицетворял разум. Культ разума одна из категориальных особенностей английского романтизма.

Глобальность возникающих проблем рождало миф о творчестве и символику. Образы и сюжеты английской романтики брали из Библии, которая была настольной книгой даже у таких атеистов как Байрон.

Поэма «Каин» Байрона основана на переосмысление библейского сюжета.

Часто английские романтики обращались к античной мифологии и переосмысливали её (например, поэма Шелли «Освобожденный Прометей»). Английские романтики могли переосмысливать известные литературные сюжеты, например в поэме Байрона «Мальфред» переработан сюжет «Фауста» Гете.

Английский романтизм, прежде всего поэзия, причем лирическая, в которой личность поэта ярко выражена, очень сложно отличить мир лирического героя от собственного мира автора.

Тематика поэзии, кроме передачи индивидуального переживания, связана с образом моря или корабля. Англия - это морская держава. Теоретическое осмысление английский романтизм получил в своих литературных манифестах: Предисловие к «лирическим балладам» Вордсворта, «Защита поэзии» Шелли и «Литературная биография» Кольриджа. Новое слово было сказано английскими романтиками в области романа. Вальтер Скот считается создателем исторического романтического романа.

 

 

Джордж Ноэл Гордан Байрон

Первый период творчества Байрона - это 1807-1809: время создания сборника «Часы досуга» и сатиры «Английские барды и шотландские обозреватели». Поэт в это время готовит себя к деятельности в палате лордов, поэтому следы несколько небрежного отношения к поэзии заметны в этом сборнике. Сборник «Часы досуга»вызвал резкую критику.

Особенно значительным стихотворением этого периода является стихотворение «Хочу я быть ребенком вольным». Все основные темы творчества Байрона нашлись в этом сборнике:

- противостояние обществу,

- разочарование в дружбе (утрата истинных друзей),

- любовь как основа существования,

- трагическое одиночество,

- близость к дикой природе,

- а порой и желание уйти из жизни.

В своей сатире «Английские барды и шотландские обозреватели» Байрон очень негативно высказывается о творчестве поэтов «озерных школ».

Второй период творчества Байрона: 1809-1816 гг., включает в себя «Заграничное путешествие» (1809-1811 гг.), «Обязательное для молодых людей из аристократических семей и жизнь в Англии». Во время своего путешествия он побывал в Португалии, Испании, Албании и Греции. В 1812 году появляются 2 песни «Паломничество Чайльд Гарольда». 2 последние части этой поэмы созданы после большого перерыва и вся поэма представляет собой своеобразный путевой дневник поэта. Традиционный перевод названия этой поэмы не совсем точный, в английском варианте допускается перевод паломничество, странствие и жизненный путь, в русском же переводе взяли только первое слово. Паломничество совершается по святым местам, а этого нет у Байрона, если не считать возможным, что поэт иронизирует над своим героем. У Байрона и его герой и сам поэт отправляются в странствие, поэтому вернее было бы переводить поэму «Странствие Чайльд Гарольда».

В начале поэмы сохранились эпические черты, присущие этому жанру (первоначально поэма была эпическим жанром):

Байрон сначала знакомит нас с семьей Гарольда и началом его жизни. Гарольду 19 лет, эпический или событийный элемент очень скоро уступает место лирическому, передающему мысли и настроение самого автора. Так у Байрона поэма становится лиро-эпическим жанром, при этом лирический и эпический план никак не пересекаются. По ходу развития поэмы эпическое уходит на задний план и вообще исчезает к финалу. В последней 4 песне Байрон совсем не обращается к имени заглавного героя Гарольда и открыто становится сам главным героем произведения и превращает всю поэму в повествование о собственных переживаниях.

Поэма была задумана в духе литературы этого времени, как рассказ о событиях прошлого, поэтому в названии сохранилось слово Чайльд, которое в средние века было титулом молодого дворянина ещё не посвященного в рыцари. Однако вскоре замысел поэмы изменился и герой поэмы стал современником Байрона. В этой поэме появился новый герой, которого потом назовут «байроническим».

Перечень свойств молодого человека 19 лет:

1. Праздные развлечения

2. Распутство

3. Отсутствие чести и стыда

4. Краткие любовные связи

5. Орда собутыльников

Речь идет о персонаже, который резко порывает с нормами морали. Гарольд осрамил свой древний род, однако Байрон вносит некие изменения в образ фразой «Заговорило пресыщение в нем». Пресыщение - это понятие романтическое. Романтический герой не проходит долгий путь эволюции, он прозревает, как прозрел Гарольд, увидев свое окружение в истинном свете. Это осознание выводит Гарольда на новый уровень - уровень человека, способного смотреть на мир и на себя как бы со стороны. Герой Байрона нарушает установленные традицией нормы, всегда обладает большей свободой, чем те, кто им следует. Герой Байрона почти всегда преступник, в том смысле, что он переступает установленные грани. Платой за новые знания всегда является одиночество и с этим чувством герой оправляется в свои странствия.

В 1-ой песне перед читателем возникает Португалия, во 2-ой песне Албания и Грецияю, в 3-ей песне Швейцария и поле Ватерлоу, в этой же песне появляется тема Наполеона, которая решается неоднозначно, 4-ая песня повествует об Италии. 3 и 4 песня в большей степени, чем первые две представляют собой лирический дневник автора. Байрон подробно описывает обычаи, нравы. Романтический пейзаж - это пейзаж руин, стихий и экзотический пейзаж.

На этом же этапе Байрон пишет так называемые «Восточные поэмы»: « Гяур», «Корсар», «Лара» и др. «Восточными» они были названы потому что действия происходят на востоке от Англии на экзотических островах Средиземного моря около Турции. Все названные поэмы обладают напряженно - развивающимся сюжетом, передают накал страстей. Страсть, месть, свобода - основные темы поэм. Герои всех поэм максималисты, полумер, полутомов, компромиссов они не признают. Если недостижима победа, то они выбирают смерть. Загадочно как прошлое героев, так и их будущее. Композиционно восточные поэмы связаны с традициями баллады, которая передавала только самые напряженные моменты в развитии сюжета, не признавая последовательности в изложения событий. Пример нарушений хронологии событий можно встретить в «Гяуре».

«Гяур»

Поэма строится как сумма разных несвязанных последовательностью событий, происходящие в разное время. Гяур в переводе «иноверец». Отдельные фрагменты соединяются только в финале. Когда, оказавшись в монастыре Гяур рассказывает о том, что он любил Лейлу, готовил побег с ней из гарема, но заговор был раскрыт, её сбросили со скалы в море и он отомстил мужу, по приказу которого погибла любимая женщина, убив его. После её смерти жизнь для рассказчика потеряла смысл.

 

«Корсар»

В «Корсаре» события разворачиваются последовательно, но автор сохраняет тайны, связанные с прошлым персонажей и не дает однозначного финала. Главный герой Конрад-Корсар, т.е пират, морской разбойник, который переступил закон. Мы ничего о нем не знаем, почему он стал пиратом, но видно, что он образован. Трагедия Конрада в том, что он признает только свою волю, только свое представление о мире, и выступив против тирании и общественных мнений и установленных богом законов и правил, он сам становится тираном. Байрон заставляет своего героя задуматься над своим правом мстить всем за зло нескольких. Во время схватки с Селимом, он попадает в плен, где его ждет казнь. Лишенный свободы он испытывает угрызения совести. Так, в первый раз Байрон заставляет усомниться своего героя в правильности суждений. Вторая ошибка возникает, когда он, освобожденный полюбившей его женой султана, возвращается и видит спешащий к нему на выручку корабль пиратов. Он никогда не предполагал, что может вызвать в сердцах этих людей любовь.

 

К 1815 году относится самое трагическое и лирическое стихотворение - «Прости», адресованное жене после развода. После развода, в разгар поднявшейся против него компании клеветы, в 1816 году Байрон навсегда покидает Англию.

 

«Манфред»

1816 год это самый тяжелый период в жизни поэта. Часть этого года проводит в Швейцарии, а затем селится в Италии. В это время он пишет свою поэму «Манфред» . Сам Байрон называет свою поэму «драматической поэмой», но по типу изображения мира Манфред сближается с мистерией и философской драмой, где преобладающим принципом передачи мысли является символика. Все персонажи этой поэмы – персонифицированные идеи. «Манфред» написан под влиянием «Фауста» Гёте, что и признал сам Гёте. Однако сам Байрон, если и был вдохновлен «Фаустом», то очень отошел от него.

Его герой тоже чернокнижник, но цель героя не в том чтобы обрести прекрасное мгновение. Манфред стремится освободиться от тех страданий, на которые его обрекает память и его совесть. Он является причиной гибели его возлюбленной Астарты, тень которой он хочет вызвать из мира мертвых, чтобы попросить прощения.

Главная тема произведения - это страдания безмерно одинокого, все познавшего человека от сознания своей неискупимой вины, от невозможности найти забвение. Все действие происходит на вершине Альп в старом готическом замке, полном тайн. Даже перед смертью, не получив прощение Астарты, Манфред не кается. «Манфред» - это последняя поэма Байрона о могучей одинокой личности, которая считается себя вправе противостоять вселенной силой своего разума и воли.

Это последнее произведение, в котором эгоизм и индивидуализм человека совершают преступление.

 

Итальянский период (1816-1824) ознаменован появлением иронического взгляда на мир и поиском нравственной альтернативы, индивидуалистической альтернативы.

Особое значение имеет роман в стихах «Дон Жуан» и мистерия «Каин».

В основе мистерии – библейский текст. Байрон сохранил сюжетную основу: жертва Каина не принимается Богом, он, затаив зло, убил брата, угодного Богу.

Библия представляет Каина как 1-го завистника и убийцу, который восстал против Бога.

Психология мотивировок Библия не дает. Байрон разрывает этот сюжет, видя в нем конфликт бездумного повиновения и гордость человеческой мысли. Впервые Байрон тирану (Богу) противопоставляет не индивидуалиста, а альтруиста. Каин не только сам выступает против тирании Бога, но стремиться разгадать тайну смерти, чтобы избавить от нее всех людей.

Индивидуализм здесь представлен Люцифером – ангелом, который восстал против тирании высшей власти, побежденным, но не подчинившимся тирану. Люцифер представляет ряд индивидуальностей, последним из которых был Манфред.

С 1 сцены 1 акта Байрон создает напряженный поединок идей, разных представлений о мире и о той силе, которая этим миром правит. Вслед за молитвой Адама и Евы, и Авеля, в которой они славили Бога, идет диалог Адама с Каином, который не принимал участия в общем славословии. Каину не дает покоя вопрос всезнающий ли, всесильный ли, добр ли Бог. Чтобы проверить, он приносит в жертву цветы и плоды. Бог не принимает бескровное приношение Каина, но принимает кровавую жертву Авеля, когда тот убивает во имя Бога ягненка.

Каин хотел разрушить жертвенник Бога, но на защиту встал Авель, потеряв власть над собой, в приступе возмущения от слепоты людей, убивает брата, первым принося смерть от которой он хотел всех избавить.

Убив Авеля, проклятый в первую очередь своей матерью, он изгнан из дома, его с семьей ждет неизвестность.

Самым тяжелым наказанием является его раскаяние и обреченность на вечное сомнение в себе и близких, которые могут повторить его преступление. Бог-тиран непобедим, тайна жизни и смерти не познана, преступление совершено.

Конфликт человека и высшей силы остался неразрешим, хотя появляется новая тенденция: восставший против высшей власти выступил не только за себя. Каину остается только надежда стать духовно свободной личностью, но сможет ли Каин, сломленный совершенным преступлением, духовно освободиться.

 

Французский романтизм.

 

Французский романтизм рожден событиями Французской революции 1789 года и пережил еще 2 революции.

1 этап французской революции: 1800-1810 гг.

2 этап: 1820-1830 гг.

Однако, творческий путь таких романтиков как Ж.Сант и В.Гюго выходил за эти рамки, а во французской живописи романтизм сохранился до 1860 г.

Интересно, что в стране, пережившей невероятные потрясения и революцию, на 1 этапе романтизма появляются произведения, в которых практически отсутствует сюжетная направленность.

Очевидно, сказалась усталость нации от катастроф реальной действительности. Внимание писателей обращено на область чувства, причем, это непросто эмоции, а их высшее проявление – страсти.

На 1 этапе для французского романтизма кумиром становиться Шекспир. Жермен де Смаль в 1790 г. пишет трактат «О влиянии страстей на счастье отдельных людей и народов».

Рене Шетобриан в свою книгу «Гении христиан» разд «О смутности страстей».

1 место занимает любовная страсть. Любовь нигде не представляется счастливой, она соединяется с изображением страдания, полного душевного и духовно одиночества.

С романом Шатобриана «Рене» возникает вереница так называемых героев-скорбников, которые пройдут через литературу и Англии и России, получив название лишних людей.

Тема одиночества, бессмысленной траты сил станут основной в романе Сенанкура и Мюссе.

Тема религии как способа примирения с действительностью возникает в произведениях Шатобриана. Не малую роль сыграло знакомство французов с идеями немецких романтиков. Большой интерес вызывает не только Германии, но и Америка и Восток. Очень часто героями французских романтиков были люди, связанные с искусством.

В романе «Каринна» Жермены де Сталь музыка была главным увлечением героини. С творчеством Жермены де Сталь связано появление еще одной темы: темы женской эмансипации. Не случайно писательница называет свои романы женскими именами («Каринна», «Дельфина»).

На 2 этапе французского романтизма развиваются ранее намеченные тенденции, но происходят изменения в тематике и способах ее воплощения.

На этом этапе происходит развитие драмы. Мелодраматизм, присущий большинству романтических драм достигает высшей степени, страсти теряют свою мотивировку, развитие сюжета подчинено случайностям. Все это рождено спецификой предшествующего исторического этапа революции, когда человеческая жизнь потеряла свою цену, когда смерть ждала каждого в любой момент.

В литературе появляется исторический роман и драма.

Виктор Гюго «Собор Парижской Богоматери», «Отверженные», «93», «Человек, который смеется».

Авторами исторической драмы являются Гюго и Мюссе, но главное внимание в историческом романе и в исторической драме всегда было обращено на нравственный смысл происходящего. Духовная внутренняя жизнь человека оказалась наиболее важной, чем государственная история.

Исторические жанры во Франции развивается под влиянием В.Скотта. но в отличии от него, человека, который никогда не делал исторические лица названием своих романов, французские авторы вводят в число главных действующих лиц исторических деятелей. Французы обратили свое внимание к теме народа и его роли в истории. Множество нерешенных проблем в жизни общества, возникших еще до революции рождает в литературе интерес к учениям социалистов – Пьера Меру, Сен Симона.

В.Гюго, Ж. Сант обращаются к их идеям неоднократно в своих романах не только о прошлом, но и о настоящем. Здесь романтическая поэтика обогащена реалистической поэтикой.

С 1830 г. французская романтика тяготеет к анализу. Появляется так называемая неистовая литература (В.Гюго пишет повесть «Последний день приговоренного к смерти»). Специфика этой литературы в описании экстремальных ситуаций повседневности. Тема гильотины, революции, террора, смертной казни является главной в этих произведениях.

 

Виктор Гюго

Самый значительный писатель европейского романтизма. Он был романтиком по типу восприятия мира и месту поэта в нем. Гюго начинает свою творческую деятельность как поэт.

1 сборник: «Оды» (1822 г.)

2 сборник «Оды и баллады» (1829 г.)

Сами названия первых сборников свидетельствуют о связях начинающего поэта с классицизмом. На 1 этапе Гюго тяготеет к изображению конфликта любви и дома, его стиль очень патетичен.

Материалами 3 сборника («Восточное») стали экзотика и живописность Востока, очень популярные во Франции.

«Кромвель» - первая драма В.Гюго. Выбор темы обусловлен необычным характером этого английского политического деятеля. Наибольшее значение имело предисловие к драме, а не она сама. Идеи предисловия имеют значение для всего романтического движения, они связаны с концом историзма, с проблемой гротеска, принципом отражения действительности, спецификой драмы как рода исключения. Романтический историзм и романтическая диалектика лежат в основе представлений Гюго о развитии общества и его культуры. Периодизация Гюго в целом подчиняется не столько изменениям общественных отношений, сколько развитию сознания.

3 эпохи по Гюго:

1) Первобытное

2)Античное

3) Новое

На 1 этапе, по его мнению, пробуждается не столько сознание, сколько эмоция и с ней возникает поэзия. Человек способен лишь выражать свой восторг, и он слагает гимн и оду, так возникает Библия. Бог еще здесь тайна, а религия не имеет догматов.

На этапе античности религия принимает определенную форму, перемещение народов и появление государств рождает эпос, вершиной которого является творчество Гомера. На этом этапе даже трагедия этична, так как актер со сцены пересказывает содержание эпоса.

Новая эпоха начинается, когда грубое поверхностное язычество было вытеснено спиритуалистической религией, которая показывает человеку его двойственную природу: тело смертно, дух вечен. Идея двойственности, возникшая с появлением христианства, пройдет через всю систему воззрений Гюго, как в области этики, так и в эстетике.

Таким образом, выделяя культуры, Гюго фиксирует сознание, которое проявляет себя в форме верований и в искусстве. Представление о двойственности мира создает новый род исключительной драмы, где главенствует борьба двух тенденций – конфликтов. Идея двойственности лежит в основе всех эстетических построений Гюго. Драма совмещает в себе трагедию и комедию. Вершиной драмы считается творчество Шекспира.

Проблеме гротеска Гюго уделяет особое внимание. У Гюго возникает противопоставление в трактате гротеска. Он не объединяет гротеск с безобразным, но противопоставляет его с возвышенным.

По мнению Гюго гротеск (даже античный) передает не только безобразное, но окутывает изображение «дымкой величия или божественностью». По Гюго гротеск оказывается рядом с возвышенным, включая в себя все многообразие мира. Даже главный герой драмы «Кромвель» оказывается гротескной фигурой, поэтому в его характере совмещены не совместимые черты и это создает романтический исключительный характер. Герои Гюго (Квазимодо, Жан Вольжан, де Пьен) – гротеск в его романтическом понимании.

Немалое внимание Гюго отводил проблеме 3 единиц, считая, что имеет право на существование только единица действия, так как в нем заключен основной закон драмы.

«Эрнани»

«Эрнани» - 1 из значительных произведений Гюго.

В «Эрнани» время действия значительно выходит за рамки одних суток, место действия постоянно меняется, но он страстно придерживается единства действия: конфликт любви и чести связывает всех персонажей и является двигателем интриги. Любовь к юной донье де Соль разбивает Эрнани, короля Карлоса, герцога де Сильва, и рождает не только любовное соперничество, оно еще связано с честью. Честь Эрнани (он, лишенный королем прав, принц Арагонский) требует от него мести королю Карлосу и подчинения де Сильве, который спас ему жизнь. Де Сильва не выдает своего соперника, ненавидя его, так как честь рода требует предоставить убежище гонимому. Король Карлос, став императором, считает, что он должен простить своих врагов. Донья де Соль должна была защищать свою честь кинжалом.

Проблема чести постоянно присутствует в каждой сцене, даже в финале, в день свадьбы де Сильва требует от Эрнани выполнить долг чести и отдать свою жизнь. Драма заключается в гибели Эрнани и доньи Соль. Все-таки победу любви понимает и де Сильва, он тоже заканчивает жизнь самоубийством.

Таким образом, сила страстей определяет поведение каждого из героев. Но если в трагедии классицизма носителем высшей справедливости выступает король, то у Гюго это разбойник Эрнани.

«Собор Парижской Богоматери»

Нравственная проблематика и драматическая напряженность действия лежат в основе исторического романа «Собор Парижской Богоматери». Это первый значительный роман Гюго. События отнесены к 1482 году. Почти все персонажи вымышлены. Король Людовик XI не оказывает влияние на развитие событий, В предисловии он пишет, что на мысль о создании романа его натолкнула таинственная надпись на стене собора. Это было греческое слово «рок». Гюго видел 3 формы проявления рока: рок закона, рок догмы и рок природы. Гюго пишет о роке догмы в этом романе. О роке закона он напишет в романе «Отверженные», а рок природы отразится в «Тружениках моря».

В «Соборе Парижской Богоматери» 3 главных героя: Клод Фроло, звонарь Квазимодо, уличная танцовщица Эсмиральда. Каждый из них является жертвой рока – религиозной догмы или суеверия, который искажает человеческую природу и заставляет в прекрасном видеть только греховное.

Клод Фроло – образованнейший человек, окончил 4 факультета Сорбоны. Он нашел Квазимодо около храма. Фроло видит в безобразном ребенке несчастного человека. У него нет средневековых суеверий (то есть суеверий своего времени). Однако, занятие богословием обрекло его на безобразие и приучило видеть в женщинах только порок, а в искусстве – дьявольские силы. Любовь к уличной танцовщице проявляется как ненависть. Из-за него Эсмиральда погибла на виселице. Сила неутолимой страсти сжигает его. Отвратительный внешне Квазимодо, которого суеверная толпа считает порождением дьявола, привык ненавидеть тех, кто его боится и издевается над ним.

Эсмиральда, выросшая среди цыган, свыкшаяся с их обычаями, лишена духовной глубины. Прием контраста, гротеска лежит в основе создания системы образов.

Она любит ничтожного солдатика в красивом мундире, но не способна оценить жертвенной любви к себе безобразного Квазимодо.

Гротескные не только персонажи, но и сам собор является гротескным. Собор выполняет идейную композицию, хронологическую функцию. Собор – это еще и философия, в нем находит отражение история народа. Все действия разворачиваются внутри или около собора. Все связано с собором.

 

«Отверженные», «Труженики моря», «Человек, который смеется», «93 год»

К числу значительных произведений относятся его романы, созданные в 1860-70 гг. «Отверженные», «Труженики моря», «Человек, который смеется», «93 год».

 

«Отверженные» представляют собой большое эпическое полотно, протяженное во времени, события охватывают 10 лет, включают в себя сцены из жизни разных слоев общества, события проникают в разных местах в провинциальном городке около поля Ватерлоо.

В романе в центре внимания история главного героя Жана Вольжана. Она начинается с того, что он украл булку от голода и получил 19 лет каторги за это. Если он стал на каторге духовно сломленным человеком, то вышел с нее ненавидящим все и всех, поняв, что наказание во много раз превышает вину.

Конфликт добра и зла является основным в этом романе.

После встречи с епископом Мириэлем бывший каторжник переродился и стал служить только добру. Одержимый идеей всеобщего равенства и благоденствия он под именем господина Мадлена создает в одном из городов своеобразную социальную утопию, где не должно быть бедных и во всем должна торжествовать нравственность. Но ему приходится признать, что абсолютизация даже самой высокой идеей может привести к страданиям. Так гибнет мать Казеты – Фантина, так как ей, матери внебрачного ребенка, человеку оступившемуся не оказывается места на фабрике мэра, где безнравственность наказывается строго. Она опять идет на улицу и там погибает. Он решил стать отцом Казеты, раз ему не удалось создать счастье для всех.

Основное значение в романе приобретает противостояние Жана Вольжана и Жовера (полицейского) – догма закона. Жовер сначала начал работать на каторге, а потом полицейским. Он всегда и во всем следует букве закона. Преследуя Вольжана как бывшего каторжника снова совершившего преступление (чужое имя), он нарушает справедливость, так как бывший каторжник давно изменился. Однако, в сознании полицейского не укладывается мысль, что преступник может быть выше в нравственном отношении и его и закона.

После того, как на баррикаде Жан Вольжан отпускает Жовера, и спасает раненного мариоса (возлюбленного Казеты) сам отдается в руки полиции, в душе Жовера происходит перелом.

Гюго пишет, что Жовер всю жизнь был рабом правосудия. Исполняя закон Жовер не рассуждает прав ли он или нет. Жовер заканчивает жизнь самоубийством и отпустил Жана Вольжана.

Финал романа не утверждает однозначно торжества и существования божественной справедливости. Божественная справедливость существует только в идеале. Погибает Жовер, спасая Жана Вольжана, но это не делает Жана Вольжана счастливым. Создав счастье Казеты и Мариоса он брошен ими. Они только перед его смертью узнают о всех делах этого человека. Жан Вольжан и Жовер – фигуры гротескные, построенные по принципу контраста. Того, кого считают опасным преступником оказывается благородным человеком. Тот, кто живет всю жизнь по закону – преступник. Оба этих персонажа переживают нравственный слом.

 

«Человек, который смеется»

Автор решает волновавшие его проблемы в наиболее обобщенном виде, что отражается в именах, которые он дает персонажам. Человек носит имя Урсус - медведь, а вот волк – Гомо (человек). Событие романа подтверждают справедливость этих имен.

Романтическое стремление к экзотике проявляется в описании как нравов Англии прошлых веков, как в рассказе о действиях, так называемых, компрачикосов, которые уродовали детей в средние века, чтобы они веселили публику в балагане.

 

«93 год» (1874)

Последний роман. Посвящен трагическим событиям французской революции. В русском переводе в названии появилось слово «год», французам же цыфра 93 говорит сама за себя.

В романе сохраняется и возникает стремление автора упростить характеры и выражать свою мысль при помощи символов.

События происходят во время якобинского террора в Вандеи, где войска республиканцев сражаются против роялистов. Глава войск – молодой талантливый Говен, который пользуется любовью солдат.

У роялистов – маркиз Лантенак – умный, справедливый и безмерно жестокий. Сложность ситуации в том, что Говен по происхождению внучатый племянник Лантенака. Говена воспитывал республиканец Симурден, он видит в нем духовного сына.

Симурдена посылают следить за Говеном и в случае нарушения им гражданского долгаон должен его казнить. В финале Лантенак, залив кровью всю округу, совершает одно доброе дело – спасает чужих детей от смерти в огне и из-за этого попадает в плен в руки Говена. Говен не в силах казнить человека, который попал в плен, спасая детей и он дает ему возможность бежать.

За это Симурден должен казнить своего воспитанника, но он не может пережить гибель самого близкого ему человека и он убивает себя.

Ситуация кажется неразрешимой, так как социальное переплетается с личностным.

В романе доминирует 2 символа: гильотина и мать. Все события происходят на фоне гильотины и матери, которая ищет детей, увезенных Лантенаком. Мать и гильотина встречается в финале. Жертвой гильотины становятся Симурден и Говен, гибнут во имя справедливости. Самоубийство Симурдена сродни гибели Жовера: оба не смогли победить в себе представления о доме, исключая гуманность.

 

 

Немецкий романтизм

Иенский этап

Немецкий романтизм прошел в своем развитии несколько этапов:

1) Йенский (условно датированный 1797-1804 г.)

2) Гейдейльгбергский (к 1804 г.)

I

Братья Фридрих и Август Вильгельм Щлегегли, Новалис, Людвиг Тик, Фридрих Вильгельм Шиллинг, Фридрих Шлейельмархер, Гердерлин. Главными программными документами Йенского романтизма были «Критические фрагменты» Ф.Шлегеля, «Фрагменты» Шлегеля и Новалиса.

Романтиков интересует сущность духа и материи, связи общего и частного, их диалектика, возможности познания мира и приближения к идеалу. Они хотели уяснить место природы, религии, Бога, морали в системе мироздания, а также роль логики, воображения в системе познания. И утверждать связь, как следствие философии, науки и искусства.

Высшая форма познания (Шиллинг) – философия и искусство.

Отмечая неограниченные возможности художественного творчества, Шиллинг первым увидел в процессе творчества единство сознательного и бессознательного. Он заявил о том, что каждое произведение искусства допускает бесконечное количество толкований. Таким образом, философия открывает важное свойство искусства – его многозначность. Шиллинг говорил о том, что искусство возвращает человека к природе, и изначальной тождественности.

Новым качеством романтизма является внимание к истории, историзм мышления. Однако, исторический романтизм специфичен.

Йенцы часто говорили о 3 стадиях развития общества:

1) золотой век существовал, когда человек не был выделен из природы, в силу неразвитости сознания.

2) с развитием сознания человек отделяется от природы, пытается ее подчинить и она становиться ему враждебной.

3) возможен новый золотой век (в будущем), когда духовное развитие человека познает красоту и величие природы, она станет его другом, возникнет гармония, но на новых условиях, то есть естественно человек не опуститься до природы, но поднимется до нее в своем высоком развитии. Способность любить возвышает человека и приближает его к природе. Особое значение в немецком романтизме приобретает музыка, героем часто становиться музыкант или романтики создают звукопись.

 

II

2 этап: Гейдельбергский этап

Первое десятилетие 19 века приносит изменения в немецком романтизме: умирает Новалис и Вакенродер, впадает в безумие Гердерлин, меняется философия братьев Шлегелей и Шеллинга. «Голубой цветок» Новалиса так и останется мечтой, но отношение к самой мечте стало иным. Место йенских романтиков-философов занимают гейдельбергские философы, которые обратились к собиранию и изданию народного искусства. Обращение к фольклору на этом этапе было не бегством от действительности, а орудием пробуждения народного самосознания.

Условно началом деятельности гейдельбергского кружка считается 1804 год, хотя писатели этого периода заявили о себе раньше.

Если йенские романтики устремлены своей мечтой к прекрасному и универсальному, то гейдельбергцы с самого начала ощущают неразличимые противоречия мира.

Трагизм усилен теми войнами и разрушениями, которые принесли Германии Наполеоновские походы. Не случайно в искусстве этого периода появляются черты барокко: смерть, кровь, гибель семьи, уничтожение добрых чувств, изломанность характеров, противоестественность в человеческих отношениях. Во главе движения стояли Ахим фон Арним и Клеменс Брентано. К этой же группировке примкнул Генрих фон Клейст и Йозеф фон Эйхендорф. Особое место занимаю братья Гримм (Якоб и Вильгельм). Гофман не входит ни в одно объединение, он завершает развитие романтизма в Германии. В его творчестве находит отражение кризис немецкого романтизма.

На новом этапе складывается новая философия Артура Шопенгауэра, который в своей центральной работе «Мир как воля и представление» утверждает, что человек существует в беспощадном, неосознанном, случайно возникшем мире.

Чувство любви заменяется у Шопенгауэра сочувствием, так как любовь – это мираж, который создает природа, чтобы содействовать размножению вида.

Смерть, которая для Новалиса была переходом к новой жизни, к новому совершенству лишается в работах Шопенгауэра своей животворящей силы и является завершением тягостного томления по смерти. Сам мир по Шопенгауэру существует лишь потому, что человек способен его представлять. «Мир есть мое представление». Как и все романтики, Шопенгауэр высоко ценил музыку, которая по его мнению рассказывает человеку о сущности мира.

Шопенгауэр развил учение о гении, но если йенцы видели в гении воплощение высшего творческого начала – гармонию, то Шопенгауэр утверждал, что в основе гениальности лежит патология.

Философия Шопенгауэра нашла отражение в творчестве Арнима, Клейста и Гофмана.

В позднем романтизме появляется реальная действительность и реальные люди. Героями становятся учителя, студенты, торговцы с их обыденными заботами в обычной материальной обстановке. Это соседствует с волшебниками, фантастическими поместьями.

Итак, к этому времени относится появление стиля – бидермейер. Сущность этого стиля в изображении обычных людей в обычной обстановке.

После 1806 г. гейдельбергцы начинают по-новому интерпритировать образы йенских романтиков.

Искусство воспринималось романтиками как синтез духовного и материального начала. Художник сам создает мифологию. За художником закреплено право упорядочивать первоначальный хаос, который воспринимается на этом этапе романтизма как плодотворный (Шиллинг).

Черты мифотворчества присущи Новалису и гейдельбергцам. Шеллинг утверждает идею синтеза и разрабатывает теорию романтической иронии. Романтики заявили, что познать мир только с помощью разума нельзя.

Шиллинг за Фихте называет основные инструменты познания: интеллект, интуицию и продуктивное созерцание (идея трансцендентальности – переход через границу: интуиция и созерцание создает возможность приближенности к истине). Герои романтиков всегда созерцают их жизнь не через внешние события, а напряженной духовной жизнью.

Созерцать мир можно только с детской наивностью. Не случайно детское восприятие у романтиков родственно поэтическому. Созерцание противопоставлено научному логическому познанию. Созерцание связано с эмоциональным восприятием импульсов, идущих от природы, от внутреннего «Я» личности.

Созерцание разделено на отдельные акты.

Шлегель: Единичные ощущения, каждое из которых обособлено само по себе, каждое не связано с другим.

Так возникают философские предпосылки нового жанра – фрагмента.

Представление о фрагментарности восприятия станет основополагающим принципом романтического мироощущения и романтической эстетики. Не случайно, что философские и эстетические труды Новалиса и Шлегеля называют «фрагменты». Свои художественные произведения йенцы строят как цепь фрагментов. На идеях философов (Шлейельмахера и Шеллинга) базируются концепции созерцания и прозрения.

Они не ограничены строгими законами логики, они основываются на свободных связях вещей и явлений, могут объединить несоотносимые в реальности события как и воображаемые.

Политическое воображение освобождает искусство от норм, запретов и старых формальностей. Отсюда свобода творчества, синтез жанров и искусств, что было запрещено классицизмом.

 

 

Эрнст Гофман

Личность универсальная. Сам себя он воспринимал как музыканта и был одаренным композитором, исполнителем и дирижером. Был учителем музыки. Мировую известность получил как писатель, изучал право и некоторое время работал юристом, обладал талантом художника, живописца и декоратора. Современники отмечали в нем удивительные способности рассказчика.

Первая новелла (сказка «Кавалер Глюк») посвящена личности особо чтимого им композитора. Эта сказка включена в сборник «Фантазии в манере Калло». Калло - французский график, автор диковинных фантастических картин. Смелая фантазия Калло привлекала Гофмана тем, что в его произведениях сочетается странное и знакомое.

«Фантазии в манере Калло» включают в себя новеллы - сказки и 2 «Крейслерианы», являющиеся не только фрагментами из жизни второго «Я» автора – композитора Крейслера - но и статьями о музыке и музыкантах.

Сказка «Кавалер Глюк» (1809 г.) является своеобразным воспроизведением «призрачного царства души» автора и одновременно в фантастической форме передает единство раздвоенного мира: главный герой, называющий себя композитором Глюком, резко противостоит реальному миру, в котором самое высокое искусство – музыка - превращается нечто подобное десерту, необходимому после хорошего ужина.

Реальный Глюк умер в 1787 г., но Гофман воспроизводит свою встречу с ним, он слушает в его исполнение на рояле его произведения, беседует с ним о музыке прошлого и настоящего. У читателя так и не исчезает сомнение в том, был ли это действительно Глюк, или все изображенное - только плод фантазии рассказчика. Принцип двойного объяснения невероятных явлений станет одной из характернейших особенностей поэтики Гофмана.

Гофман, идя вслед за Новалисом и одновременно полемизируя с ним, создает свой символ – подсолнечник, который должен раскрыть сущность музыканта и музыки. Но подсолнечник – это растение, которое разводят для употребления в пищу. У Новалиса голубой цветок - философская абстракция.

Подсолнечник всегда обращен к солнцу, к солнцу обращается Глюк у Гофмана, когда создает свое лучшее произведение. В переводе с немецкого подсолнечник - «солнечный цветок». Тема солнца как творческого начала противостоит теме ночи, сумерек, которые для Новалиса были основой творчества. Гофман любит яркие краски, дневное освещение, ночь таит для него в себе опасность, разрушение, не случайно сборник, повествующий о победе темных сил, Гофман назовет «Ночные рассказы».

Сказка «Золотой горшок» (1814 г.) относится к числу шедевров писателя, представляя как его мировосприятие, так и важнейшие эстетические принципы. Говоря о Гофмане, обязательно отмечают, что все его герои делятся на музыкантов (энтузиастов) и немузыкантов (просто добрых людей).

Персонажи представляют два мировосприятия и могут быть поделены на две группы. К музыкантам-энтузиастам следует отнести студента Ансельма, который живет в мире воображения. Он слышит и видит то, что не слышат и не видят другие. В бузинном дереве он слышит девичьи голоса и видит там зеленых змеек с удивительными голубыми глазами. Гофман не отрывает его от реальности, но она враждебна ему: на новый фрак он сажает пятно или рвет его, бутерброд у Ансельма падает намазанной стороной на землю, он наступает ногой в корзину с яблоками и пирожками, вызывая гнев и брань торговки.

Гофман постоянно иронизирует. Авторская ирония проявляет себя на разных уровнях:

1) уровень названия, когда главному герою в подарок дается ночная ваза;

2) сказка разделена не на главы, а на вегилии («ночное бдение», «бессонница»). В 1805 г. вышел из печати роман «Ночные бдения», имя автора до сих пор неизвестно, но более вероятно, что это пародия на идеи и образы йенских романтиков была создана Шеллингом. Автор тем самым обращает внимание на то, что записывает свои рассказы ночью (самое плодотворное время для йенцев). В произведении происходят самые невероятные события, его герои, в отличии от романтиков первого этапа, отнюдь не собираются преобразовывать мир силой своего Духа – их мысли направлены на их личные интересы. Само слово «вегилия» можно понять в соответствии с гофмановским принципом и как время ночной бессонницы, когда человек не совсем отвечает за свои действия и мысли.

К числу шедевров относится «Крошка Цахес по прозванию Циннобер» (1819 г.), в которой гротеск является основой композиции и конструирования образа главного героя. Основа конфликта и образа главного героя заключается в противостоянии сущности и видимости, причем внешнее - видимость оказывается сильнее сущности.

Крошка Цахес, сын бедной крестьянки, родился на редкость уродливым: его сравнивают с яблоком, нанизанным на вилку. Он не способен даже говорить членораздельно. Фея Розабельверде, пожалев его и мать, наделила уродца 3 огненными волосками, благодаря которым ему стали приписывать прекрасные свойства человека, который находиться рядом с ним.

Автор усиливает впечатление, нагромождая нелепости: Цахес получил чин министра и орден зеленопятнистого тигра на 25 алмазных пуговицах. Погибает Цахес в финале, утонув в «роскошном серебряном ночном горшке», который подарил ему князь в знак особой милости.

Свойства Цахеса – ничтожества, которое паразитирует на чужих талантах и подчиняющего всех окружающих - черта вневременная.

Авторская ирония в этой сказке становиться более горькой, чем ранее. Счастье студента Бальтазара в финале оказывается возможным уже не в Атлантиде, где Ансельм понимает голоса всех цветов, деревьев, птиц и ручья, а в волшебном поместье Просперо Альпануса: там во время стирки всегда будет светить солнце, кушанья не будут пригорать, а сама прекрасная Кандида не утратит хорошего настроения, если не снимет магического ожерелья. Бальтазар не замечает, что его возлюбленная - обыкновенная мещанка.

Предметный мир, ранее враждебный герою-музыканту, начинает служить ему, хотя это и противоречит сущности такого персонажа. Более того: ошибается и сам носитель светлого начала — фея Розабельверде. Думая принести пользу несчастному «пасынку природы», она наделяет его волшебным даром, предполагая, что сумеет тем самым пробудить внутренние свойства его души. Однако помимо ее воли он превращается в носителя злого начала, причиняющего множество страданий тем, кто действительно обладает высокими душевными качествами.

Двоемирие представлено особенно ярко: на одном полюсе оказываются студент Бальтазар, его друзья Фабиан и Пульхер, на другом, в центре которого Цахес, — князь, вводящий просвещение по советам своего бывшего камердинера, «ученый» Мош Терпин, пришедший к выводу, что темнота возникает от отсутствия света, и готовый продать свою дочь Кандиду в жены Цахесу, если ему дадут орден зеленопятнистого тигра. Сама прекрасная Кандида не лишена филистерских склонностей.

 

Гротеск по-прежнему является основой создания характеров. Гофману принадлежит 2 романа: «Элексиры Сатаны» и «Житейские воззрения кота Мурра».

Последний роман не был закончен. Он включает многие из ранее возникших идей и форм, присущих Гофману, реализуются они в специфической форме композиции и в новой интерпретации двоемирия. Гофман продолжает наметившуюся еще в сказках тенденцию сближения сказки и реальности. Реальность в этом романе все более стремиться обрести адекватные ей формы и поэтому с одной стороны, происходит как бы вытеснение фантастики, а с другой стороны одновременно расслоение реального мира на ряд пластов. Реальность превращается в пародию, где гипербола не менее выразительна, чем сказочная фантастика.

Один из пластов романа описывает взаимоотношения Юлии и композитора Иогана Крейслера, но Гофман показывает, что первичной историей является история кота Мурра. Жизнеописанию кота, его размышлениям отводится отдельная, независимая роль.

Мурриана превращается в кривое зеркало, отражающее мир людей. Возникает двойное искривление, передающее действительность, уродливую реальность.

При этом текст, созданный котом является основным, а жизнеописание Крейслера (его хозяина) попадает в печать как бы случайно: его использует кот, чтобы перекладывать им свое описание.

Первичность этого текста автор подтверждает тем, что история композитора попадается только на макулатурных листах. Главки, которые написаны котом, разрываются на середине фразы, которая завершается только в следующем фрагменте. «Макулатурные листы» представляют собой фрагменты, не связанные последовательным изложением событий.

Общеромантический принцип фрагментарности, исключающий однозначность и завершенность, лежит в основе произведения.

Специфика композиции и в том, что порой написанное котом частично повторяется в иной интерпретации в «макулатурных листах»: воспоминания кота о его появлении в доме маэстро Абрагама представлены в синтементально-потетичных тонах. Сам Абрагам рассказывает о том, как он пожалел полуживого кота, а потом забыл его в кармане.

Удвоение уличт. патетику, присуще коту, который считает себя исключительной личностью. Кот Мурр задуман автором как пародия на филистера, который возомнил себя творческой личностью.кот называет себя гражданином мира, рассуждает о принципах воспитания Он размышляет о сочинениях Плутарха, Шекспира, Гете, Гальдерона.сам кот является автором политического трактата «О мышеловках и их влиянии на мышление и дееспособность кошачества», а также автором синтементального романа «Мысль и Чутье или Кот и Собака» и трагедии «Крысиный король Кавдаллор».

Кот рассуждает о лирическом состоянии своей души, о любви, кото

 

Американский романтизм

Специфические черты, возникшие в связи с особенностью развития страны. Только история государства начинается с 1776 – года принятия декларации о независимости. Понятие «американец» включает в себя французов, голландцев, англичан, испанцев и индейцев.

Американцы происходят от авантюристов. Довольно скоро складывается национальный тип людей, которых отличала глубокая вера в исключительные возможности свои и своего государства. Любовь к своей стране перерастает порой в национальное чванство. Ассимиляция проходила очень быстро. Америка привлекала тех европейцев, которые потеряли все у себя на родине, обладали гигантской энергией, которую они хотели реализовать на безлюдных как им казалось землях и идеалисты, которые стремились организовать новое государство, где все будут свободными.

В основном всех объединяло то, что они были практики, у которых не было времени заниматься искусством и литературой, но все они отличались энергичностью. Не случайно американская литература в последствии стала называться энергетической. Они читали в лучшем случае газеты, в которых интересовались короткими сообщениями, очерками, памфлетами «на злобу дня». Памфлет – самый любимый жанр на протяжении 300 лет.

Ф.Купер сказал об Америке, что в ней сначала возникло книгопечатание, а потом писатели. Общественный деятель Джон Адамс: «Искусство для нас не первая необходимость - нашей стране нужны ремесла». У страны были свои философы - политики, которые мечтали создать идеальное государство: Джордж Вашингтон и Томас Джефферсон. Последний был автором «Декларации независимости» и участвовал в разработке конституции 1787 года. Так складывалось то, что потом назвали «американской мечтой», которая так и не реализовалась.

Страна англоязычная по преимуществу, Северная Америка в области культуры и литературы тяготеет к Англии. Не имея собственной литературы, в Америке до конца 18 века издаются романы Ричардсона, Свифта и Флидинга. Отношение к литературе Европы было двоякое:

1) необходимость отстаивать национальную независимость;

2) необходимость максимально использовать опыт более развитой литературы Старого света.

Конец 18 века – рождение собственной американской литературы и ее следует отнести к предромантическому. Чарльз Браун – первый профессиональный писатель.

У литературы США есть еще штаты развивающиеся по-разному, литература Юга сильно отличается от литературы Севера. То, что мы называем американской романтикой (а это и есть рождение американской национальной литературы) сложилось в основном в средних штатах (Нью-Йорк и Пенсильвания). Только на втором этапе романтическоге движение становиться сильным в Новой Англии и Бостон становиться столицей новой национальной литературы. В развитии американского романтизма выделяют 3 периода:

1) 1820-183 гг. – появление прозы Фенимора Купера и Джона Ирвинга.

2) кон. 1830-1840 гг. (зрелый) – Лонгфело.

3) 1850 г. – начало Гражданской войны.

Все названные – писатели, но они пережили тяжелый кризис.

На раннем этапе отношение писателей к своему творчеству оказывается несколько снисходительным, поскольку в государстве, где прежде всего цениться успех, литература считается праздным развлечением. Этим объясняется порой невысокое качество произведений (Ф.Купера).

На 2 этапе появляется Лонгфело и Эдгар По с его интересом к глубинной психологии. Новое время рождает новые конфликты: паст капитала становиться более циничным, все более расходятся демократичесике идеалы и реальность. У романтиков 2 этапа зреет мысль, что изменение самого человека. Идея Эмерсона «О самовоспитании» стала более актуальной.

На этом этапе возникает профессиональная критика (статьи Э.А.По).