Исторические предпосылки воз­никновения права

 

Право возникает в силу тех же причин и условий, которыми объясня­ется происхождение государства, и оба эти процесса имеют общие историче­ские параллели. Экономическая и соци­альная жизнь любого общества нужда­ется в определенной упорядоченности. Такая урегулированность достигается с помощью правил поведения или соци­альными нормами.

В первобытном обществе эти нормы выражались в обычаях, тесно переплетенных с религиозными и нрав­ственными устоями.

С расслоением общества на касты и классы обычаи, нравственные и рели­гиозные нормы родового строя не могли сделать условия производства, распре­деления и обмена товаров обязатель­ными для всех, ибо единства интересов уже не существовало.

В силу этого экономический ба­зис раннеземледельческого классового общества требовал особой формы регу­лирования в виде обязательных норм, установленных или санкционированных и охраняемых государством, т.е. осо­бым аппаратом управления и подчине­ния.

Основоположники марксизма от­стаивали закономерность зависимости права и правовых отношений от эконо­мики, от господствующих производст­венных отношений. В целом история цивилизации подтверждает такой вы­вод.

Древнейшие правовые системы были тесно связаны с обычаями и рели­гиозными нормами родового строя. Ис­торически первой формой нарождаю­щегося права был правовой обычай, поддерживаемый как жречеством, цер­ковью, так и государством.

Коренной задачей сменявшего родовые обычаи регулирования было стремление создать единый, общий по­рядок отношений между людьми, соот­ветствующий потребностям произво­дящего хозяйства. Наиболее сложив­шейся идеологической силой такого объединения выступала религия. – рели­гия Солнца, которая известна у всех древнейших народов Месопотамии, Пе­редней Азии, Индии, долины Нила, а также у индейцев племен Месоамерики и Горного Перу.

Религиозные обряды поклонения Солнцу требовали обязательного ис­полнения работ сельскохозяйственного цикла. Оно поддерживалось властью первых городов-государств, где руково­дство общими ирригационными рабо­тами поливного земледелия сосредото­чивалось в руках царской власти, воен­ной верхушки и бюрократии, объеди­нявших сельские общины для ведения общих работ и защиты от внешнего врага.

У древних греков и римлян, у славянских народов, кельтов и герман­цев, у которых не было развито полив­ное земледелие, сельскохозяйственные работы находились в ведении сельской общины: ритуальные торжества в Древ­ней Греции и Риме в честь Диониса и Вакха, литургии в Афинах (празднества для афинян, устраиваемые богатыми землевладельцами), использование клятв, других ритуальных действий по Законам XII таблиц, толкование законов понтификами (до конца IV в. до н.э.), процедура манципации - ритуально-правового обряда приобретения в соб­ственность вещей, в том числе земли и рабов, в Древнем Риме.

В Древней Индии основным ис­точником права были в общинном быту религиозные книги - Веды (Ригведа), масутры и дхармашастры (в том числе Законы Ману), создаваемые брахма­нами и защищаемые государством.

Поддержка религией и государст­вом обычаев, сложившихся в период становления древних цивилизаций, привела к созданию одного из важней­ших источников права древних госу­дарств - правового обычая и обычного права. Они содействовали закреплению царской власти на основе ее божествен­ного происхождения.

В античных государствах преж­ние родовые обычаи (квиритов - в Риме, афинян - в Греции) сменились право­выми обычаями военной демократии в результате развития рабовладения и пе­рехода к наследственному семейному владению землей, вызвавшему первое расслоение на богатых и бедных, про­дававших землю за долги. Однако в афинской, а также римской истории главное значение сравнительно быстро приобрели законы демократического государства (Законы Солона - в Греции, Законы XII таблиц - в Риме). В Спарте, напротив, пережитки родового строя длительное время сохранялись для обеспечения власти спартиатов.

В развитии германских и славян­ских народов правовые обычаи, тесно связанные с военным бытом и сохране­нием язычества, долгое время главенст­вовали. Это нашло свое отражение в древнейших памятниках права - "вар­варских правдах" ("Салическая правда" - у германцев, "Русская правда" и "Польская правда" - у славян), возник­ших как записи правовых обычаев предков.

Большую роль в становлении но­вых правовых норм играли судебные органы, защищавшие прежде всего ин­тересы имущих и привилегированных каст, классов. Судебные функции пер­воначально осуществлялись жрецами в форме религиозного ритуала либо при­надлежали верховному правителю (царю, королю). Суды создают право­вые нормы сами, и возникает судебный прецедент, под которым понимается превращение решения суда по конкрет­ному делу в общую норму.

Становление государственности требовало все более прочного закрепле­ния правовых норм. С появлением письменности эти нормы получают та­кое закрепление в первых законах вер­ховной власти.

Первые законы государств закре­пляли имущественное неравенство, привилегии богатых и знати, бесправ­ное положение рабов, повинности и ог­раниченные права низших эксплуати­руемых слоев населения. Нормы о нака­заниях, о торговом обмене, о праве на­следования, об охране публичного ин­тереса ("мира" у славян) включала уже преследование таких преступлений, как бунт, неуплата долга, отказ от повинно­сти, разбой, кража, т.е. таких деяний, которых не было и не могло быть в пер­вобытном обществе.

В судебном рассмотрении споров древние средства доказывания (орда­лии, поединок, присяга) все больше приспосабливались к интересам бога­тых и знати: допускались выкуп от ор­далия или поединка, привилегии бога­тых при поединке. Присягнуть за бога­того или знатного всегда могли зависи­мые люди.

Так возникшее право постепенно закрепляло интересы господствующей верхушки общества за счет низших со­словий, неимущих и эксплуатируемых масс. Оно было нужно для установле­ния и поддержания единого для всего населения страны общественного по­рядка, обеспечения единого рынка, ус­ловий владения и распоряжения собст­венностью, обмена товарами, сохране­ния патриархально-семейного быта в сельской общине, а также для обеспече­ния единой власти в государстве.