Винтовые забойные двигатели

Винтовые забойные двигатели Д-85; Д-105, Д-106 и ДР-106 пред­назначены для бурения скважин, в том числе боковых стволов, и про­ведения ремонтно-восстановительных работ в эксплуатационных колоннах с использованием в качестве рабочей жидкости техничес­кой воды или бурового раствора плотностью не более 1,3 г/см3 при забойной температуре не более 100 градусов. Двигатели хорошо заре­комендовали себя во многих регионах России и по отзывам потреби­телей имеют наработку на отказ до 300 ч.

Для бурения прямых участков скважин используется двигатель Д-106, в котором торсион размещен внутри ротора, что сокращает дли­ну и массу двигателя. Для наклонно-направленного бурения приме­няют двигатель ДО-106 — вариант с жестким кривым переводником или ДР-106 — с регулируемым на буровой кривым переводником. Для повышения долговечности опорные поверхности кривых переводни­ков имеют "пятку", армированную твердосплавными зубками. Дви­гатели могут комплектоваться рабочими органами с различной заход-ностью. Исходя из конкретных условий бурения и типа породоразру-шающего инструмента выбирается рабочая пара с требуемой часто­той вращения.

По принципу действия, винтовой забойный двигатель представ­ляет собой планетарно-роторную гидромашину объемного типа с внутренним косозубым зацеплением рабочих органов. Основные де­тали двигателя - статор (1) и ротор (2).

Статор выполнен в виде стального корпуса с концевыми резьба­ми, к расточке которого привулканизована резиновая обкладка, име­ющая на внутренней поверхности винтовые зубья левого направле­ния.

Стальной ротор имеет наружные винтовые зубья также левого на­правления, число которых на единицу меньше, чем у статора. Ось ротора смещена относительно статора на величину эксцентриситета, равную половине высоты зуба.

Шаги винтовых поверхностей ротора и статора пропорциональны числу зубьев этих деталей. Специальный профиль зубьев ротора и ста­тора обеспечивает непрерывный контакт и образование замыкающих­ся по длине шага статора единичных рабочих камер.


Таблица 6.2.1. Технические характеристики ВЗД

 

 

 

 

 

Шифр Длина, мм Диаметр, мм Масса, кг Присоединитель­ные резьбы Диаметр долот, мм Расход рабочей жидкости, л/с Частота вращения вала, с-1 Перепад давления на ВЗД, МПа
к трубам к долоту
Д-42 по заказу по заказу 58,0 0,3-0,5 4,0-6,7 2,0-4,0
Д-48 по заказу по заказу 55-93 0,5-1,5 4,1-6,7 4,0-5,0
Д1-54 3-42 3-42 76-93 2,0-3,0 5,8-8,3 4,5-5,5
ДГ-60 3-42 3-42 76-98,4 1,0-2,0 3,0-6,0 4,5-5,5
ДГ-75 3-66 3-66 3,0-5,5 3,0-5,5 5,0- 9,0
Д-85 ПО 3-66 3-66 98,4-120,6 4,8 2,2 5,5
Д1-88 ПО 3-66 3-66 98,4-120,6 4,5-7,0 2,7-5,0 5,8-7,0
ДО-88** 3-66 3-66 112,0-120,6 5,0-7,0 3,0-5,0 5,8-7,0
Д-95 3-76 3-76 120,6-139,7 6,0-10,0 2,0-3,3 4,5-6,0
ДГ-95 3-76 3-76 120,6-139,7 6,0-10,0 2,0-3,3 4,5-6,0
Д-105 3-88 3-76 120,6-151,0 6,0-10,0 2,6-3,8 5,0-8,0
ДГ-105 3-88 3-76 120,6-139,7 6,0-10,0 2,8-4,0 5,0-8,0
Д-106 3-88 3-76 120,6-151,0 4,0-12,0 1,1-3,2 5,0-9,0

Жидкость, поступающая в двигатель от насосов установки ремон­та скважин, пройдет к долоту в том случае, если ротор двигателя про­ворачивается внутри обкладки статора, обкатываясь по его зубьям, под действием неуравновешенных гидравлических сил. При этом ро­тор совершает планетарное движение: геометрическая ось ротора вра­щается относительно оси статора против часовой стрелки, сам ротор поворачивается по часовой стрелке. За счет разности в числе зубьев ротора и статора переносное вращение редуцируется в абсолютное с передаточным числом, равным числу зубьев ротора, что обеспечива­ет сниженную выходную скорость вращения и высокий крутящий момент двигателя.

Планетарное движение ротора преобразуется в соосное вращение вала шпинделя при помощи карданного вала, передающего крутящий момент и гидравлическую осевую нагрузку от ротора.


Таблица 6.2.2. Технические характеристики малогабаритных турбобуров

Типоразмер

ТТ-124ТШ-108БТВ1-102

Параметры 2 3 2 3 3 4

турбин.турбин. турбин. турбин\турбин.турбин.
_________________ секциисекции секции секции секции секции

139,7 -158,7 139,7 -158,7 120,6 -151 120,6 -151 118 -151 118 -151
>оы 3-88 3-88 3-76 3-76 3-76 3-76
3-88 3-88 3-88 3-88 3-88 3-88

Наружный диаметр, мм

Общая длина, мм____

Масса, кг_________

Диаметр долота, мм

Присоединительные резьбы

к долоту

к бурильным трубам

Расход жидкости, плот-

ностью 1000кг/мЗ, л/с_______________________________

Частота вращения, 900 750 990 790 900 900

об/мин

Момент силы, Нм450 470 215 205 100 135

Перепад давлений, МЩ 8,9 9,3 9,4 9,0 9,0 12,0


Карданный вал состоит из двух двойных зубчатых шарниров, за­полненных консистентной смазкой, и промежуточной трубы. Шар­ниры с трубой в двигателе Д-85 ротором и муфтой шпинделя соеди­няются посредством конических сопряжений с плоскими хвостови­ками.

Шпиндель двигателя включает осевой многоступенчатый подшип­ник качения и радиальные резино-металлические опоры.