КОНСТРУКЦИИ ПЕРЕХОДОВ

В соответствии со СНиП 2.05.06-85 участки тр-дов под ж/д относятся к I категории. Трубопровод располагается в металлическом футляре (кожух), диаметр которого должен быть больше диаметра основной трубы не менее чем на 200 мм. Основную трубу и кожух покрывают антикоррозийной изоляцией. На переходах газопроводов концы кожухов уплотняются таким образом, чтобы была обеспе­чена герметичность пространства между газопроводом и кожу­хом. На переходах нефте- и нефтепродуктопроводов один конец кожуха заделывается герметично, а на другом конце устраивают выход в специаль­ный колодец для сбора перекачиваемого продукта в случае разрыва основной трубы. При этом из колодца должен преду­сматриваться выход в отводную трубу для аварийного стока нефти и нефтепродукта в сторону от дороги.

Переход под автомобильной дорогой имеет ана­логичное переходу под ж/д конструктивное офор­мление.

Отметим, что укладка тр-да под судоходными каналами должна производиться в кожухе; под несудоходными - может выполняться без кожуха, но таким образом, чтобы состояние каналов с твер­дым покрытием во время строительных работ не было нарушено. При этом следует иметь в виду, что остановка судоходства по каналам в период навигации не допускается, поэтому конструк­ция переходов под судоходными каналами будет аналогичной описанным выше конструкциям переходов под железной или шоссейной дорогами. Взаимные пересечения трубопроводов осуществляются без применения кожухов. В случае пересечения ГП с НП первый располагают над НП. Тем самым уменьшается вероятность разрушения НП в случае разрыва ГП.

СООРУЖЕНИЕ ПЕРЕХОДОВ

Основным способом сооружения подземных переходов тр-дов под дорогами является бестраншейный способ, исключаю­щий повреждение полотна дороги, а также планового и высот­ного положения рельсов и твердого покрытия автодорог или каналов. Технологическая схема выполнения работ по бес­траншейной прокладке переходов включает следующие основные операции: подготовительные работы (доставка техники, земляные работы); прокладку кожуха под по­лотном дороги; прокладку трубопровода внутри кожуха; устрой­ство уплотнений, вытяжной свечи или колодца, отводной ка­навы. Прокладка кожуха под дорогой может быть выполнена раз­личными методами: прокалыванием, продавливанием, горизон­тальным бурением и виброударным способом. В исключитель­ных случаях могут применяться методы, используемые в шахт­ном строительстве, связанные с применением специальной горнопроходческой техники и технологии.

В настоящее время основным является способ горизонталь­ного бурения, наиболее эффективный при прокладке кожухов большого диаметра. При малых диаметрах труб (до 700 мм) могут использоваться способы прокладывания и продавливания.

Способ прокалывания. По мере внедрения кожуха с наконечником в грунт его наращивают дополнительными, заранее при­готовленными секциями. При таком способе прокладки кожуха требуется очень большое усилие продавливания, т.к. при внедрении его в грунт происходит уплотнение грунта наконеч­ником.

Способ продавливания. Суть продавливания заключается в том, что кожух вдавливается в грунт открытым концом, а поступающий внутрь кожуха грунт удаляется. При этом усилие продавливания определяется в ос­новном силой трения грунта о наружную поверхность кожуха.

Способ горизонтального бурения позволяет прокладывать кожух сразу на полную длину. Бу­ровой инструмент режет грунт впереди трубы, при этом сква­жина получается несколько больше, чем диаметр кожуха. Грунт, поступающий в кожух, перемещается по кожуху шнековым транспортером, который одновременно приводит во вращение и режущую головку бурового инструмента. Сам транспортер вращается силовой установкой.

После укладки кожуха в него протас­кивают заранее подготовленный рабочий трубопровод.

Сооружение переходов под дорогами и другими искусствен­ными препятствиями должно осуществляться с опережением основного линейного строительства. Это дает возможность одновременно с окончанием линейных работ пустить в эксплуата­цию весь трубопровод.