Трансформаторы, реакторы, дроссели и индуктивные шунты

6.5.1. Тяговый трансформатор

6.5.1.1. Произвести внешний осмотр бака трансформатора и еп>
арматуры, осмотреть состояние сварных швов бака и узлов систем
74


ения. Проверить уровень масла по маслоуказателю, при
необходимости добавить масло.

6 5.1.2. Проба трансформаторного масла для лабораторного

дования дерется в соответствии с Инструкцией по применению

«очных материалов на локомотивах и моторвагонном подвижном составе.

6.5.1.3. Убедиться в отсутствии течи масла через уплотнения
изоляторов, соединения труб маслопровода, по маслоуказателю и сварным
швам. Осмотреть пробки в баке и спускной кран. Устранить обнаруженную

течь масла.

6.5.1.4. Осмотреть вводы, проверить состояние изоляторов. При
обнаружении повреждений глазури изоляторов или сколов длиной более 15
% пути возможного перекрытия напряжением изоляторы заменить.

6.5.1.5. Проверить прочность крепления шин, шунтов и проводов на
выводах. Наконечники должны быть надежно пропаяны и не иметь следов
выплавления припоя. Обрыв шунтов более 15 % сечения не допускается.

6.5.2. Реакторы, дроссели, трансформаторы управления
и индуктивные шунты

6.5.2.1. Осмотреть реакторы, дроссели, индуктивные шунты,

-форматоры, проверить состояние изоляционных поверхностей катушек,

итопроводов, контактных соединений и шпилек, стягивающих

гопровод. Проверить надежность их крепления, а также крепления

иек и подводящих проводов.

2. Проверить состояние изоляторов, произвести их очистку от
*й, треснувшие изоляторы заменить. Проверить сопротивление


изоляции магнитопровода индуктивного шунта относительно рамы кузова
6.5.2.3. Осмотреть кожуха стабилизаторов напряжения, дросселе^
напряжения и др. Убедиться в отсутствии течи масла по сварным швам и
неплотности верхней крышки. Проверить уровень масла и при необходимости
долить его.

6.6. Электрические аппараты и цепи

6.6.1. Общие положения

6.6.1.1. Проверить крепление аппаратов и их деталей, убедиться в
отсутствии трещин. Детали подвесок, имеющие трещины и надрывы, должны
быть заменены, ослабшие болтовые соединения закреплены.

6.6.1.2. Осмотреть подвесные и опорные фарфоровые изоляторы при
повреждениях глазури или сколах более 15 % пути возможного перекрытия
по поверхности и наличии трещин изоляторы заменить. Подлежат замене
опорные изоляторы, ослабшие в армировке.

Изоляторы протереть от пыли и грязи салфеткой. При очистке
допускается использование порошка "Пемоксоль".

Изоляционная поверхность стоек, тяг, кулачковых валов и барабанов
должна быть чистая и не иметь отслоений. Поверхность изоляции из
пластмассы, имеющую механические повреждения или следы перебросов
электрической дуги, необходимо зачистить, отшлифовать и покрыть
изоляционной эмалью.

6.6.1.3. Ящики и крышки электрических аппаратов, 'имеюшие
трещины, надрывы или прожоги, отремонтировать заваркой или приварке
накладок внахлестку с последующей окраской. Кожуха аппаратов долЖ*°
76


- 0 сниматься и надеваться и при закрывании плотно прилегать один к

ому и к корпусу аппарата. Кожуха должны запираться замками.

отнения не должны отставать от металлической части корпуса и надежно

охранять внутренние объемы ящика от пыли и снега. Выявленные

неисправности устранить.

6.6.1.4. Проверить состояние силовых контактов. При необходимости
зачистить контакты бархатным или личневым напильником, не нарушая
профиль. Трещины в контактах не допускаются.

Блокировочные контакты, покрытые пылью или копотью, протереть
технической салфеткой, смоченной в бензине. При значительном подгорании
и оплавлении контактов зачистить бархатным напильником, сохраняя по
возможности конфигурацию контакта, с последующей шлифовкой
полированной (хромированной) пластинкой.

Контакты, содержащие серебро, следует протереть чистой салфеткой,
смоченной в бензине.

Мелкие оплавления деталей зачистить с использованием стеклянного
полотна, крупные - при помощи напильника. После зачистки тщательно
удалить металлические опилки с аппаратов, изоляционные детали протереть
ехническими салфетками, смоченными в бензине.

иния касания блокировочных пальцев в замкнутом положении должна

водиться на расстоянии не менее 3 мм от их края. В разомкнутом положении

1ия касания блокировочных пальцев должна находиться на изоляционной

верхности, отстоять от края сегмента не менее 3 мм. Положение пальцев

-гментах должно обеспечивать их касание по всей контактной

>сти. Винты, крепящие сегменты, не должны выступать над

поверхностью сегментов.


6.6.1.5. Проверить нажатие и раствор силовых контактов, которые
должны соответствовать техническим данным, а толщина контактов - нормам
допусков и износов. При необходимости отрегулировать нажатие и раствор
контактов, заменить изношенные контакты.

6.6.1.6. Проверить прочность крепления аппаратов, токоведущих
частей, кулачковых элементов на валах, дистанционных и изоляционных шайб
и сегментов на барабанах. Проверить четкость срабатывания и отсутствие
заедания в подвижных частях аппаратов.

6.6.1.7. Проверить состояние подводящих проводов, прочность
крепления и пайку наконечников проводов и гибких шунтов. Наконечники с
трещинами и с уменьшенной контактной поверхностью более чем на 1/3
вследствие обгара, изломов, следами перегрева и других повреждений,
заменить.

При обрыве более 20 % сечения жил проводов (шунтов) необходимо
перепаять наконечники или заменить. При меньшем повреждении
оборванные жилы заправить так, чтобы их свободные концы плотно прилегали
к целым жилам провода.

6.6.1.8. Поврежденные у наконечников бандажи проводов
восстановить. Провода с повреждением наружного слоя изоляции
заизолировать. Консольные участки проводов с повреждениями их оплетки,
защитной оболочки или специальных защитных трубок из резины или
полихлорвинила разрешается восстанавливать весь поврежденный участок
двумя слоями липкой полихлорвиниловой или изоляционной ленты ГОСТ
5937-81.

6.6.1.9. Осмотреть шины и проверить их крепление к изоляторам.
Трещины в шинах не допускаются.


6.6.1.10. Все гайки, болты и винты электрических соединений должны
6 1ть затянуты и снабжены пружинными шайбами или другими деталями в
- ответствии с чертежами. Все шплинты крепежных соединений должны быть

азведены. Болтыр гайки с поврежденной резьбой и сорванными гранями

заменить.

6.6.1.11. Дугогасительные камеры осмотреть, проверить прочность
крепления деталей, очистить камеры от металлического налета и копоти. При
наличии изломов и трещин камеры заменить.

Изношенные детали камер из асбоцемента разрешается ремонтировать с
применением специальной замазки или вставок из термо- и дугостойких
материалов в соответствии с инструкцией, утвержденной Департаментом
локомотивного хозяйства.

Измерить сопротивление изоляции между рогом и полюсом и между
рогами камеры, которое должно быть не менее 10 кОм в эксплуатации и не
менее 50 МОм после ремонта камеры.

6.6.1.12. Проверить состояние электромагнитных вентилей,
электропневматических клапанов, пневматических приводов, крепление
соединений воздухопроводов к электрическим аппаратам, устранить утечку
воздуха.

Медные трубки пневматических цепей аппаратов, имеющие
трещины или вмятины на глубину более 50 % диаметра или скрученные,
заменить.

6.6.1.13. Проверить наличие и оттиски пломб на защитных аппаратах.
При отсутствии или повреждении пломб аппараты проверить, отрегулировать
и опломбировать.

6.6.1.14. Стертые и отсутствующие надписи на аппаратах и


маркировки на проводах восстановить в соответствии со схемой электропоезда
Запрещается при необходимости смены аппарата отсоединять провода без
предварительного восстановления их маркировки.

6.6.1.15. Осмотреть и проверить действие блокировок
высоковольтных шкафов, лестниц подъема на крышу, подвагонных
высоковольтных ящиков, автоматических дверей, устранить выявленные
неисправности.

6.6.1.16. Проверить низковольтные провода межвагонных соединений
цепей управления на отсутствие замыканий между собой и обрывов.
Замыкания устранить, при обрыве провод спаять, заизолировать или
проложить новый провод.

6.6.1.17. Измерить сопротивление изоляции силовой цепи, камер
(ящиков) и электрических аппаратов крышевой и другой высоковольтной
аппаратуры относительно кузова вагона с помощью мегомметра
напряжением 2500 В. Сопротивление изоляции высоковольтных цепей и
аппаратуры должно быть не ниже установленной нормами минимальной
величины. При необходимости выявить место пониженного сопротивления
изоляции и устранить причины. Результаты измерений записать в книге
измерений.

6.6.1.18. Измерение сопротивления изоляции низковольтных цепей
производить мегомметром напряжением 500 В. При этом блоки с электронной
аппаратурой должны быть отключены, а диоды необходимо зашунтировать
или отключить один конец.

При значении сопротивления изоляции ниже установленной нормы
выявить и устранить причину пониженного сопротивления, после устранения
причины произвести повторное измерение сопротивления изоляции.


6.6.1.19. Проверить работу цепей управления и аппаратов силовой
епи на всех позициях контроллера машиниста при управлении из кабин
головных вагонов.

6.6.2. Токоприемники

6.6.2.1. Проверить токоприемники на подъем и опускание вручную,
убедиться в отсутствии заеданий в шарнирных соединениях.

6.6.2.2. Проверить состояние и крепление основания, рам, шарнирных
соединений, кабелей, шунтов, тяг, пружин, кареток, полоза и привода
токоприемника. Трубы токоприемника с вмятинами глубиной более 5 мм,
трещинами и прожогами подлежат замене. Необходимо заменить шунты,
имеющие обрыв жил более 15 % сечения. Валики, оси и втулки при износе их
более нормы заменить. Детали очистить от загустевшей смазки, промыть
керосином и смазать шарниры.

6.6.2.3. Изоляторы токоприемника и токоведущих шин осмотреть и
очистить салфеткой, смоченной в бензине или порошком "Пемоксоль".
Ослабшие крепления изоляторов и контактных соединений закрепить.
Изоляторы с трещинами, повреждениями или сколами глазури более

15 % пути возможного перекрытия электрической дугой заменить.

6.6.2.4. Осмотреть полозы токоприемника, проверить состояние
накладок (вставок) и их крепление, ослабшие закрепить.

Поджоги и пропилы накладок (вставок) запилить. Угольные вставки,
высота которых над стальным держателем менее 2 мм (летом) и 3 мм (зимой),
имеющие более одной поперечной трещины, сколы более 50 % ширины
вставки, а также продольные трещины по боковой поверхности, заменить.


 

 

Зазор между двумя вставками более 0,8 мм не допускается. Угольные вставки
имеющие пропилы или уступы, запилить под углом не более 20° к
горизонтали. Все накладки полоза должны располагаться в поперечном
направлении на одном уровне.

Полозы, имеющие трещины каркасов, погнутость, толщину угольных
вставок менее установленных норм, сколы накладок, зазоры между двумя
накладками более допустимых норм, заменить.

6.6.2.5. Ревизию цилиндров пневматического привода производить
при наличии утечек в соответствии с требованиями раздела 7 настоящих
Правил.

6.6.2.6. Проверить состояние и крепление полиэтиленового рукава,
протереть его чистыми и сухими салфетками. Заменить полиэтиленовый
рукав при обнаружении перегиба, поврежденной поверхности. Запрещается
протирка полиэтиленовых рукавов с применением бензина, керосина и масла,
не допускается окрашивание поверхности масляными красками.

6.6.2.7. Проверить статическую характеристику токоприемника. При
необходимости отрегулировать нажатие полоза токоприемника на контактный
провод. Проверить отсутствие перекоса полоза и смещения центра полоза
относительно центра основания более нормы в пределах рабочей высоты
(400-1900 мм).

Проверить отсутствие утечек воздуха в приводе и воздухопроводе.
Проверить подъем и опускание токоприемника при давлении сжатого воздуха
350 кПа (3,5 кгс/см2), а также подъем от вспомогательного компрессора
(ручного насоса).

6.6.2.8. Ремонт токоприемника проводить в соответствии с
требованиями технологической инструкции ПКБ ЦТ МПС России, указанной
82


приложении 2 настоящих Правил, а смазку узлов - в соответствии с
Инструкцией по применению смазочных материалов на локомотивах и
моторвагонном подвижном составе.

6.6.3. Главный выключатель и высоковольтный ввод

6.6.3.1. Проверить состояние главного выключателя, протереть
изоляторы. Изоляторы, имеющие поврежденную глазурь более 15 % длины
пути возможного перекрытия электрической дугой, заменить. Проверить
затяжку крепежных деталей изоляторов главного выключателя моментным
ключом 20 Нм.

6.6.3.2. Осмотреть шарнирный контакт между ножами и выводом
разъединителя. Проверить давление ножей разъединителя на неподвижный
контакт. Удалить следы сплавления ножей разъединителя. Проверить
отклонение от соосности ножей разъединителя и неподвижного контакта при
включенном положении.

6.6.3.3. Осмотреть блокировочные устройства, катушки
электромагнитов и состояние приводов.

6.6.3.4. При ревизии дугогасительной камеры и пневматического
привода необходимо:

- снять нелинейный резистор, разобрать дугогасительную камеру и
пневматический привод;

- очистить внутреннюю поверхность дугогасительного и
воздухопроводного изоляторов;

- осмотреть дугогасительные контакты, проверить затяжку крепежа,
при небольшом оплавлении контактов необходимо зачистить


 

их бархатным напильником. При значительном оплавлении - контак
заменить.

6.6.3.5. Произвести смазку открытых трущихся поверхностей
выключателя.

6.6.3.6. Проверить работу выключателя при номинальном значении
давления сжатого воздуха и напряжения цепи управления, а также отключение
выключателя от удерживающего электромагнита и промежуточного реле и
токе уставки в соответствии с руководством по эксплуатации заводу,
изготовителя.

6.6.3.7. Проверить утечку воздуха в пневматической систему
выключателя при перекрытой питающей магистрали.

6.6.3.8. Осмотреть изоляторы, токоведущие шины, трансформатор
тока, металлическую коробку, проверить прочность крепления всех деталегй
высоковольтного ввода. Очистить от грязи и протереть изоляторы. Убедитьсл
в отсутствии влаги на стенах шкафа, деталях ввода и коробке. При обнаружении
влаги, влагу удалить и устранить причину ее появления.

Осмотреть верхнюю и нижнюю концевые муфты, гибкий
металлический шланг кабельного ввода, протереть изоляционные
поверхности, проверить крепление кабеля к вагону. Ослабшие узлы закрепить.
Обнаруженные неисправности устранить.

6.6.4. Быстродействующий выключатель
и быстродействующий контактор

6.6.4.1. Осмотреть раму и узлы быстродействующего выключателя и }
контактора со снятием дугогасительных камер. Проверить и при!
84


бходимости отрегулировать раствор силовых контактов.

Оплавленные контакты зачистить, проверить их площадь касания и
контактное нажатие.

6.6.4.2. Проверить механизм включения, крепление магнитопровода
и площадь прилегания якоря. Поверхность прилегания якоря очистить
салфеткой, смоченной в бензине. Проверить утечки воздуха в пневмоприводе
и электропневматическом вентиле, утечки устранить.

6.6.4.3. Проверить раствор, провал и нажатие блокировочных
контактов, при необходимости довести до нормы.

6.6 АЛ. Осмотреть дугогасительные камеры; стенки камеры, накладки
на них не должны иметь трещин, сколов и других механических повреждений.
Дугогасительные камеры со значительными повреждениями (обгаром)
стенок, рогов и деионных решеток отремонтировать с разборкой. При
увлажнении изоляции (пониженном сопротивлении) камеру просушить.

6.6.5. Высоковольтные предохранители

6.6.5.1.Предохранители осмотреть. Пружинящие контакты стоек,
имеющие трещины или обгоревшие, потерявшие упругость, заменить.
Контактные поверхности стоек и патрона предохранителя при необходимости
зачистить. Высыпание наполнителя из корпуса не допускается. Плавкие
вставки должны соответствовать номинальному току защищаемой цепи.

6.6.5.2. Осмотреть изоляторы предохранителей. Очистить от пыли и
фязи, при наличии трещин изоляторы заменить.


 


 


6.6.6. Силовые контроллеры и групповые переключатели

6.6.6.1. Осмотреть все детали с проворотом кулачкового вала,
проверить четкость работы подвижных частей, целостность и плотность
кулачковых шайб, работу кулачковых контакторов, состояние силовых и
блокировочных контактов, гибких шунтов. Очистить от пыли и грязи детали и
узлы, контакты зачистить.

При наличии следов переброса электрической дуги на кулачковых
валах и контакторах изоляционную поверхность зачистить, отшлифовать и
покрыть изоляционной эмалью.

6.6.6.2. Проверить последовательность замыкания контакторов,
измерить толщину контактов, раствор и провал контакторных элементов,
смещение контактов и контролируемые размеры других деталей, а при
обнаружении следов перегрева - проверить нажатие контактов.

Проверить соответствие результатов измерений требованиям норм
допусков и износов. При необходимости провести регулировку или замену
деталей.

6.6.6.3. Проверить состояние электропневматических вентилей и
работу пневматического привода, убедиться в отсутствии утечки
воздуха. При необходимости произвести ревизию привода. Смазать трущиеся
детали привода.

6.6.7. Электропневматические и электромагнитные контакторы

6.6.7.1. После снятия дугогасительных камер проверить работу
контакторов, осмотреть детали на отсутствие трещин, негодные детали
86


заменить. Изоляционные поверхности протереть.

6.6.7.2. Проверить состояние и крепление силовых контактов и шунтов.
При наличии подгаров и оплавлений контакты зачистить. Силовые контакты,
имеющие недопустимый износ, заменить. Проверить и отрегулировать разрыв
и нажатие силовых контактов; проверить притирание, провал и смещение
контактов при включении.

6.6.7.3. Проверить состояние и крепление дугогасительных и
включающих катушек. Ослабшие катушки закрепить. Мелкие трещины в
изоляции после очистки закрасить покровной изоляционной эмалью.
Проверить состояние изоляции сердечника полюса дугогасительной катушки,
закрепить ослабшие полюса.

6.6.7.4. Осмотреть блокировочные контакты, при наличии подгаров
зачистить. Заменить дефектные контакты и просевшие пружины,
отрегулировать раствор и провал.

6.6.7.5. Осмотреть дугогасительные камеры, очистить стенки камер
от нагара и копоти. Изломы, прогары и трещины в стенках не допускаются.

При постановке камеры на контактор убедиться в отсутствии заедания
подвижных частей контакторов о стенки камеры. Полюса дугогасительной
камеры должны плотно прилегать к полюсам дугогасительной катушки.

6.6.8. Разъединители и заземлители

6.6.8.1. Осмотреть подвижные и неподвижные контакты, проверить
состояние и крепление шин и шарнирных соединений. При наличии следов
перегрева зачистить поверхности контакта, проверить состояние контактных
пружин и закрепить ослабшие контакты. Проверить переключение с помощью


реверсивной рукоятки.

6.6.8.2. Проверить отсутствие трещин в стойках и изоляционных тягах.
Изоляторы высоковольтного разъединителя протереть.

6.6.8.3. Смазать скользящие контакты тонким слоем смазки.

6.6.9. Разрядники

6.6.9.1. Осмотреть разрядники, протереть изоляционные поверхности
фарфоровых изоляторов. Убедиться в отсутствии сквозных трещин, проверить
состояние цементного шва и надежность крепления разрядника.

При обнаружении сколов, сквозных трещин в фарфоровом
изоляторе и цементном шве и других повреждений разрядника, которые могут
вызвать нарушение его герметичности, разрядник заменить.

При обнаружении мелких трещин в цементном шве, нарушения
эмалиевого покрытия фланцев и крышки эти места зачистить и покрыть
влагостойкой эмалью.

6.6.9.2. Перед началом грозового сезона на электропоезд должны
устанавливаться разрядники, прошедшие ревизию и испытания в соответствии
с технологической инструкцией.

6.6.10. Резисторы

6.6.10.1. Осмотреть пусковые (тормозные) резисторы, резисторы
ослабления возбуждения, а также пусковые резисторы вспомогательных
машин. Проверить крепление подвесных болтов ящиков резисторов,
подводящих кабелей, перемычек и элементов резисторов. Проверить


остояние фехралевой (нихромовой) ленты или проволоки, при наличии
ледов перегрева, коробления элементов, оплавления выводов резисторы
подлежат замене.

6.6.10.2. Проверить состояние подвесных, ребристых и
дистанционных изоляторов. Изоляторы очистить и протереть. При
обнаружении трещин в подвесных и опорных изоляторах и разрушении
ребристых от перегрева изоляторы (отдельные элементы или ящики)
заменить. Проверить сопротивление изоляции элементов относительно ящика
(каркаса) и ящика относительно рамы вагона.

6.6.10.3. Измерить величину сопротивления резисторов, при этом
отклонение величины, сопротивления резисторов ослабления возбуждения
не должно превышать ± 5 % номинального значения, а остальных
резисторов - ± 10%.

6.6.10.4. Осмотреть и проверить состояние панелей с трубчатыми
проволочными эмалированными резисторами, надежность крепления их
элементов и выводов, целостность перемычек и изоляторов. Ослабшие детали
закрепить, перегоревшие или поврежденные резисторы заменить.

6.6.11. Реле

6.6.11.1. Осмотреть реле перегрузки, дифференциальное реле, реле
максимального тока, ускорения, боксования, промежуточные и др. Проверить
крепление панели реле к раме, состояние и крепление катушки,
магнитопровода, диамагнитных прокладок и якоря. Очистить и протереть от
пыли реле. Поверхность прилегания якоря реле протереть салфеткой,
[оченной в бензине. Механические заедания устранить.


6.6.11.2.Проверить состояние блокировочных контактов, контакты
промыть бензином, при необходимости - зачистить. Проверить работу
блинкерного сигнализатора.

6.6.11.3.Осмотреть тепловые реле, датчики-реле температуры и
термоконтакты, проверить крепление подводящих проводов, а также работу
ручного возврата теплового реле. Неисправные реле заменить.

6.6.12. Плавкие предохранители и автоматические выключатели

6.6.12.1. Проверить состояние плавких вставок и корпусов, плотность
посадки патрона (держателя) в контактных стойках (губках). При обнаружении
нетиповых и сгоревших плавких вставок предохранители заменить.
Номинальный ток плавкой вставки предохранителя должен соответствовать
току уставки защищаемой цепи. Трещины в корпусе предохранителя не
допускаются.

6.6.12.2. Осмотреть автоматические выключатели вспомогательных
цепей, проверить крепление подводящих проводов. При срабатывании
выключателя установить причину отключения. Обратить внимание на
величину провала и толщину контактов. Толщина контактов не менее 0,5 мм).
Неисправный выключатель заменить.

6.6.13. Электрические печи, калориферы и обогреватели

6.6.13.1. В период подготовки к зиме и в зимний период осмотреть
электрические печи, реле-датчики температуры, проверить состояние
перемычек, надежность заземления корпуса и плотность закрытия крышек,
90


наличие кожухов, протереть изоляторы, заменить перегоревшие элементы

печей.

6.6.13.2. Проверить состояние нагревателей калориферов, протереть
изоляционные панели. Осмотреть термоконтакторы. Устранить выявленные
неисправности.

6.6.13.3. Осмотреть и проверить состояние воздухопроводов и
брезентовых патрубков вентиляционной системы. Обнаруженные недостатки
устранить. Проверить исправность заслонок переключательного клапана.
Клапан установить в положение, соответствующее времени года. Продуть
(очистить) сетки вентиляции салонов и фильтры забора наружного воздуха.

6.6.13.4. Осмотреть обогреватели влагосборника, маслоотделителя,
бака туалета и др., проверить крепление подводящих проводов и целостность
нагревательных элементов.

6.6.13.5. Измерить сопротивление изоляции нагревательных
элементов печей, калориферов и обогревателей. При пониженном, по
сравнению с установленными нормами, сопротивлением изоляции
необходимо установить и устранить причину снижения сопротивления
изоляции, элементы заменить.

6.6.14. Контроллер машиниста

Осмотреть контроллер, очистить от пыли кулачковые контакторы,
изоляционные рейки и кулачковые валы. Проверить прочность крепления
всех деталей и узлов, четкость фиксации позиций, отсутствие заеданий
подвижных частей, нажатие, раствор и притирание контактов, правильность
Действия механических блокировок и пневматического клапана безопасности.


Осмотреть и закрепить провода: подводящие и внутреннего монтажа
контроллера. Подлежат замене кулачковые шайбы, имеющие трещины и сколы
и износ шайб более 2 мм по диаметру. Выявленные неисправности устранить.

6.6.15. Прочая электрическая аппаратура

6.6.15.1. Осмотреть кнопочные выключатели, тумблеры, пакетные
переключатели и выключатели, розетки. Проверить надежность крепления
токоведущих соединений и блокирования валов, состояние контактов.
Переключение кнопочных выключателей и тумблеров должно происходить
четко, без остановки в промежуточном положении. Выявленные дефекты
устранить, неисправные - заменить.

6.6.15.2. Осмотреть выключатель цепи управления, проверить
крепление и состояние деталей и подводящих проводов, четкость работы
выключателя. Выявленные недостатки устранить.

6.6.15.3. Разъединитель цепей управления осмотреть, проверить
крепление деталей (кулачковых шайб, контактов, выводных зажимов и др.)
При необходимости смазать подшипники.

6.6.15.4. Проверить работу клапана токоприемника (от кнопок
управления или вручную) и убедиться в отсутствии утечек воздуха.

6.6.15.5. Регуляторы напряжения осмотреть, проверить состояние и
крепление контактов, проверить зазоры между угольными контактами,
состояние катушек и биметаллических пластин. При необходимости заменить
угольные контакты.

6.6.15.6. Осмотреть регуляторы давления, проверить крепление
деталей и подводящих проводов. При необходимости отрегулировать
92


регуляторы давления.

6.6.15.7. Проверить работу цепей освещения пассажирских
помещений, тамбуров, кабин управления, ламп пульта у правления, сигналов,
подвагонного освещения и прожектора. Очистить от пыли отражатели и стекла
прожекторов, буферных фонарей и плафонов, перегоревшие лампы сменить.
Неисправности устранить.

6.6.15.8. Осмотреть клеммовые рейки (рейки зажимов) и
межвагонные соединения цепей управления и высоковольтные, очистить их
от загрязнений, проверить состояние и крепление проводов и наконечников,
розеток, штепселей и крышек розеток. Проверить гнезда розеток и пальцы
штепсельных разъемов калибром. Заменить перекрытые электрической дугой
и поврежденные изоляторы, изломанные пальцы. Очистить изоляторы
высоковольтных соединений, осмотреть блокировочное устройство.

6.6.15.9. Осмотреть защитные рукава, убедиться в их целостности и
надежной заделки у корпуса штепселей, розеток и соединительных коробок.
Закрепить ослабшие хомуты с подвертыванием под них смоляной ленты.
Выявленные неисправности устранить.

6.6.15.10. Проверить состояние и крепление холостых приемников.
Секторы и оси холостых приемников смазать.

6.6.15.11. Осмотреть оборудование защиты от радиопомех
(конденсаторы и индуктивный фильтр), проверить состояние выводов,
крепление силовых проводов, протереть детали и очистить опорный изолятор.

6.6.15.12. Осмотреть вольтметры, амперметры, счетчики расхода
электрической энергии, проверить крепление подводящих проводов,
состояние добавочных резисторов и шунтов. Снять для поверки приборы в
сроки, установленные Госстандартом России. Неисправные


электроизмерительные приборы заменить. Ремонт и проверку приборов
проводить в соответствии с инструкциями ПКБ ЦТ МПС России и ремонтной
документацией завода-изготовителя.

6.6.16. Аккумуляторные батареи

6.6.16.1. Очистить перемычки и крышки корпусов аккумуляторных
элементов от грязи, прочистить отверстия пробок. Проверить плотность и
уровень электролита, напряжение на каждом элементе. При необходимости
довести до нормы плотность и уровень электролита.

Проверить состояние резиновых чехлов, вентиляционных каналов и
ящика аккумуляторной батареи.

Очистить подвесные изоляторы ящика аккумуляторной батареи от
пыли и грязи.

6.6.16.2. Ремонт батареи выполнять в соответствии с инструкцией,
утвержденной ЦТ МПС России, указанной в приложении 2 настоящих
Правил.

6.6.16.3. Измерить сопротивление изоляции батареи. Результаты
измерений, а также объем выполненного ремонта аккумуляторной батареи
занести в специальный журнал.

6.7. Электронное оборудование

6.7.1. Выпрямительная установка
6.7.1.1. Открыть шкафы (камеру) выпрямительной установки.


Очистить от пыли и грязи (продуть воздухом и протереть корпуса вентилей и
изоляционные поверхности сухой салфеткой), проверить крепление вентилей,
шин и подводящих проводов.

6.7.1.2. Проверить каждый вентиль на пробой и обрыв цепи.
Неисправные вентили заменить.

6.7.1.3. Выпрямительная установка при замене вентилей должна
комплектоваться диодами такого класса, который должен быть не ниже класса,
установленного для диодов выпрямительной установки данного типа. Подбор
вентилей по величине прямого падения напряжения должен проводиться в
соответствии с инструкцией завода-изготовителя.

6.7.1.4. Смена вентилей должна производиться специальным
инструментом при строгом соблюдении требований к снятию и установке
диодов в соответствии с инструкцией завода-изготовителя.

6.7.1.5. Проверить величину сопротивления изоляции вентилей цепи
диодов при помощи мегомметра напряжением 2500 В, предварительно
соединив перемычками все выводные шины. Величина сопротивления
изоляции должна быть не ниже установленной нормы. При необходимости
найти и устранить причину снижения сопротивления изоляции.

6.7.1.6. Осмотреть аппаратуру ускоренного отключения защиты
выпрямительной установки (датчики короткого замыкания,
дифференциальные реле, радиоэлектронные элементы блока ускоренного
отключения воздушного выключателя и др.), проверить крепление проводов,
катушек, диодов, тиристоров, резисторов, конденсаторов, сигнальных ламп,
проверить состояние пайки. Протереть блоки технической салфеткой,
смоченной в спирте.

6.7.1.7. Заменить неисправные диоды, транзисторы, тиристоры,


резисторы, конденсаторы и др., соблюдая особую осторожность при пайк
электронных элементов.

6.7.2. Блок стабилизации переменного напряжения,

блок управления торможением, источники

питания цепей управления

Проверить крепление и состояние радиоэлектронных элементов,
катушек и подводящих проводов блоков, очистить блоки от пыли и грязи.
Заменить неисправные элементы. При необходимости отрегулировать блоки
в соответствии с инструкциями ПКБ ЦТ МПС России, указанных в
приложении 2.

6.8. Тормозное и пневматическое оборудование

6.8.1. Ремонт и испытание тормозного оборудования выполнить в
соответствии с требованиями Инструкции по техническому обслуживанию,
ремонту и испытанию тормозного оборудования локомотивов и
моторвагонного подвижного состава.

6.8.2. Осмотр и ремонт авторегулятора хода поршня тормозного
цилиндра и регулятора рычажных передач выполнять в соответствии с
технологической инструкцией, указанной в приложении 2 настоящих Правил.

6.8.3. Проверить состояние креплений и соединений
воздухопроводов и резиновых рукавов. Устранить утечки воздуха в
соединениях.

6.8.4. Проверить работу привода раздвижных дверей, форсунок
96


ниц клапанов звуковых сигналов, стеклоочистителей, клапана
оприемника. При необходимости отрегулировать и устранить
обнаруженные неисправности.

6.8.5. Произвести продувку магистралей и змеевиков электропоезда.

6.8.6. Ревизию компрессоров произвести в соответствии с
Инструкцией по техническому обслуживанию, ремонту и испытанию

оомозного оборудования локомотивов и моторвагонного подвижного

состава.

6.8.7. Произвести ревизию клапанного узла с разборкой коробки,
проверкой состояния клапанных пластин, плиты, а также воздушного фильтра
с очисткой волосяной и капроновой набивки и осмотром шатунно-поршневой
группы.

6.8.8. Проверить работу вспомогательного компрессора и его
производительность, при необходимости произвести ревизию в соответствии
с технологической инструкцией ПКБ ЦТ МПС России указанной в приложении
2 настоящих Правил.

6.9. Устройства поездной радиосвязи, АЛСН, проверки бдительности
машиниста, системы радиооповещения и скоростемеры

6.9.1. Выполнить объем работ по проверке действия радиосвязи и
ястемы оповещения в соответствии с требованиями инструкций МПС

России.

6.9.2. Произвести проверку, осмотр и ремонт устройств АЛСН и
эстопов в соответствии с технологическими инструкциями и Инструкцией
ехническому обслуживанию автоматической локомотивной сигнализации


с автостопом, устройством проверки бдительности машиниста и контр
скорости движения.

6.9.3. Текущий ремонт скоростемеров и их приводов произвести
соответствии с требованиями Инструкции по эксплуатации и ремонта
локомотивных скоростемеров и приводов к ним, а также технологических
инструкций, указанных в приложении 2 настоящих Правил.

6.9.4. В соответствии с установленной периодичностью через один
текущий ремонт ТР-1 скрыть передние крышки букс, имеющих привод
скоростемера, удалить разжиженную или загрязненную смазку и добавить
свежую. Произвести анализ смазки в лаборатории.