Понятие государства, его признаки и сущность. Отличие государства от иных типов (форм) организации общества.

Государство- это политико территориальная , суверенная организация публичной власти,издающая законы, взымающая налоги и делающая свои веления общеобязательной на всей территории страны.

Признаки гос-ва (наиболее характерные черты, присущие тому или иному понятию, явления, отличающие его от др понятий)

1)суверенитет, 2)территориальный принцип осуществления власти, 3)особая публичная власть, 4)неразрывная связь с правом, 5) взимание налогов, 6) Гос принуждение.

1) Суверенитет государства означает его верховенство внутри страны по отношению к любым другим источникам социальной власти. Суверенитет включает также независимость государства от иных государств, в проведении внутренней и внешней политики.

2)Осуществление власти по территориальному принципу проявляется в том, что каждое государство "привязано" к территории, определенной государственными границами. Территория – это часть земного пространства в пределах гос границы, которая включает в себя сушу, воды, недра под ними, воздушное пространство над ними, на которые распространяется гос власть.

3)Особая организация публичной власти выражается в том, что государство представлено специальным, выделенным из общества аппаратом управления. Этот аппарат действует на профессиональной основе, официально выступает от имени всего общества и содержится за счет налогов и сборов с населения.

4)Неразрывная связь государства с правом проявляется в том, что оно основывает свою организацию и деятельность на праве. Юридические нормы определяют устройство государственной власти, компетенцию органов, порядок их работы, взаимоотношения друг с другом и т.п.

5) Налогообложение также составляет один из основных признаков государства, поскольку без налогов, других обязательных платежей государство не может содержать свой аппарат

6) Гос принуждение возможность лишить граждан высших цен­ностей, каковыми являются жизнь и свобода, определяет особую действенность государственной власти.

Сущность государства — смысл, главное, глубинное в нем, что определяет его содержание, назначение и функционирование. Основополагающим в государстве являются власть, ее принадлежность, назначение и функционирование в обществе.

1)Так, сторонники теории элит считают, что народные массы не способны осуществить власть, управлять общественными делами, что государственная власть должна бесконтрольно принадлежать верхушке общества — элите до тех пор, пока одну властвующую элиту не сменит другая. (Макиавелли, Парето, Моска)

2)К теории элит примыкает и во многом с ней созвучна технократическая теория. властвовать, управлять могут и должны профессионалы-управленцы, менеджеры. Только они способны определять действительные потребности общества, находить оптимальные пути его развития.

3)Многочисленные приверженцы различных разновидностей демократической доктрины исходят из того, что первоисточником и первоносителем власти является народ, что государственная власть по своей природе и сути должна быть подлинно народной, осуществляться в интересах и под контролем народа. Н-р теория плюралистической демократии (Дарендорф, Даль) «каждый человек в государстве в отдельности или в составе групп, объединенных по различным основаниям, имеют определенную часть полит. власти и участвуют в управлении государством, направляют ео деятельность для удовлетворения своих интересов.

4) Классовая теория (Маркс, Энгельс, Ленин) доказывает, что политическая власть принадлежит экономически господствующему классу и используется в его интересах. Отсюда усматривается классовая сущность государства как машины (орудия), посредством которой экономически господствующий класс становится политически господствующим, осуществляющим свою диктатуру, т. е. власть, не ограниченную законом и опирающуюся на силу, на принуждение.

5) Теория солидаризма (Леон Буржуа, Леон Дюги) Управление обществом на основе правил соц солидарности, понимаемую как взаимную зависимость, соединяющую между собой, в силу общности потребностей и разделения труда, членов рода человеского.

В демократическом государстве более значимой становится общесоциальная сторона. Следовательно, анализ сущности государства требует учета обоих начал. Игнорирование любого из них сделает характеристику этой сущности односторонней.