Лекция 15. Социальная защита населения

Социальная защита населения - основное направление социальной полити­ки государства. Как соотносятся социальная защита и социальная политика, социальная защита и уровень экономического развития? Социальная защита в широком смысле может по­ниматься как комплекс мер, осуществляемых центральным правительством и местны­ми администрациями для поддержки доходов домохозяйств. Мы разовьем это положе­ние в контексте современной российской ситуации. В этом разделе также будут рас­смотрены основные вехи развития института социальной защиты в России. Вниманию читателей будет представлен обзор и анализ основных понятий и определений, кото­рые необходимы для изучения социальной защиты.

Социальная политика и социальная защита. В одной из первых глав нашего учебника мы обращались к рассмотрению проблемы бедности как ключевой социаль­ной проблемы, над решением которой задумывались многие социальные мыслители, экономисты, социологи, политики, деятели церкви и другие.

Однако, очевидно, что бедность и сопутствующие ей социальные беды не исчер­пывают проблемного поля современной социальной политики, оно значительно шире.

Тем не менее, бедность, нищета, нуждаемость, болезни и физические страдания людей - это и многое другое представляет собой один из основных сегментов про­блемного поля социальной политики, возможно, важнейший, поскольку именно с бед­ностью и ее последствиями связаны многие причины и источники нарушения социаль­ной стабильности. Несовершенство политики в сфере занятости также создает благо­датную почву для распространения и роста субкультуры бедности. В любом случае - преодоление страданий и нужны людей - важнейшее направление деятельности госу­дарства и институтов гражданского общества. У этого направления есть название - со­циальная защита населения.

Социальная защита - неотъемлемый институт социальной политики, как в России, так и за рубежом. В этой главе учебника мы рассмотрим основные понятия, основные направления, программы и механизмы современной социальной зашиты. При этом ос­новное внимание мы будем уделять современным российским реалиям в этой сфере.

Как отмечается в литературе по социальной политике и социальной защите насе­ления, политические и социально-экономические процессы последнего десятилетия XX века в постсоциалистических государствах сопровождались не только ростом мас­штабов негативных социальных явлений, корнями уходящих в предшествующие годы, но и появлением некоторых новых - массовой бедности, явной безработицы. В отдель­ных странах, в том числе и России, появилась детская беспризорность, возникла выну­жденная миграция, соответственно, выросла численность населения, нуждающегося в социальной поддержке. В тоже время существенно сузилась сфера реализации соци­альных функций работодателей и профсоюзов, снизилась их ответственность за вы­полнение таких функций. Вследствие всех этих процессов резко возросло значение деятельности государства в области социальной защиты населения. В ответ на этот «вызов» стало интенсивно совершенствоваться социальное законодательство. Так, в России были приняты законы и другие нормативные акты, как на федеральном, так и на региональном уровнях, предусматривающие увеличение числа категорий населения, признаваемых социально уязвимыми, расширился перечень предоставляемых им социальных выплат, льгот, компенсаций, услуг (социальной помощи). Возникла и стала расширяться система органов, учреждений и предприятий, выполняющих данные функции. Как следствие значительно возросли расходы на эти цели из бюджетов всех уровней, внебюджетных социальных фондов (пенсионного, социального и обязательного медицинского страхования и пр.), призванных обеспечить предоставление насе­лению социальных выплат. Стали проявляться и иные негативные последствия, тре­бующие изучения, кардинальной перестройки и совершенствования всей системы со­циальной защиты - одного из важнейших социальных институтов, как социальной политики, так и современного общества в целом.

Из истории социальной защиты в России. Социальная защита в России имеет давние традиции. Первые попытки призрения бедных предпринимались еще в XIV-XV вв., нуждающихся поддерживали, прежде всего, церкви и монастыри. В XVII в. начали формироваться основы государственной социальной политики: в соответствии с цар­скими указами за счет казны создавались дома призрения и богадельни для детей бед­няков, где они могли получить знания и обучиться ремеслам; ассигновались средства на выдачу пособий, пенсий, земельных наделов нуждающимся. В 1682 г. был принят «Приговор», или решение церковного Собора о призрении больных и нищих.

Важное значения для становления государственной системы социальной защи­ты имели указы Петра I «Об определении в домовых Святейшего Патриарха богадель­ни нищих, больных и престарелых» (1701 г.) и «Об учреждении во всех Губерниях гошпиталей» (1712 г.), в котором, в частности, предписывалось «по всем губерниям учинить гошпитали для самых увечных, таких, которые ничем работать не смогут, ни стеречь, также и зело престарелым; также прием незазрительной и прокормление мла­денцам, которые не от законных жен рождены».

Особую роль в укреплении системы социальной поддержки сыграла Екатерина II. При ней были созданы дома призрения для бедных в Гатчине, богадельни для пи­томцев Воспитательного дома, повивальный институт с родильным отделением для неимущих женщин с присвоением им статуса государственных. В 1764 г. было создано одно из первых благотворительных обществ в России - Общество воспитания благо­родных девиц. В 1775 г. впервые в истории России законодательным путем устанавли­валась система общественного призрения «для всех гражданских сословий». На гу­бернские органы управления возлагалась обязанность организовывать и содержать на­родные школы, сиротские дома, больницы, аптеки, богадельни, дома для неизлечимых больных, дома для умалишенных, работные смирительные дома. Поначалу эти учреж­дения финансировались из государственной казны. Позднее было принято решение об отчислении на их содержание части средств из доходов городов. Города, селения, об­щества и частные лица наделялись правом устраивать по своей инициативе дома при­зрения на общее благо.

В 1797 г. Павел I подписал Указ о назначении своей супруги, Марии Федоров­ны, руководителем всех социальных учреждений. С ее именем связан важный этап в развитии отечественного благотворения.

Середина XIX в. отмечена поисками нетрадиционных для нашей страны подходов к организации социальной помощи. Так, общество посещения бедных в Санкт-Петербурге, созданное в 1846 г. по инициативе князя В.Ф. Одоевского, привлекало людей к помощи нуждающимся, с одной стороны, на трудовых началах, с другой - обращаясь к чувству общественного долга. Вторая половина 1960-х годов связана с расши­рением меценатства и благотворительности. Возникающие благотворительные обще­ства и фонды пытались объединить вокруг себя людей, не согласных с существующим распределением материальных ценностей и социальным расслоением. Стали появлять­ся организации, объединявшие людей по месту жительства, уровню образования, виду трудовой деятельности (Общество женского труда, Общество дешевых квартир и др.). Особое развитие получили воскресные народные школы, где обучение было бесплатным, а труд учителей - безвозмездным. Основной причиной бедности их организаторы считали невежество, неграмотность масс, поэтому социальную помощь ограничивали рамками просвещения. Однако их усилие не могли радикально изменить социальное самочувствие широких масс.

До 1912 г. государственное пенсионное обеспечение в России охватывало только военнослужащих и чиновников. С принятием же страхового закона оно распространилось и на 2,5 млн. рабочих и служащих, занятых в фабрично-заводской и горной промышленности.

1917 г. открыл новый этап развития социальной помощи в России: определяю­щим субъектом в разработке социальной политики стало государство, взявшее на себя заботу о больных, инвалидах и престарелых, женщинах и детях. Элементом социаль­ной политики государства стала система разнообразных пособий и выплат, призванных обеспечить социальное равенство в стране.

В октябре 1917 г. был учрежден Наркомат государственного призрения России, переименованный в апреле 1918 г. в Наркомат социального обеспечения Российской Федерации. Однако не всегда провозглашенные государством цели и задачи соответст­вовали его материальным возможностям. В октябре 1918 г. был издан Закон, преду­сматривающий материальное обеспечение трудящихся при временной нетрудоспособ­ности, инвалидности, безработице, сиротстве и вдовстве. Однако в структуре расходов государственного бюджета доля затрат на социальное обеспечение и страхование со­ставляла лишь 2,5%.

В 1927 г. в СССР впервые было введено пенсионное обеспечение по старости. В 1946 г. образовано Министерство социального обеспечения РСФСР.

В современной России социальная защита различных категорий граждан осуще­ствляется Министерством труда и социального развития Российской Федерации, отве­чающим за выплаты различных видов социальных трансфертов, обеспечиваемых фе­деральным бюджетом (например, пособий по безработице), а также органами социаль­ной защиты в регионах страны. Последние, в частности, осуществляют адресную соци­альную поддержку семей с недостаточным уровнем доходов.

Основные понятия и определения. Сегодня как в специальной литературе, так и в нормативных правовых актах, отечественных и международных, используется весьма обширный перечень понятий и их определений, относящихся к социальной защите на­селения. Используются такие термины, как «социальная зашита», «социальное обеспе­чение», «социальная помощь», «социальная компенсация», «социальная выплата», «социальное пособие», «социальная субсидия» и другие. Множественность определе­ний перечисленных понятий, зачастую содержательно пересекающихся, говорит о том, что данная область социальной политики в России еще далека от окончательного ста­новления, находится в процессе формирования.

Вместе с тем понятия, сопровождающие разрабатываемую в России систему со­циальной защиты, становятся все более привычными, употребляемыми, и в данном разделе учебника постараемся представить читателю основные тенденции в развитии понятийного аппарата социальной защиты как направления социальной политики.

Итак, словарь «Социальная политика, уровень и качество жизни» (2001) предла­гает следующее определение: «Социальная защита - неотъемлемая часть социальной политики государства, система мер, направленных на соблюдение социальных прав человека, удовлетворение его социальных потребностей. Социальная защита проявля­ется в системе приоритетов и механизмов по реализации законодательно закрепленных социальных, правовых и экономических гарантий граждан, обеспечивающих определенный уровень социальной защищенности, достижение социально-приемлемого уровня жизни населения в соответствии с конкретными условиями общественного развития. К социальной защите относятся меры по преодолению безработицы, установлению минимального уровня оплаты труда, пенсии и стипендии, введению федеральных пособии на детей, поддержке многодетных семей и т.д. Социальная защита осуществляется в организационно-правовых формах. Основная форма - обязательное социальное страхование работающих лиц».

Следующее определение предлагает глоссарий, подготовленный группой иссле­дователей Института социально-экономических проблем народонаселения РАН (2002): «Социальная защита - комплекс программ, осуществляемых с целью удовлетворения основных потребностей и реализации основных прав граждан, гарантированных кон­ституцией РФ: возможность получения средств к существованию, наличие работы об­разование, жилье, медицинские услуги, т. е. обеспечение социально-приемлемого уровня жизни населения. В более узком значении этот термин часто употребляется как синоним социального обеспечения».

В учебнике «Социальная политика в постсоветском обществе» (2001) социальная защита определяется как «функция общества по обеспечению социального положения человека, сложившегося вследствие воздействия социальных рисков, соответствующе­го условиям, вытекающим из его неотъемлемых и общепризнанных социальных прав. Риски несоциального характера, связанные с природными катастрофами, промышлен­ными авариями и иными явлениями, защищаются иными средствами (например, путем имущественного страхования и пр.).

Социальная защита населения базируется на международном и национальном за­конодательстве, финансовых ресурсах и социальной инфраструктуре, обеспечивающих возможность ее практического осуществления. Субъектами социальной защиты ... яв­ляется не только государство в лице органов государственной власти всех ветвей и уровней (законодательной, исполнительной, судебной), органов местного самоуправ­ления, но также работодатели/предприниматели, институты гражданского общества и сами люди.

Законодательство определяет совокупность условий и инструментов, методов, образующих систему социальной защиты населения. Важнейшими элементами прак­тической деятельности системы социальной защиты населения являются подсистемы социального страхования и социального обеспечения» .

Авторы данного определения (хотя это, не столько определение, а, скорее, крат­кий обзор сферы действия социальной защиты) связывают социальную защиту с про­блемой социальных рисков. Это важно. В этом мы видим ключевую идею понимания социальной защиты как социального института и сферы деятельности и взаимодейст­вия государства, гражданского общества и индивида. Социальная защита выступает как социальный институт, отвечающий на социальные риски, которые порождаются современным обществом и которым подвергается человек в этом обществе.