Миграция населения.

Численность населения, его структура предопределяются не только естественным, но и миграционным движением. До недав­него времени проблема миграции населения, как добровольной (трудовой), так и вынужденной (беженцы), находилась в цент­ре социально-политической жизни западно-европейских и ряда других стран различных регионов мира. Население же бывшего СССР практически не принимало участия в миграционных про­цессах. В 1990-е годы увеличился выезд населения из стран СНГ на постоянное место жительства в другие государства мира. За 1992—2000 гг. из России выехало 2,8 млн человек, из них в страны СНГ и Балтии 2,0 млн человек (71,3%). Районами выбы­тия являлись в основном Дальний Восток, Западная Сибирь и Центр России. Направления эмиграции во многом определяют­ся национальным составом переселенцев. В обмене со странами дальнего зарубежья Россия имеет отрицательное сальдо миграции, составившее за 1992—2000 гг. -883,8 тыс. человек.

, В социально-профессиональной структуре выезжающих значительный удельный вес занимают специалисты. Их доля среди эмиг­рантов почти в 19 раз выше по сравнению со средними показа­телями. Среди специалистов преобладают лица, имеющие высшее техническое образование (около 70%), 15% имеют ученую степень доктора или кандидата наук. Около 30% эмигрирующих имеет высшее образование. Уезжают не только ученые, но и высококва­лифицированные рабочие. Все это ведет к снижению качества трудовых ресурсов России. Интеллектуальная эмиграция в основ­ном носит безвозвратный характер, нанося государству значи­тельный ущерб. Отъезд творческой интеллигенции, квалифици­рованных рабочих обостряет проблемы выхода страны из кри­зиса, уменьшает возможности развития экономики и общества. Потери государства в связи со значительными миграционными потоками высококвалифицированных кадров, а также ученых оцениваются ежегодно в десятки миллиардов долларов.

В последние годы отмечается положительная динамика в со­отношении между эмигрантами и иммигрантами. Так, в 2002 г. число прибывших в Россию из стран ближнего и дальнего зару­бежья по сравнению с 2000 г. сократилось на 174,7 тыс. чело­век, при этом число выбывших из страны уменьшилось за этот же период на 39,0 тыс. и составило 106,7 тыс. человек (против 145,7 тыс. в 2000 г.). Главная задача в настоящее время — не сдер­живание эмиграции, а ее регулирование, превращение безвоз­вратной эмиграции в возвратную. Решение вопросов организован­ного трудоустройства россиян за рубежом позволит уменьшить безвозвратные потоки почти на 1/3, а также позволит ослабить экономическое и социальное напряжение в обществе, даст воз­можность гражданам приобрести навыки работы в системе рын­ка, совершенствовать профессиональный опыт и знания, полу­чить денежные накопления для последующего их вложения в экономику России.

Обострившиеся межнациональные отношения как в респуб­ликах бывшего СССР, так и в России вызвали масштабную иммиграцию населения. За 1992—2000 гг. в Россию из государств СНГ и Балтии прибыло 5,9 млн человек, что составило 99,9% от числа всех прибывших из других стран мира. С точки зрения вос­производства трудового потенциала России большое значение имеет возрастной состав иммигрантов. Из общей численности прибывших в Россию доля лиц в возрасте до 16 лет составля­ет 24%, в трудоспособном возрасте — 65,2%, старше трудоспособ­ного возраста — 10,8%. В отношении воспроизводства трудовых

ресурсов состав иммигрантов в страну можно квалифицировать как положительный процесс, способствующий росту трудового потенциала. В этом отношении наиболее благоприятна иммигра­ция для Дальневосточного, а также Северо-Западного, Сибир­ского и Уральского федеральных округов и менее благоприятна для Южного, Центрального и Приволжского округов.

Абсолютные и относительные масштабы иммиграции в Рос­сию из дальнего зарубежья всегда были невелики и в настоящее время не превышают 1% от общего числа прибывших в Россию. В основном это неквалифицированные рабочие из стран Азии. Среди них преобладают мужчины (почти 80%) в возрасте до 40 лет. Однако много проблем возникает в ТОН из-за приезда в страну нелегальных мигрантов. Согласно экспертным оценкам, на территории России находится от 3,5 млн. до 4 млн. иностранных граждан и лиц других государств без гражданства, не имеющих определенного статуса. В основном это выходцы из Эфиопии, Афганистана, Ирака, Сомали и ряда других стран. Неконтролиру­емое перемещение вынужденных и добровольных переселенцев часто приводит к избытку рабочей силы и нежелательной для ме­стного населения конкуренции со стороны приехавших.

В ходе реализации в России государственной долгосрочной программы «Миграция» важное значение приобретают вопросы создания вместе с другими странами СНГ соответствующих со­вместных структур, выработки согласованного законодательства о беженцах, определяющего их статус, устанавливающего проце­дуру и условия его получения, их минимальные социальные гарантии. В случае реализации этих, а также ряда других мер в рамках единого социально-экономического пространства СНГ должна быть установлена единая правовая база, обеспечивающая равные права беженцев и вынужденных переселенцев во всех го­сударствах Содружества.