Габариты улиц и площадей
Проезжая часть | Тротуары, наименьшая ширина, м | |||||||
Ширина в красных линиях, м | ||||||||
Категории | Полосы движения | Наибольшие продольные уклоны, %0 | Поперечные уклоны, °/00 | |||||
Ширина, м | Наименьшее число | Асфальтобетон, ментобетон | Брусчатка, мозаика | Булыжник,щебеночный | ||||
I | ||||||||
Магистрали общего- | ||||||||
родские | 30—50 | |||||||
То же, с отступом за- | 3,5 | 15-25 | 20—30 | ____ | ||||
стройки от красной | ||||||||
линии .... | 25-40 | |||||||
II | ||||||||
Магистрали районные | 25-35 | |||||||
То же, с отступом застройки от красной | 3—3,5 | 3—4 | 15-25 | 20—30 | — | 2,25 | ||
линии | 20-30 | |||||||
III | ||||||||
Улицы местного зна- | ||||||||
чения | ||||||||
Многоэтажная за- | ||||||||
стройка | 25—30 | |||||||
То же, с отступом | 15—30 | 20-30 | 3—4 | 1,5 | ||||
от красной линии . | 20-25 | |||||||
Малоэтажная за- | ||||||||
стройка | 14—20 | |||||||
То же, с отступом | 12—18 | 15—30 | 20—30 | 3-4 | 1,5 | |||
В зоне усадебной за- | ||||||||
стройки | ||||||||
IV | ||||||||
Площади | ~ | ----- | 10-15 | 10-20 | — | 4-5 |
Улицы являются коллекторами для сбора и удаления поверхностного стока с территории города. Проектируя уличную сеть, необходимо стремиться к тому, чтобы на трассе улицы не было замкнутых бессточных участков.
Улицы лучше трассировать по тальвегам. При этом уменьшается объем земляных работ при прокладке коллектора хозяйственно-фекальной канализации, а также улучшаются условия стока поверхностных вод с межмагистральной территории.
Жилые микрорайоны следует располагать на участках, имеющих односкатный, двускатный и крышеобразный характер рельефа, с уклоном в сторону улицы, но не в направлении центральной части микрорайона.
Трассируя улицы по рельефу, необходимо проверить, соответствуют ли уклоны вдоль трассы улицы предельным уклонам для данного класса улиц. Наибольшие допустимые уклоны для общегородских магистральных улиц — 50%0; для районных магистралей— 60% о; для улиц местного значения — 80 %0. В том случае, если уклоны превышают допустимые, необходимо изменять трассу улицы, вписав ее в рельеф и уменьшив продольный уклон.
Для удобства застройки улиц и микрорайонов желательны возможно более простые, прямоугольные очертания сети улиц. Это целесообразно в местностях со спокойным рельефом (например, при пологих склонах в 20—30%о). Однако при более крутых склонах (свыше 50%0) устройство прямоугольной сети улиц вызовет увеличение объема земляных работ, усложнит строительство зданий, канализации и проч.
В этих случаях лучше применять более сложные очертания улиц в плане - криволинейные или ломаные.
Рельеф местности, характеризуемый горизонталями, предопределяет планировочную систему магистралей и внешние очертания межмагистральных территорий. Спокойная, слабо пересеченная местность способствует начертанию прямоугольной системы магистралей, придающей регулярный характер планировке города. При трассировании магистральных улиц на резко выраженном рельефе можно ослабить влияние этого неблагоприятного рельефа на размещаемую вдоль улиц застройку, если эти улицы направлять под углом к горизонталям (в пределах продольных уклонов от 5 до 50—60%о). 'Этим предопределяется свободная архитектурно-планировочная композиция плана города или его отдельных районов.
Наиболее приемлемой для небольших населенных мест является прямоугольная система сети магистралей. При образовании нескольких прямоугольных систем, расположенных под тем или иным углом одна к другой, в местах их соприкасания появляются трапецеидальные или треугольные вставки. В этом случае оси улиц, соединяющие две системы планировки, проектируют по линиям, перпендикулярным к биссектрисе угла, заключенного между сторонами соприкасающихся систем. Соединение производят прямыми линиями или кривыми большого радиуса. Образующиеся при этом небольшие кварталы треугольной формы используют для устройства скверов или расположения небольших зданий и сооружений общественного назначения.
Городские площади менее других элементов территории поддаются нормированию, их число и размеры зависят от целого ряда факторов: величины города; плотности населения в разных районах города; системы планировки уличной сети; сети внешних дорог, примыкающих к данному городу.
По функциональному назначению городские площади разделяются на следующие виды: центральные (главные), вокзальные, рыночные, транспортные, площади перед отдельными зданиями и сооружениями, предзаводские.
По назначению площади определяется ее размер.
При проектировании площади следует учитывать размер и объем окружающих ее зданий, ширину вливающихся улиц и объем и характер транспортных потоков.
Наилучшие соотношения высоты застройки зданий к ширине и длине площади будут соответственно в пределах 1 : 3 и 1 :9.
Обычно принимают соотношения ширины площади к ее длине от 1:3 до 1:1. Лучшими считаются 1 : 1,5; 1 : 1,65; 3 : 4.
Длл организации движения на транспортных площадях устраиваются островки диаметром не менее 50 м.
Конфигурация площади должна быть по возможности более простой. Сложная конфигурация площадей может быть принята только в случае сложного рельефа местности или сложного пересечения примыкающих к площади улиц.
Площади следует проектировать по возможности на более спокойном рельефе с уклонами в пределах 10—30%0.
При определении габаритов площадей и улиц следует учитывать необходимость паркирования автомашин из расчета 20— 35 м2 на автомашину: у стадионов — 1 автомашина на 50 человек, у театров и административных зданий - - 1 автомашина на 25 человек.