ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕМОНТНОГО ПРОИЗВОДСТВА
Возникновение ремонта связано с появлением объекта производства. Производство металлических изделий вызвало необходимость устранения дефектов производства этих изделий, а также восстановления деталей, поврежденных и изношенных в процессе эксплуатации.
Одним из первых профессиональных ремонтников был кузнец, а кузница явилась прообразом ремонтных мастерских. В XV столетии от кузнечного ремесла отделилось слесарное. Развитию ремонта в XVI-XVIII столетиях способствовало применение литья, использование часов и мельниц, различных машин, приборов и инструмента.
Большой вклад в развитие ремонта в этот период внесли русские изобретатели и ученые. Выдающийся русский изобретатель А.К.Нартов (1693 - 1756) предложил новые методы заделки раковин и трещин в отливках стволов пушек. Известный русский изобретатель Кулибин И.О. (1735 -1818) занимался ремонтом и изготовлением часов. В 1770 - 1785 г. он руководил академическими мастерскими по ремонту приборов и инструмента.
Бурное развитие в XIX столетии железнодорожного транспорта, появление автомобильного и воздушного транспорта потребовали дальнейшего развития ремонта, создания специальных ремонтных мастерских. При ремонте паровозов нашли применение изобретения Н.Н. Бенардоса - дуговая электросварка металлов (1886 г.) неплавящимся угольным электродом и Н. Г. Словянова - плавящимся электродом (1888 г.).
Остро встал вопрос о ремонте машин в России после первой мировой войны и революции 1917 г., когда производство автомобильной и другой техники было практически приостановлено. Дальнейшее развитие ремонтного производства осуществлялось вместе с развитием машиностроения и других отраслей народного хозяйства.
Особая роль ремонту техники и развитию ремонтного производства отводится в армии, где от своевременного восстановления вышедшей из строя техники зависит успех боевых действий. В Вооруженных Силах ремонт машин представляет собой систему, включающую эвакуацию поврежденной техники с поля боя, снабжение ремонтных подразделений и частей автомобильным и другими видами имущества, восстановление работоспособности поврежденных машин.
Первые мастерские по ремонту автомобилей в русской армии были созданы в 1911 г. в учебной автомобильной роте, а в начале первой мировой войны - тыловые авторемонтные мастерские фронтов.
Ремонт автомобилей выполнялся: ремонтными мастерскими автомобильных рот - текущий, средний, капитальный; тыловыми авторемонтными мастерскими - средний и капитальный. Кроме того, для капитального ремонта автомобилей привлекались заводы промышленности.
К концу войны русская армия имела тридцать одну мастерскую общей мощностью до 13450 капитальных ремонтов в год. В 1920 г. на каждые 400 автомобилей приходилась одна мастерская армейского или фронтового подчинения. Однако и при этом к 1923 г. около 40 % автомобилей были неисправными.
С переходом на мирное положение в отдельных автогрузовых отрядах были мастерские для текущего и частично среднего ремонта, в военных округах - окружные авторемонтные мастерские, решавшие такие же задачи. Кроме того, функционировало несколько железнодорожных поездов-мастерских и военных авторемонтных заводов для капитального ремонта машин.
В 1936 г. в механизированных бригадах создаются ремонтно-восстановительные батальоны (рвб) двух ротного состава: ремонтной роты для текущего ремонта транспортных и боевых машин и тракторной - для эвакуации машин. В 1938 г. создаются автобронетанковые ремонтные базы для капитального ремонта автомобилей, тракторов, танков, двигателей, агрегатов и мотоциклов. В это время была разработана организационная структура отдельного ремонтно-восстановительного батальона с размещением оборудования на двадцати автомобилях ЗИС-6 и двух прицепах.
В конце 1939 г. были созданы унифицированные походные мастерские-летучки типа А на шасси ГАЗ-АА или ГАЗ-ААА (предназначенные для технического обслуживания машин, демонтажно-монтажных и регулировочных работ) и летучки типа Б на шасси ЗИС-5 или ЗИС-6 и прицепе 2-АП-З7 - для текущего и среднего ремонта машин всех типов.
В течение полтора года Великой Отечественной войны были сформированы подвижные ремонтные базы, подвижные авторемонтные заводы, ремонтные батальоны и т.д.
В 1943 г. было создано Главное автомобильное управление, которое к концу года имело 312 различных ремонтных частей, баз, мастерских изаводов, способных выполнять около 28 тыс. средних и 8 тыс. капитальных ремонтов автомобилей в месяц. За три года войны (1942 - 1944) более 1,5 млн. автомобилей были восстановлены путем проведения среднего икапитального ремонтов, что почти в 3 раза больше, чем поступило в армию за эти годы.
В послевоенный период ремонтные подразделения и части совершенствовались путем создания новых ремонтных мастерских, модернизации их оборудования, изменения организационно-штатной структуры и т.д.
Развитие ремонта осуществляется на научной основе. Ремонт как научная дисциплина включает сумму знаний о возникновении в машинах
неисправностей, методов их обнаружения и устранения, об организации производства ремонта машин во всех звеньях в мирное и военное время.
Огромный вклад в развитие ремонтного производства внесли такие ученые, как профессор Казарцев В.И., Ефремов В.В., Шадричев В.А. и др.
Таким образом, ремонтное производство – совокупность ремонтных подразделений и частей, баз, мастерских и заводов, имеющих целью восстановление утраченных свойств машин – их исправности или работоспособности.
Предметом труда ремонтного производства, являются неисправные машины - ремонтный фонд, готовой продукцией - восстановленные машины.