ПОЗИТИВИЗМ

 

Позитивизм - одно из основных печений в философии XIX-XX вв. В истории позитивизма выделяют первый позитивизм, махизм /или «второй позитивизм»/ и неопозитивизм.

Основатель позитивизма - Огюст Конт /1798-1857/. Начиная с Конта звучит призыв к преодолению противоположности материализма и идеа­лизма. Позитивисты утверждает, что основной массив знании о мире, человеке и обществе, нужных в практической жизни, получается в спе­циальных науках. Это знание /"позитивное знание"/ противопоставля­ется традиционной философии как "метафизике". Конт высказал тезис о том, что наука заменяет собой традиционную философию.

Наука, по Конту, должна в принципе ограничиваться описанием внеш­ней структуры явлении, отвечая на вопрос о том, как протекают явле­ния, а не о том, что они представляют в своей сущности /последнее - ненужная "метафизика"/. Описание явлений позволяет вывести законы, функциональные /не причинные/ отношения между элементами данной структуры.

Конт говорит, что человечество в своем умственном развитии после­довательно пользуется тремя методами познания - сначала теологичес­ким /для объяснения явлении ищутся сверхъестественные факторы/, за­тем метафизическим / используются некие философские абстракции - Абсолют, Идея и т.п./ и, наконец, позитивным /когда познаются дейст­вительные законы явлений. Позитивная стадия должна полностью сме­нить обе предыдущие.

Конт считал своей заслугой создание социологии как науки; сам термин "социология" был введен Контом. Его социология включала "со­циальную статику" /учение об условиях существования общества/, "со­циальную динамику"/ учение об изменении социальных систем/ и "соци­альную политику /программу социального действия/. В социологии, в целом", Конт исходит из тезиса о том, что "миром управляют и двига­ют идеи".

Герберт Спенсер /180С-1905/ также видит задачу науки в познании сосуществования и последовательности явлении. При этом он допускает, что есть некая единая "Сила" или "Мощь", но они - тайна, в принципе непознаваемая человеческим разумом.

Задача философии - систематизировать научные знания. Наиболее общие истины, к которым приводит анализ действительности, - понятия вещества, движения, силы, эволюции. Спенсер особое внимание эволю­ции, которую он характеризует как высший закон всего существующего.В эволюции Спенсер выделяет следующие моменты:

- интеграция /переход от бессвязности к связности/;

- дифференциация / переход от однородного к разнородному/;

- возрастание порядка /переход от неопределенности к определеннос­ти/. Спенсер считает, что эволюция имеет предел - равновесие сис­темы, когда уравновешиваются все противодействующие силы, в частнос­ти, в обществе - консервативные и прогрессивные силы. Но состояние равновесия сменяется разложением под влиянием внешних сил, затем возможно новое равновесие и т.д.

Лидерами "второго позитивизма" были Эрнст Мах /1638-1916/ и Рихард Авенариус /1843-1890/. Мах выступает против понимания материи как объективной реальности. Все существующее - совокупность ощущений, "комплексы ощущении образует тела". Махисты используют понятие "эле­менты мира". Их они хотят представить как нечто "нейтральное" по отношению к материи и сознанию, утверждая, что "элементы мира" могут быть в одном отношении физическими, а в другом - психическими. Нап­ример, огонь, вызывая ощущения тепла, света, является психическим "элементом", а с другое стороны, как совокупность определенных хими­ческих и физических процессов, он представляет «физический» элемент.

Махисты далее утверждают, что между физическими и психическими "элементами" существует неразрывная связь, одни не могут быть без других /"принципиальная координация" Авенариус?/. Авенариус заявляет затем о "принципиальной координации" нашего Я и среды / не-Я/. Соз­нание человека - центральный член, внешний мир - противочлен; они неразрывно связаны друг с другом. Отсюда можно прийти к субъектив­ному идеализму.