Деловая игра

Цель игры — научить студентов умению анализировать и выявлять особенности сложившейся демографической ситуации, пользуясь статистическими публикациями по отдельным странам, критически подходить к выявлению причин и факторов, влияющих на динамику демографических процессов, выявлять взаимосвязь между социально-экономическим и демографическим развитием, разрабатывать основные направления эффективной демографической политики.

Перед студентами ставится сложная задача: основываясь на статистических публикациях о демографических процессах в отдельных странах (в группах стран), выявить их особенности на данном этапе социально-экономического развития, сформулировать основные проблемы демографического и социально-экономического характера, изучить проводимые в стране мероприятия демографической политики, дать оценку их эффективности, и разработать проект документа— совместного плана действий в области народонаселения для различных стран.

Вся предварительная работа студентами проделывается самостоятельно, но при активной консультационной помощи преподавателя. Основные итоги работы, а также проект документа обсуждаются на занятии, которое проводится в форме сессии Отдела народонаселения Департамента по экономическим и социальным вопросам Секретариата ООН.

Подготовительная работа.

На одной из предварительных встреч со студентами преподаватель объявляет о проведении занятия в форме деловой игры и знакомит с основной целью и задачами игры по данной теме. Затем студенты распределяются на следующие группы: группа референтов по странам Европы; группа референтов по экономически развитым странам Европы; группа референтов по развивающимся странам Азии, Африки и Латинской Америки; референт по РФ; референты по каким-либо другим странам; редакционная группа.

В каждой группе назначается руководитель, который осуществляет общее руководство, распределение обязанностей в группе, координацию с редакционной группой, а также подготовку доклада на сессии Отдела народонаселения.

Преподаватель берет на себя роль руководителя Отдела народонаселения, а также выполняет обязанности консультанта.

Затем назначается время консультаций с каждой группой в отдельности. Во время консультаций преподаватель еще раз разъясняет цели, задачи и правила игры, уточняются роли руководителей и исполнителей, содержание работы групп.

Содержание работы групп.

В задачи группы референтов по всем странам (референты могут назначаться и по другим странам, кроме тех, которые перечислены выше) входит:

— сбор и статистическая обработка данных о численности, структуре, естественном и миграционном движении населения отдельных стран.

— изучение литературных источников по проблемам народонаселения и социально-экономического развития отдельных стран (групп стран);

— анализ статистических и научных данных по характеристике особенностей социально-экономического и демографического развития отдельных стран (групп стран);

— подготовка научного доклада на сессии Отдела народонаселения о проблемах населения страны (группы стран), а также демографической политике и ее эффективности.

Научный доклад имеет следующий план:

1. Введение

2. Общая характеристика демографической ситуации страны (региона): численность, рождаемость, смертность, естественный прирост; состав населения: половой, возрастной, религиозный, этнолингвистический, брачный, семейный; миграционные процессы, урбанизация

3. Выявленные демографические проблемы

4. Решение демографических проблем. Демографическая политика страны (региона). Организация и проведение сессии

Для проведения занятия в форме сессии Отдела народонаселения Департамента по экономическим и социальным вопросам Секретариата ООН аудитория соответствующим образом подготавливается – столы расставляются в виде прямоугольника с проемом посредине. На столах расставляются флажки отдельных стран, можно положить бумагу, карандаши, ручки для работы. На стенах развешиваются плакаты, рисунки, графики, таблицы, выпускаемые ООН.

Преподаватель—руководитель отдела занимает председательствующее место, участники рассаживаются вокруг стола. Руководитель открывает сессию.

Здесь же необходимо договориться о регламенте сессии. Каждому выступающему дается для доклада не более 10 мин. Заседание проводится без перерыва, его можно проводить также в течение двух занятий, так как материал, который необходимо проработать, чрезвычайно обширный. Слово для выступления предоставляется вначале референту по РФ, затем по странам Европы и далее в том порядке, который может быть установлен руководителем. После каждого выступления участники задают вопросы выступающим. Руководитель предлагает одобрить (отклонить, направить на доработку) представленный на обсуждение документ. Сессия принимает соответствующее решение. Сессия закрывается.

В учебном процессе могут использоваться следующие формы самостоятельной работы студентов: составление схем-конспектов по узловым вопросам конкретных тем, подготовка докладов, рефератов, сообщений; разработка сценариев деловых и ролевых игр, создание творческих эссе. Обучающийся должен проводить самостоятельный анализ и систематизацию исходных данных. Целесообразно рекомендовать следующие этапы в выполнении самостоятельной работы:

• изучение специальной научной литературы и другой информации, достижений отечественной и зарубежной науки в области изучения проблем теории и практики народонаселения;

• осуществление сбора, обработки, анализа и систематизации научной и специальной информации по теме исследования;

• выделение основных проблем;

• предложение возможных путей решения этих проблем;

• выполнение картографического сопровождения работы.

По итогам выполненной работы проводится собеседование и (или) тестовый контроль.