Градостроительный и ландшафтный анализ территории
Градостроительный анализ территории поселка включает в себя:
а) природно-климатические исследования с комплексной гигиенической
оценкой инсоляции, температурного, влажностного и ветрового режима, а также
оценку грунтовых условий почв и растительности;
б) топографические исследования и инженерно-строительную оценку терри
тории с уточненной характеристикой форм рельефа, гидрогеологического и гид
рологического режима, геологического строения и несущей способности грунта,
затопляемых и подтопляемых участков, эрозии почв, оврагов и т.д.;
в) архитектурно-ландшафтное изучение территории, необходимое для соз
дания общей композиции генплана поселка и его основных осей и архитектурных
доминант, органичного сочетания архитектуры и природного окружения. Выяв
ляются основные видовые точки, с которых раскрываются перспективы местно
сти и панорамы будущей застройки.
При выполнении ландшафтного анализа территории поселка - необходимо учесть исходные свойства территории, с тем чтобы сохранить и использовать его положительные особенности. В курсовом архитектурном проекгировании ландшафтный анализ выполняется на геоподоснове М 1:5000. При этом выявляется наличие на территории лесов, болот, лугов, садов, водоемов, памятников истории и культуры, эстетически ценных пейзажей, вышрышных обзорных точек и др. (рис. 11). Особое внимание уделяется анализу рельефа местности, при котором определяется общий характер рельефа и такие его характеристики, как:
—характерные точки рельефа (господствующие высоты, центры бес
сточных котловин, перевалы);
—характерные линии рельефа (водоразделы, водотоки, бровки откосов);
—характерные поверхности рельефа (склоны разной крутизны и ориентации по
странам света, плато, холмы, гряды, седловины, тальвеги).
Для наглядности каждый студент выполняет объемный макет участка застройки (с показом рельефа), гипсометрический анализ на плоскости, разрезы территории на наиболее характерных участках.
В результате анализа территории дается ее комплексная градостроительная оценка. На геоподоснове выделяются участки, оптимальные для размещения различных функциональных зон, основных видовых точек, пешеходно-транспортных связей и высотных доминант, которые могут быть использованы для создания выразительной и силуэтной застройки. Результаты градостроительного анализа оформляются в виде карт, планов, схем.
Большое внимание должно уделяться организации сети подъездных путей и пешеходных связей в поселке. Так, транзитное движение через территорию поселка должно быть исключено, а транспортная сеть поселка должна присоединяться к внешним магистралям не менее чем в двух местах.
» |
Анализ территории предполагает разработку рабочего макета участка застройки с рельефом местности, наиболее наглядно демонстрирующего все особенности, с последующей разработкой основных приемов жилой и общественной застройки, благоустройства, озеленения, транспорта.
а б
Рис.11. Пример комплексной ландшафтной оценки территории
проектируемого поселка:
а - ландшафтная ситуация на участке строительства: 1 - границы поселка; 2 - луга в низине; 3 - зеленые насаждения; 4 - река;
б - схема целевой оценки ландшафта:
1 - территория поселка; 2 - резервные территории для расширения поселка; 3 - поселковый парк; 4 - лесной массив; 5 - плодовый сад; 6 - охраняемые ценные
экземпляры деревьев; 7 - охраняемое эстетически ценное пространство;
8 -территории, пригодные для отдыха; 9 - границы зоны влияния застройки;
10—точки восприятия характерных пейзажей
9. Методологические основы выполнения проекта
Методика выполнения учебного курсового проекта «Поселок на 1000 жителей» включает в себя следующие этапы методики архитектурного проектирования:
- предпроектный, исследовательский;
- творческого поиска;
- творческой разработки;
- заключительный;
-аналитический.
9.1. Предпроектный, исследовательский этап
Разработка курсового проекта начинается с выдачи задания, с выявления сущности проблемы исследования и с определения цели и способов проектирования. Исследовательский этап включает в себя: ознакомление с темой проекта, с программой-заданием, литературой, методическими указаниями и подосновой участка. Изучаемый теоретический материал оформляется в виде реферата, включающий в себя текст, иллюстрации, а также выводы, сделанные при анализе используемых приемов, композиций и образности реализованных решений по аналогичным проектам отечественной и зарубежной практики проектирования функциональной и архитектурно-пространственной системы поселка.
Работа по накапливанию материала должна вестись постоянно, причем его фиксация предпочтительна не электронным копированием, а вручную; только тогда плоды этой работы оседают в памяти. Зарисовки в альбомах имеют свойство при одном взгляде на них вызывать мгновенную ассоциативную связь с нужным в данном случае образом или приемом. Фиксированная в накопительных альбомах информация вместе с визуальными образами непосредственного запоминания формирует профессиональную память дизайнера с поверхностным и глубинным уровнями хранения информации. Профессиональная память в творческом процессе реализуется как интуиция.
Проектирование поселка начинается с предварительного градостроительного и ландшафтного анализа выбранной студентом территории. Результаты оформляются в виде планов, схем на геоподоснове участка, где графически изображаются имеющиеся планировочные ограничения, оптимальные участки для размещения различных функциональных зон, основные видовые точки, пешеходно-транспортные связи и высотные доминанты, которые могут быть использованы для создания выразительной и силуэтной застройки. Предпроектный анализ заключается в исследовании многочисленных факторов по трем направлениям: моделирование структуры поселка, выявление композиционно-тектонического потенциала среды, поиск концептуального решения. Архитектурное-планировочное решение поселка разрабатывается, проектируется и строится в
ответ на некую сложившуюся ситуацию. Эта ситуация может носить часто функциональный характер или быть так или иначе связанной с социальными или экономическими обстоятельствами. В любом случае предполагается, что данная ситуация является проблемой и необходимо создать новые условия, т.е. найти решение. Следовательно, перед студентом ставится задача: создание идеи — концепции генерального плана поселка, а далее сам процесс проектирования превращается в процесс решения ряда поставленных задач.