Понятие цивилизации. Локальные цивилизации и государство
Понятие цивилизации раскрывается различными науками. Впервые понятие цивилизации было дано философом Адамом Фергюсоном, который раскрывал данное понятие как стадию, в развитии человеческого общества, характеризующуюся существованием общественных классов, а также городов письменности и других подобных явлений.
Следовательно, из данного определения, можно сделать вывод о том, что цивилизация характеризуется непосредственно культурным развитием общества, а также определенным культурным уровнем непосредственно у личности, которая является частью этого общества. Адам Фергюсон выделяет как основу цивилизации классовое разделение в обществе, то есть разделение общества на слои, где существует властный элемент и те, кто обязаны ему подчиняться. Следовательно, выделяется такой элемент как управление и принуждение со стороны правящих классов. А наличие аппарата принуждения со стороны государства уже говорит о том, что государство является цивилизованным и проходит все стадии своего развития.
Понятие цивилизация является одним из основополагающих понятий в гуманитарно-социальной науке, которое служит отправной точкой для характеристики других понятий. С развитием общества понятие цивилизации трансформировалось, его грани стирались, и оно постепенно переросло в основополагающую единицу в современном гуманитарно-социальном комплексе наук, которой достаточно трудно дать четкое определение.
В обыденной жизни термин цивилизация употребляется эквивалентом слова культурный и чаще используется как прилагательное (цивилизованная страна, цивилизованный народ). Научное понимание цивилизации связано со спецификой предмета исследования, то есть напрямую зависит от той области науки, которая раскрывает это понятие: эстетика, философия, история, политология, культурология.
Характеризуя понятие «цивилизация» необходимо рассмотреть его соотношение с понятием «культуры», поскольку на начальном этапе данные понятия выделялись как тождественные. Их соотношение можно рассмотреть, характеризуя этапы становления соотношения между цивилизацией и культурой.
Первым этапом можно рассматривать период от первобытно-общинного строя до средних веков. Культура и цивилизация не разведены, культура рассматривается как следование человека за космической упорядоченностью мира, а не как результат его творения.
Второй этап охватывает собой период возрождения. Культура впервые связалась с индивидуально-личностным творчеством человека, а цивилизация – с историческим процессом гражданского общества, но несовпадений еще не возникло.
Третий этап подразумевает под собой эпоху просвещения и затрагивает новое время. Культура – индивидуально-личностная, одновременно общественно-гражданское устройство общества понятия наложились друг на друга. Европейские просветители использовали термин «цивилизация» для обозначения гражданского общества, в котором царит свобода, равенство, образование, просвещение, то есть цивилизация использовалась для обозначения культурного качества общества понимание Морганом и Энгельсом цивилизации, как стадии развития общества вслед за дикостью и варварством, то есть начало расхождения понятий[5].
Четвертый этап характеризует период новейшего времени. Культура и цивилизация разведены, не случайно уже в концепции Шпенглера культура и цивилизация выступают как антиподы.
Следовательно, можно сказать, что понятие цивилизации и культуры есть нетождественными понятиями, поскольку культура – это то, что складывается в обществе, а цивилизация есть процессом развития государства.
Давая общее понятие цивилизации можно сказать, что цивилизация – это ступень общественного развития материальной и духовной культуры, связанная с разделением труда, рационализацией производства, потребления и распределения, формированием гражданского общества.
Характеризуя понятие «цивилизация», необходимо охарактеризовать и различные типы цивилизаций. Можно классифицировать цивилизации по типу.
1. По типу хозяйственной деятельности
· Земледельческая
· Индустриальная
2. В зависимости от контакта с другими цивилизациями
· Открытые (экстравертные), то есть стремящиеся к расширению своих пределов
· Закрытые (интравертные)
3. В зависимости от двух главных противостояний в мировой истории
· Восточная
· Западная
· Промежуточная
4. В зависимости от способа производства
· Первобытная
· Рабовладельческая
· Феодальная
· Буржуазная
· Социалистическая
Но в настоящее время все чаще современные исследователи кладут в основу классификации цивилизации культуру. И, исходя из этого, выделяют традиционную и техногенную цивилизации.
Для техногенной цивилизации характерно:
1. Особое представление о природе, природа – это сфера приложения сил человека («природа – не храм, а мастерская и человек в ней работник»);
2. Человек рассматривается как активное существо, призван преобразовать мир, наиболее ярко в марксистской идеологии, не случайно один из критиков марксизма Р. Арон назвал марксизм не идеологией пролетариата, а доктриной промышленного прогресса;
3. Направленность деятельности человека вовне, то есть соответственно на преобразование предметов, а не самого себя;
4. Акцент на технико-технологическую оптимальность развития техники и технологий[6].
Для традиционной:
1. Невмешательство в природу, человек – созерцатель, он не навязывает свою волю миру, не преобразовывает его, а пытается слиться с ритмами;
2. Направленность человека на самосовершенствование;
3. Направленность развития техники и технологии на автономию личности и т.д.
Таким образом, современная техногенная цивилизация, которая все более приобретает самодовлеющий характер, сопровождается утратой человеком власти над техническим прогрессом и его последствиями. Агрессивность технического вмешательства человека в природу породила одну из острейших проблем современной цивилизации – глобальный экологический кризис.
Термином «цивилизация» обозначают не только определённый этап в развитии человечества и культуры, но и отдельные культуры, достигшие этого этапа. Локальная цивилизация – это цивилизация какого-либо региона, народа, страны, вполне самостоятельная, самодостаточная. Историки вводят различные деления локальных цивилизаций: по уровню развития (аграрная, индустриальная и т. д.), по характерным чертам экономики (например, торговые), по географическому положению (речные, морские и т. д.)[7].
Понятие локальной цивилизации играет важную роль в так называемом цивилизационном подходе к мировой истории. Согласно этому подходу, всемирно-исторического прогресса не существует.
Отдельные культуры или цивилизации проходят разные этапы в своём развитии независимо друг от друга, по собственным закономерностям. При этом естественным является как расцвет, так и упадок культур. Основной стержень подавляющего большинства локальных цивилизаций, их «сверхценность», составляют религиозные системы. Так,сверхценность русской цивилизации – православие. Цивилизационный подход в наше время довольно популярен и на равных соперничает со всемирно-историческим. Его родоначальниками были русский философ Николай Яковлевич Данилевский (1822 – 1885)и немецкий историк и философ Освальд Шпенглер (1880 – 1936). Последний, кстати,по-своему определял цивилизацию. Для Шпенглера цивилизация – культура в стадии упадка, когда основные её силы сосредоточиваются в городах и она начинает разлагаться. Но такое определение цивилизации не прижилось в науке даже среди сторонников Шпенглера.
Рядом ученых был разработан цивилизационный подход к развитию государств. С позиции цивилизационного подхода история человечества – это история рождения, развития и угасания замкнутых, локальных цивилизаций.
Каждая из цивилизаций своей основой имеет духовное начало, своеобразную религию и культуру, национальную психологию. А. Тойнби, один из разработчиков цивилизационного подхода, включал в число локальных цивилизаций египетскую, китайскую, эллинскую, западную, православную, мексиканскую и другие цивилизации, который породили соответствующий только им исторический тип государства.