Обследование болтовых и заклепочных соединений

При обследовании стальных конструкций с болтовыми соединениями необходимо проверить их надежность. При этом проверяют: степень натя­жения гаек и контрогаек; плотность прилегания головок болтов и гаек к со­единяемым элементам. Высокопрочные болты подвергают выборочной про­верке натяжения с помощью динамометрического ключа, снабженного при­способлением для контроля.

При обследовании заклепочных соединений нужно обращать особое внимание на рабочие заклепки в ответственных местах, непосредственно воспринимающих динамические воздействия (например, заклепки верхних поясов подкрановых балок).

Причем тщательно осматривают заклепки с оторванными головками; дрожащие заклепки и заклепки, проворачивающиеся от руки или перемеща­ющиеся от удара молотком весом 300 г; отверстия, незаполненные заклеп­ками.

Качество заклепок проверяют путем наружного осмотра и простукива­ния. Слабые места заклепки можно обнаружить путем отстукивания их кон­трольным молотком весом 300 г. При отстукивании палец руки или боек прикладываются к головке заклепок, а удар молотком производится с про­тивоположной стороны головки. Слабость заклепки определяется по звуку (слабая заклепка издает глухой и дребезжащий звук), по ощущению пальца или отскакиванию бойка при ударе.

Обычно в строительных конструкциях применяются заклепки с полу­круглой головкой, представляющей собой шаровой сегмент с диаметром ос­нования 1,5... 1,8 диаметра заклепки.

В болтовых соединениях отверстия часто выполняют кислородным ре­заком, в результате чего они имеют неправильную форму.

При обследовании болтовых и заклепочных соединений металлоконст­рукций наиболее часто встречаются следующие дефекты:

— заклепки и болты с оторванными головками;

— дрожащие заклепки или заклепки и болты, поворачивающиеся ру­кой;

— незатянутые болты, отвинчивающиеся гайки и недостаточное коли­чество витков нарезки;

— отклонения величии диаметра отверстий для болтов, превышающие величины, регламентируемые СНиП;

— отсутствие заклепки или болта;

— неплотности соединяемого пакета;

— трещиноватости или рябина головки заклепки;

— зарубки головок заклепок;

— маломерность и неоформленность головки заклепки;

— смещение заклепки с оси опирания;

— зарубка поверхности металла пакета обжимкой и др.

Заклепки и болты с оторванными головками могут встретиться в узлах сопряжений подкрановых балок с колоннами, а также в подкрановых бал­ках.

Ослабление заклепок в верхнем поясе подкрановых балок можно объ­яснить наличием дополнительных усилий в заклепках от кручения верхне­го пояса горизонтальными силами вследствие эксцентричного приложения нагрузок от крана из-за большого смещения кранового рельса с оси балки.

Дрожание головки заклепки вызывается неудовлетворительной клеп­кой при недостаточном обжатии пакета под клепку сборочными болтами и дефектностью заклепочного отверстия, а также расстройством соединения при эксплуатации из-за коррозии металла и др.

Неплотное прижатие головки к пакету по всему контуру головки может быть вызвано наличием прилива в месте сопряжения головки со стержнем при отсутствии фасок в наружном месте склепываемого пакета.

Трещиноватость и рябина головки вызываются пережогом заклепки в горне и неудовлетворительным качеством металла заклепки.

Неоформленность головки и наплыв металла объясняются излишней длиной стержня заклепки и неправильным ее обжатием, а маломерность -маломерным обжатием.

Неплотности склепываемого пакета являются очагами интенсивного развития коррозии, дальнейшего расширения и последующего повреждения заклепки.

Косые заклепки появляются в результате несовпадения отверстий в ли­стах пакета и небрежности при рассверловке отверстия под заклепку.

Болтовые и заклепочные соединения могут быть непрочными из-за не­большого расстояния от центра болта или заклепки до торца элемента или ближайшего края фасонки. Kpoмe того, недостаточное количество фактиче­ски установленных болтов по сравнению с тем, что предусмотрено проек­том в монолитных сопряжениях стропильных и подстропильных ферм с ко­лоннами, в прикреплениях подкрановых балок и тормозных конструкций, связях по колоннам, фермам и др. также снижают надежность соединений. Допускаемые дефекты и повреждения заклепочных соединений приведены в таблице.

 

Допускаемые дефекты и повреждения заклепочных соединений

 

Дефект или повреждение Эскиз Допускаемые отклонения
Отсутствие заклепки, отсутствие головки или поворачивание ее от руки Не допускается
Дрожание или перемещение головки под ударами конт­рольного молотка 300-500 г Не допускается
Неплотное прилегание головки к склепываемому па­кету       Щуп толщиной 0,2мм не должен проходить вглубь под головку более, чем 3 мм
Трещиноватость или рябина головки     Не допускается    
Зарубка головки       а< 2 мм  
Смещение головки с оси стержня     a < 0,1 d    
Венчик вокруг головки       1,5 мм <а < 3 мм Венчик толщиной менее 1,5мм должен быть срублен  
Зарубка металла обжимкой     а < 0,5 мм    
Косая заклепка       а < 0,0326    
Неплотность склепываемого пакета     Щуп толщиной 0,5 мм не должен проходить вглубь между склепываемыми деталями более, чем на 50 мм