Тема 12. Основные западные теории государства
III. Все составные части политической организации общества взаимодействуют. Наиболее важно взаимоотношение государства и политических партий; государства и национальных движений; государства и церкви; государства и профсоюзов; государства и органов местного самоуправления.
Взаимодействие государства и политических партий. По участию в делах государства различают следующие виды партий: парламентские и правящие.
Парламентские партии классифицируются на:
· классические парламентские партии, функционирующие для обслуживания выборов, получения большего числа мандатов для формирования правительства;
· парламентские партии, рассматривающие эту работу как одно из направлений политической деятельности и имеющие постоянно действующие партийные организации (социалистические партии);
· партии, рассматривающие парламентскую работу как второстепенное направление деятельности (коммунистические партии).
Правящие партии можно классифицировать на:
· “партийное государство”, когда происходит сращивание партийного и государственного аппарата, когда функционирует одна господствующая партия, ее идеология становится государственной идеологией,
· партии демократических государств, когда руководство органами государственной власти назначается в зависимости от того, какая партия победила на выборах, либо идет процесс полной замены состава аппарата государства.
Взаимодействие государства с национальными движениями. Эти движения представляют собой менее формализованные общественные образования, различные союзы, соборы и т.п. Обычно структура их не выражена, не имеют и членство и др. Цели и задачи национальных движений воспринимаются государственным аппаратом через систему идеологического воздействия.
Взаимодействие государства и церкви. В этом взаимодействии выделяют два основных статуса церкви в государстве: государственная церковь и режим отделения церкви от государства.
Статус государственной церкви означает:
· признание за церковью права на широкий круг объектов;
· получение от государства материальной помощи и различных субсидий;
· наделение юридическими полномочиями;
· право участия в политической жизни страны, в том числе через представительство в государственных органах;
· обладание широкими полномочиями в области воспитания и образования;
· освящение главы государства при вступлении в должность.
Режим отделения церкви от государства предполагает:
· государство и его органы не вправе контролировать отношение своих граждан к религии;
· государство не вмешивается во внутрицерковную деятельность, когда не нарушаются действующие законы;
· государство не оказывает церкви материальной и финансовой поддержки;
· церковь не вмешивается в дела государства, а занимается вопросами, связанными с удовлетворением религиозных потребностей населения;
· церковь не выполняет каких-либо государственных функций.
Взаимоотношения государства и профсоюзов. В зависимости от типа политической системы профсоюзы вступают в отношения сотрудничества с государством или выступают по отношению к государству противоборствующим, оппонирующим элементом. Для переходных типов политических систем деятельность профсоюзов характеризуется анархо-синдикалистскими признаками.
Взаимоотношения государства с органами местного самоуправления, которые играют значительную роль в низовых политических структурах общества. Эти органы могут представлять первичный слой органов государственной власти, либо отделены от государства. Через органы местного самоуправления осуществляются формы непосредственной демократии (референдумы, выборы, собрания, сходы и т.п.).
В политической организации общества государство:
· выступает в качестве официального представителя всего народа, объединяемого в пределах его территории по признаку гражданства;
· является единственным носителем суверенитета;
· обладает специальным аппаратом (механизмом) публичной власти;
· организует государственную жизнь на правовых началах;
· имеет специфические материальные ценности.
В целом эффективность государства в политической системе определяется прежде всего тем, в какой мере оно следует праву и закону.
(См. подробнее: Общая теория права и государства: Учебник /Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1996. С.73‑77; Общая теория права: Курс лекций /Под общей ред. проф. В.К. Бабаева. Н.Новгород, 1993. С.85‑110; Теория государства и права: Курс лекций /Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. Саратов, 1995. С.135‑142; 375‑387.)