Речевое воздействие и речевое взаимодействие.
Основная единица речевого общения - это речевое событие (РС).
РС составляет 2 важных компонента:
1. словесная речь и то, что ее составляет (жесты, мимика, позы)
//Дискурс - это речь, погруженная в жизнь.
2. речевая ситуация - обстановка, условие, в котором происходит общение (отправитель, получатель, условие, обстоятельства, контекст)
РС = дискурс + речевая ситуация
По цели отправителя различается коммуникация воздействия и коммуникация взаимодействия.
Науки, изучающие воздействие:
1. риторика
2. психология
3. реклама и социальные науки
Средства речевого воздействия:
Вербальные средства. Правила вербального речевого воздействия предполагают :
1. соблюдение коммуникативных норм
2. соблюдение и поддержание контакта
3. содержание речи
4. языковое оформление
5. факторы стиля общения
6. языковой портрет
7. объем сообщения
8. расположение фактов, аргументов, идей
9. адресат
Приемы речевого воздействия - это способы реализации коммуникативного правила речевого воздействия:
- повтор обращения //закон имени
- прием повышения эмоциональности речи
- прием приближения к собеседнику
- приемы открытых жестов
- укрупнение собеседника
- демонстрация доброжелательного отношения: вербально и невербально
Способы речевого воздействия:
1. доказывание
2. убеждение
3. уговаривание
4. клянчание
5. внушение
6. просьба
7. приказ
8. принуждение
Речевое воздействие представляет собой императивную коммуникацию, когда собеседник знает, что на него воздействуют и знает о цели этого воздействия. В отличие от этого манипуляция представляет собой одностороннее воздействие на собеседника, когда последний не знает о цели производимого воздействия.
Американец Эверем Шоустрем предложил типологию манипуляторов. Шапиров написал портреты этих манипуляторов:
1. диктатор /*часто отдает приказы, выполняет роль маленького бога, от которого все и вся зависит*/
2. тряпка //намеренно инвалидизирует себя
3. калькулятор /*старается контролировать и перепроверять слова и действия всех, кто находится вокруг него*/
4. прилипала /*демонстрирует преувеличенную зависимость от других, явно выполнение роли жертвы обстоятельств, окружающих*/
5. хулиган //демонстрирует преувеличенную небрежность, угрозы, агрессивность
6. славный парень /*чрезмерный показ своего доброжелательного отношения к окружающим, заботы, внимательности*/
7. судья /*субъективная оценка, повышенная критичность, искусно поддерживает чувство вины у собеседника*/
8. защитник /*демонстрирует снисходительное отношение к окружающим, инвалидизация других*/
Прием против манипуляции: показать, что его воздействие видно и оно не сработает.
Понятие коммуникативной неудачи - это отрицательный результат взаимодействия, т.е. завершение общения, когда цель коммуникации оказывается недостигнутой.
Какие причины могут привести к коммуникативной неудаче:
- неправильный выбор предмета разговора
- неправильный выбор способа общения
- неучет языковой личности, с которой вступаете в контакт
- игнорирование правил бесконфликтного общения
Коммуникативное самоубийство - это грубая ошибка, допущенная в общении, которая сразу делает дальнейшую коммуникацию заведомо неэффективной.
Для того чтобы коммуникация была эффективной, участники должны формировать у себя следующие качества:
1. Эмпатия - это способность взглянуть на мир и ситуацию глазами другого человека.
2. Рефлексия - это способность интуитивно чувствовать, как собеседник к тебе относится с тем, чтобы менять тактики.
3. Доброжелательность - это способность не только сочувствовать, но и показывать свое уважительное отношение, симпатию к нему.
4. Умение понимать собеседника даже тогда, когда неодобряешь его слова и поступки.
5. Готовность поддержать другого человека и словом и делом.
6. Аутентичность - умение быть самим собой, естественным, не скрываясь за социальными ролями или масками.
7. Конкретность - это способность ухода от общих рассуждений ради решения конкретных вопросов, проблем.
8. Инициативность - способность самостоятельность устанавливать и поддерживать коммуникативные контакты, проявлять активную позицию в общении.
9. Непосредственность - это умение прямо говорить и действовать.
10. Открытость - это готовность до определенной степени открыть свой внутренний мир.
11. Принятие чувства - это готовность принять эмоциональные переживания со стороны партнера.
12. Готовность в случае несходства мнений пойти на противостояние, но не с целью запугать собеседника, а с целью возвращение на исходные равноправные позиции партнеров.
Особенности коммуникативного взаимодействия:
1. Необходимо сформировать социальные установки у субъектов взаимодействия. Чтобы коммуникация была эффективной, необходимо наличие 3х таких установок:
a. Направленность на партнера, т.е. это полное включение в процесс общения и отрешение от личных переживаний, чувств, мыслей
b. Принятие партнера как личности предполагает безусловное и безоценочное отношение к партнеру.
c. Направленность на сотрудничество предполагает организацию совместной деятельности по решению конкретного вопроса.
2. Создание благоприятного психологического климата. Для этого необходимо учитывать потребности собеседника:
a. Потребность в самовыражении и достижении понимания.
b. Потребность в эмоциональном понимании.
c. Потребность в признании личности.