Понятие формы государства.

 

В философском смысле под формой понимается способ существования содержания. Это внутренняя структура, делающая возможным существование предмета или явления.

В теории государства и права под формой государства понимается организация политической власти в государстве, взятая в единстве трех элементов: формы правления, формы государственного устройства, политического режима.

Проблема формы государства подвергались глубокому изучению уже в древности. Философы занимались классификацией государственных форм. Правда они не расчленяли понятия сущности и формы государства, это был философский, а не юридический подход. В учениях средневековья основное внимание уделяли божественному источнику власти. В новое время определение формы государства и соответствующая классификация политических форм основывались на принципах правления как отражение связи между властвующими и подвластными. Монтескье разделял формы государства на четыре вида: республику, монархию, деспотию, аристократию. Монтескье утверждал, что формы государства зависят от размеров территории, климата страны и других факторов. Идеалом для Монтескье являлась конституционная монархия английского образца, так как по его мнению здесь объединялись лучшие принципы управления.

Для Руссо высшая суверенная власть должна принадлежать только народу, который может передать её различным лицам и органам. Руссо различал политические формы в зависимости от того, кому народ передавал государственную власть. Если власть передавалась одному лицу, то такая политическая форма называлась монархией, если нескольким лицам - аристократия, если же власть осуществлялась всем народом, то такая политическая форма называлась демократией. Однако по Руссо эти формы могли существовать только в идеале. В реальной действительности существует смешение принципов управления.

Русский ученый Г.Ф. Шершеневич считал, что вопрос о форме государства есть вопрос о том, кто является органом власти или, иначе говоря, воля каких лиц подчиняет себе волю других.[1] Так же понимал вопрос о форме государства Н.М. Коркунов. Он считал, что главным критерием для понимания государственной формы является правовой статус органов высшей власти и гражданина. Он подразделял государства на монархии и республики.

В Новейшее время ученые-юристы, политологи пришли к выводу, что понятие «форма государства» не исчерпывается правовым статусом органов государственной власти. Например, Г. Кельзен считал, что наиболее значимым для определения формы государства является правовое положение личности в государстве.

В российской науке долго не было единства мнений по вопросу форм государства. Некоторые ученые, например. А.И. Денисов понятие формы государства отождествляли с формой правления.[2] Некоторые ученые утверждали, что в узком смысле форма государства действительно тождественна с формой правления, но в широком она включает в себя и форму государственного устройства.

Как уже говорилось, понятие «форма государства» включает в себя

три элемента: форму правления, форму государственного устройства и политический режим.

Форма правления - это организация верховной власти в государстве, характеризующаяся её источником и принципами взаимоотношения органов власти между собой и населением. Это та сторона организации верховной власти, в которой выражаются принципы верховной, суверенной власти в государстве.

Форма государственного устройства - это территориальная организация государственной власти, характеризующаяся принципами взаимосвязи отдельных составных частей государства и их органов власти между собой и государством в целом.

Политический режим - это конкретное проявление государственной власти, выражающееся в состоянии и характере демократии и политической свободы в обществе, правовом статусе личности.

Факторы, которые обусловливают разнообразие форм государства могут быть различными. В целом они сводятся к конкретности, индивидуальности объективных условий для каждого государства. На специфику форма государства оказывают влияние исторические и национальные традиции, характер экономики государства. Например, ныне существующие монархии значительно отличаются друг от друга, несмотря на схожие черты, например, монархия Англии и Объединенных Арабских Эмиратов имеют коренные отличия.

Немаловажное значение для формирования той или иной формы государства имеют международные политические отношения. В исторической прошлом частыми явлениями было порабощение одного народа другим и навязывание той формы государственной власти, которая существовала у завоевателей. Сейчас, например, существование федерации в качестве формы государственного устройства некоторых стран американского континента - Мексики, Бразилии, Канады объясняются политическим влиянием США. Внешнеполитическая обстановка может влиять на политический режим. Например, до татаро-монгольского завоевания режим на Руси был относительно демократическим, после завоевания, консолидации русских земель для борьбы с монголо-татарами режим стал деспотическим. Также немаловажное значение на формирование политического режима Советской России оказала её внешнеполитическая изоляция в первые годы советской власти.