Разновидности речи.
Основанием классификации разновидностей речи могут быть разные факторы:
1. функционирование речи в соционально значимой сфере общественной практики (функциональные стили)
2. характер формы существования речи //устная и письменная
3. количество участников коммуникации //монологическая, диалогическая
4. в зависимости от целей высказывания и композиционно-смысловых особенностей текста //описание, повествование и рассуждение
Научный стиль речи | |||
Основные качества речи | Специфические особенности | ||
1. сфера функционирования | научный дискурс, сфера научных знаний | - общеупотребительная лексика, нейтральная лексика сочетается с книжной лексикой - термины - употребление большого количества абстрактной лексики - использование слов в их конкретном значении - отсутствие образных средств | 1. лексика |
2. цель | a. сообщение и разъяснение научной информации b. доказательство истинности какого-либо положения c. пропаганда научных сведений и достижений | большое количество глагольных форм настоящего времени | 2. морфология |
3. адресат | слушатели или читатели, подготовленные к научной информации | - большое количество вводных слов - большое количество обособленных членов предложения - выраженных причастными и деепричастными оборотами - сложные предложения с описательными оборотами - среди односоставных предложений часты безличные и неопределенно-личные предложения - среди сложноподчиненных конструкции с придаточными причины и следствия | 3. синтаксис |
4. подстили | 1. собственно научный 2. научно-информационный 3. научно-популярный 4. учебно-научный | ||
5. жанр | - статья - аннотация - монография - учебник - доклад - лекция и т.д. | ||
6. ведущие стилевые черты | - объективность - однозначность и точность - безэмоциональность - безсубъективность - отвлеченность и высокая степень обобщенности - логичность изложения - доказательность - сжатость |
Официально-деловой | |||
Основные качества речи | Специфические особенности | ||
1. сфера функционирования | общение органов государственной власти с гражданами, общение учреждений между собой, общение граждан с учреждениями | - особая канцелярская и деловая лексика и фразеология - употребление слов и номенклатурных наименований в прямом значении | 1. лексика |
2. цель | сообщение | -широкое использование сокращений, сложных союзов, производных предлогов, конструкций с отглагольными существительными | 2. морфология |
3. адресат | юридическое или физическое лицо | большое количество распространенных предложений с развернутой синтаксической связью | 3. синтаксис |
5. жанр | - законодательные документы - дипломатические акты - служебная переписка - деловые бумаги | ||
6. ведущие стилевые черты | - точность - стандартизированность - стереотипность - устойчивость и замкнутость - слабая степень индивидуализации - широкое употребление клише и штампов - почти полное отсутствие экспрессивных речевых средств |
Публицистический | |||
Основные качества речи | Специфические особенности | ||
1. сфера функционирования | агитационно-массовая деятельность | - общественно-политическая лексика и фразеология - частотны заимствованные слова - эмоционально-экспрессивная лексика | 1. лексика |
2. цель | - воздействие с целью агитации и пропаганды - сообщение (информирование граждан о событиях в стране и мире) | - использование форм ед. ч. сущ. в значении мн.ч. (фермер недоумевает, абитуриент перепуган) - использование имени собственного в несвойственной для него форме мн.ч. (Горбачевы, Ельцины), чаще используется ля выражения отрицательной оценки - широко используются прилагательные, имеющие характерологическое значение - используются различные сравнительные степени, наиболее частотна синтетическая превосходная степень (глубочайшие, серьезнейший) - частотны местоимения, личные 1 л. , указательные, неопределенные, вопросительные, относительные - широко используются глагольные формы, как личные, так и деепричастия и причастия, употребляются как в обычных узуальных значениях, так и в экспрессивно-значимых - Форма 1 л. ед.ч. и мн.ч., так и формы 3 л. мн.ч. в обобщенно-личном значении (нам сообщают, они информируют) - используются формы как настоящего так и прошедшего времени, но в некоторых жанрах преобладают формы настоящего время, чтобы подчеркнуть сегодняшний характер описываемых событий («настоящее репортажа»). - прием взаимозамены наклонений Настоящее историческое, или использование форм повелительного наклонения в значении условного наклонения (присмотрись он к подростку) - активно используются семантически емкие причастные и деепричастные формы - различные количественные сочетания (милионы, тысячи) - наречия, образованные от числительных (единодушно, двусмысленно) | 2. морфология |
3. адресат | любой слушатель/читатель | - простые распространенные предложение, осложненные причастными оборотами - предложения с обособленными членами предложения - предложения с вставными конструкциями - сложные предложения: 2, максимум 3 предикативных единицы, с придаточными определительными, условия, причины, - БСП | 3. синтаксис |
5. жанр | - очерки - статьи в СМИ - дискуссии - политические дебаты | ||
6. ведущие стилевые черты | - логичность - образность - эмоциональность |
Художественный | |||
Основные качества речи | Специфические особенности | ||
1. сфера функционирования | словесно-художественное творчество | - широкое использование средств других стилей и нелитературных средств - широкое применение экспрессивных и изобразительных средств языка | 1. лексика |
2. цель | воздействие, единство коммуникативной и эстетической функций | зависит от индивидуального стиля | 2. морфология |
3. адресат | любой слушатель/читатель | индивидуальность стиля | 3. синтаксис |
5. жанр | - роман - повесть - рассказ - драма трагедия - сказка | ||
6. ведущие стилевые черты | - индивидуальность - эмоциональность |
Обиходно-бытовой | |||
Основные качества речи | Специфические особенности | ||
1. сфера функционирования | непосредственное спонтанное общение в быту | эмоционально-экспрессивная и разговорная лексика, просторечная, жаргонная | 1. лексика |
2. цель | общение, обмен информацией, мыслями, впечатлениями | широкое употребление частиц, междометий, вводных слов | 2. морфология |
3. адресат | любой слушатель/читатель | - короткие и неполные предложения - слова-предложения - ослабление и нарушение связи между частями предложения - бессоюзная связь - присоединительные конструкции - инверсии | 3. синтаксис |
5. жанр | - бытовая беседа - воспоминание | ||
6. ведущие стилевые черты | - непринужденность - неофициальность - неподготовленность коммуникации - широкое использование неязыковых средств общения - особая роль интонационных средств - ситуативная прикрепленность - эмоциональность и оценочность |