Вопрос 1. Особенности родоплеменной организации общества.
Правильное понимание любого социального явления невозможно без знания его исторических корней, т.е. того, в каких условиях данное явление возникло, как оно развивалось и каким стало в современной действительности. Без выяснения причин приведших к возникновению этих социальных институтов невозможно понять их сущность и предназначение в обществе.
Необходимо отметить, что государство и право существовали не всегда, им предшествовал длительный период догосударственного существования человеческого общества.
Исторически первой формой организации человеческого общества было первобытное стадо. С появлением человека общество перешло к родоплеменной организации.
Род (родовая община) – исторически сложившаяся общность людей, основанная на действительном или предполагаемом кровном родстве и совместном ведении хозяйства. Поскольку род (родовая община) играл решающую роль в жизни первобытного общества, данная эпоха так и стала называться - "первобытнообщинный строй", а его социальная организация - родоплеменной.
Родоплеменная организации общества характеризуется следующими особенностями:
1. «первобытная экономика» носит присваивающий характер т.е. человек брал от природы те предметы которые существовали в готовом виде (жизнеобеспечение общества осуществляется за счет собирательства, охоты и рыболовства);
2. Производство и потребление было коллективным;
3. Технологический уровень общественного производства был низок и обеспечивал самые насущные потребности рода;
4. Отсутствие избыточного продукта;
5. Частной собственности в современном понимании не существует.
Род отличался внутренним единством, социальные различия проводились по 2-м основаниям: пол и возраст, этим определялась функциональная роль членов общества.
Половые отношения носили полигамный (множественный) характер. Родство определяется по материнской линии, отсюда и название строя – матриархат. Семьи в современном понимании в этот период не существует, дети принадлежат всему роду.
Любое общество представляет собой своего рода целостный социальный организм (систему), который отличается той или иной степенью организованности, урегулированности, упорядоченности общественных отношений. Из этого следует, что для каждого общества характерны определенная система управления (социальная власть) и регулирования поведением людей при помощи определенных общих правил (социальных норм).
С точки зрения социальной власти и управления род характеризуется следующими признаками:
1. Совпадением власти с населением, т.к. вопросы жизнедеятельности родовой организации решались на общем собрании всех взрослых членов.
2. Повседневное управление делами родовой общины осуществлял старейшина, избираемый обычно на собрании всеми членами рода. Данная должность была сменяема и осуществлялась без отрыва от производственной деятельности.
3. Отсутствует специальный профессиональный аппарат управления, т.к.не было потребностей и отсутствовала материальная основа.
4. Власть опиралась на авторитет, уважение, обычаи. К нарушителям порядка применялось принуждение (иногда достаточно суровое), однако никаких специальных органов для этого не было.
Ни одно общество не может существовать без определенного порядка в отношениях его членов. Закрепляющие такой порядок правила поведения, постепенно формируются в систему норм, регулирующих производство и распределение, семейные, родственные и иные связи.
Социальные нормы первобытного общества имели следующие особенности:
1. Их появление обусловлено потребностями выживания и существования рода. Так, первобытные люди, зная, что ночью в жилище понижается температура, старались поддерживать огонь и в темное время суток. Делая это, они руководствовались не социальными нормами, а скорее инстинктом сохранения жизни и здоровья. Но кто из сородичей в это время будет следить за огнем, решалось уже на основе нормы социальной;
2. Реализовались главным образом в виде обычаев (т.е. исторически сложившихся правил поведения, вошедших в привычку в результате многократного применения в течение длительного времени);
3. Существовали в поведении и в сознании людей, не имея, как правило, письменной формы выражения;
4. Обеспечивались в основном силой привычки, а также соответствующими мерами убеждения (внушения) и принуждения (изгнание из рода);
5. Имели в качестве ведущего способа регулирования запрет (систему табу) как самый простой и элементарный прием воздействия; права и обязанности как таковые отсутствовали;
6. Выступали в виде мононорм, в которых находили выражение одновременно религиозные, нравственные и иные представления людей того времени.
7. Обеспечивались мерами общественного воздействия.
Таким образом, именно в период родоплеменной организации зарождаются предпосылки, которые привели к возникновению государства и права.