Речевое воздействие и речевое взаимодействие.

Основная единица речевого общения - это речевое событие (РС).

 

РС составляет 2 важных компонента:

1. словесная речь и то, что ее составляет (жесты, мимика, позы)

//Дискурс - это речь, погруженная в жизнь.

2. речевая ситуация - обстановка, условие, в котором происходит общение (отправитель, получатель, условие, обстоятельства, контекст)

 

РС = дискурс + речевая ситуация

 

По цели отправителя различается коммуникация воздействия и коммуникация взаимодействия.

 

Науки, изучающие воздействие:

1. риторика

2. психология

3. реклама и социальные науки

 

Средства речевого воздействия:

Вербальные средства. Правила вербального речевого воздействия предполагают :

1. соблюдение коммуникативных норм

2. соблюдение и поддержание контакта

3. содержание речи

4. языковое оформление

5. факторы стиля общения

6. языковой портрет

7. объем сообщения

8. расположение фактов, аргументов, идей

9. адресат

 

Приемы речевого воздействия - это способы реализации коммуникативного правила речевого воздействия:

- повтор обращения //закон имени

- прием повышения эмоциональности речи

- прием приближения к собеседнику

- приемы открытых жестов

- укрупнение собеседника

- демонстрация доброжелательного отношения: вербально и невербально

 

Способы речевого воздействия:

1. доказывание

2. убеждение

3. уговаривание

4. клянчание

5. внушение

6. просьба

7. приказ

8. принуждение

 

Речевое воздействие представляет собой императивную коммуникацию, когда собеседник знает, что на него воздействуют и знает о цели этого воздействия. В отличие от этого манипуляция представляет собой одностороннее воздействие на собеседника, когда последний не знает о цели производимого воздействия.

 

Американец Эверем Шоустрем предложил типологию манипуляторов. Шапиров написал портреты этих манипуляторов:

1. диктатор /*часто отдает приказы, выполняет роль маленького бога, от которого все и вся зависит*/

2. тряпка //намеренно инвалидизирует себя

3. калькулятор /*старается контролировать и перепроверять слова и действия всех, кто находится вокруг него*/

4. прилипала /*демонстрирует преувеличенную зависимость от других, явно выполнение роли жертвы обстоятельств, окружающих*/

5. хулиган //демонстрирует преувеличенную небрежность, угрозы, агрессивность

6. славный парень /*чрезмерный показ своего доброжелательного отношения к окружающим, заботы, внимательности*/

7. судья /*субъективная оценка, повышенная критичность, искусно поддерживает чувство вины у собеседника*/

8. защитник /*демонстрирует снисходительное отношение к окружающим, инвалидизация других*/

 

Прием против манипуляции: показать, что его воздействие видно и оно не сработает.

 

Понятие коммуникативной неудачи - это отрицательный результат взаимодействия, т.е. завершение общения, когда цель коммуникации оказывается недостигнутой.

 

Какие причины могут привести к коммуникативной неудаче:

- неправильный выбор предмета разговора

- неправильный выбор способа общения

- неучет языковой личности, с которой вступаете в контакт

- игнорирование правил бесконфликтного общения

 

Коммуникативное самоубийство - это грубая ошибка, допущенная в общении, которая сразу делает дальнейшую коммуникацию заведомо неэффективной.

 

Для того чтобы коммуникация была эффективной, участники должны формировать у себя следующие качества:

1. Эмпатия - это способность взглянуть на мир и ситуацию глазами другого человека.

2. Рефлексия - это способность интуитивно чувствовать, как собеседник к тебе относится с тем, чтобы менять тактики.

3. Доброжелательность - это способность не только сочувствовать, но и показывать свое уважительное отношение, симпатию к нему.

4. Умение понимать собеседника даже тогда, когда неодобряешь его слова и поступки.

5. Готовность поддержать другого человека и словом и делом.

6. Аутентичность - умение быть самим собой, естественным, не скрываясь за социальными ролями или масками.

7. Конкретность - это способность ухода от общих рассуждений ради решения конкретных вопросов, проблем.

8. Инициативность - способность самостоятельность устанавливать и поддерживать коммуникативные контакты, проявлять активную позицию в общении.

9. Непосредственность - это умение прямо говорить и действовать.

10. Открытость - это готовность до определенной степени открыть свой внутренний мир.

11. Принятие чувства - это готовность принять эмоциональные переживания со стороны партнера.

12. Готовность в случае несходства мнений пойти на противостояние, но не с целью запугать собеседника, а с целью возвращение на исходные равноправные позиции партнеров.

 

Особенности коммуникативного взаимодействия:

1. Необходимо сформировать социальные установки у субъектов взаимодействия. Чтобы коммуникация была эффективной, необходимо наличие 3х таких установок:

a. Направленность на партнера, т.е. это полное включение в процесс общения и отрешение от личных переживаний, чувств, мыслей

b. Принятие партнера как личности предполагает безусловное и безоценочное отношение к партнеру.

c. Направленность на сотрудничество предполагает организацию совместной деятельности по решению конкретного вопроса.

2. Создание благоприятного психологического климата. Для этого необходимо учитывать потребности собеседника:

a. Потребность в самовыражении и достижении понимания.

b. Потребность в эмоциональном понимании.

c. Потребность в признании личности.