Этапы экспертизы

 

Экспертные исследования представляют собой сочетание логического анализа и инженерных расчетов. В зависимости от вида ДТП, его сложности и вопросов, поставленных на разрешение, исследования могут иметь различный характер.

В большинстве случаев процесс производства судебной экспертизы можно разделить на следующие этапы:

- ознакомление с постановлением, изучение материалов дела, уяснение задачи предстоящей экспертизы и оценка исходных данных;

- построение информационной модели исследуемого ДТП;

- проведение расчетов, составление графиков и схем;

- оценка проведенных исследований, уточнение первоначальной модели ДТП;

- формулирование выводов;

- составление и оформление заключения эксперта.

Получив постановление о назначении экспертизы, эксперт знакомится с его содержанием, изучая фабулу ДТП в том виде, в каком она установлена следователем (судом), и вопросы, на которые предстоит ответить. Затем эксперт анализирует материалы уголовного дела и систематизирует их в последовательности, удобной для предстоящего исследования. Особое внимание при изучении дела обращается на их полноту и взаимную согласованность. Если изучив материалы , эксперт придет к выводу, что их недостаточно для производства экспертизы или что в них имеются неустраненные противоречия, он должен известить об этом орган, вынесший постановление и запросить новые материалы.

Изучая материалы, предоставленные на экспертизу, эксперт мысленно восстанавливает последовательность событий в ходе ДТП и действий его участников. Одновременно он намечает план предстоящих исследований, необходимых для исчерпывающего ответа на заданные вопросы, и перечень исходных данных, без которых невозможно проведение исследования и намечает примерную версию механизма исследуемого ДТП. Иногда таких версий бывает несколько. В этом случае исследованию подлежат все возможные версии.

Исследуя ДТП, эксперт прибегает к расчетам для определения параметров движения пешеходов и ТС. Необходимые исходные данные он частично берет из постановления следователя и других материалов, предоставленных в его распоряжение. Эти данные эксперт не вправе изменять, даже если их достоверность вызывает у него сомнения. При наличии противоречий или сомнений в исходных материалах эксперт обязан указать на них в своем заключении.

Как правило, предоставляемых исходных данных недостаточно для детального расчета, и значительную часть параметров эксперт выбирает из справочников, нормативных актов, отчетов, инструкций предприятий изготовителей, научно-исследовательских работ и других источников.

К числу выбираемых данных относятся:

- габаритные размеры автомобиля, колея, база, масса, координаты центра тяжести, радиусы поворота;

- показатели тяговой динамичности автомобиля (максимальные скорость и ускорение, время и путь разгона);

- коэффициенты продольного и поперечного сцепления шин с дорогой;

- коэффициент сопротивления качению;

- время реакции водителя;

- время срабатывания тормозного привода;

- время нарастания замедления;

- к.п.д. трансмиссии;

- фактор или коэффициент обтекаемости и т.д.

В отличие от данных, которые точно установлены следствием и относящиеся только данному ДТП, выбираемые показатели характеризуют некоторое множество аналогичных явлений. Их значения являются усредненными и относятся к данному ДТП лишь косвенно как наиболее вероятные. Чем подробнее в исходных материалах охарактеризованы обстоятельства, от которых зависит возможность правильного выбора данных, тем точнее расчеты и достовернее выводы эксперта.

Построение начальной модели ДТП эксперт осуществляет на основе имеющихся данных. Намеченная модель уточняется путем расчетов. При расчетах могут быть использованы графоаналитические и графические методы. Сопоставление результатов расчетов с другими обстоятельствами дела подтверждает достоверность исходных данных (или доказывает их несостоятельность) и позволяет установить новые доказательства.

Оценивая вывод, полученные на основании расчетов, эксперту иногда приходится изменять первоначальную модель ДТП, а иногда полностью отказываться от нее и разрабатывать новую модель, которая согласуется с результатами проведенных исследований.

Разрабатывая информационную модель ДТП, эксперт в качестве основы чаще всего используют фабулу происшествия, содержащуюся в описательной части постановления о назначении экспертизы. Однако в ходе расследования эксперт может прийти к выводу о том, что действительный механизм ДТП отличается от описанного в постановлении. Причиной расхождения могут быть неточность свидетельских показаний, ошибка, допущенная при осмотре места ДТП или при освидетельствовании ТС, и т.д. Возможны случаи, когда следствие, несмотря на самое тщательное изучение всех доказательств, не в состоянии описать последовательность событий при ДТП и установить его механизм или считает равновероятным насколько различных версий. Приходится учитывать возможность непроизвольных ошибок следователя, его недостаточную компетентность в специальных вопросах теории и эксплуатации ТС, а также умышленное искажение материалов дела и разборку версии, отличающейся от истины.

Если эксперт приходит к выводу о том, что действительный механизм ДТП отличается от описанного следствием, то он излагает свою версию и дает объяснение возникшим расхождениям.