Конституция ФРГ 1949 г.
Первый раздел Конституции посвящен правам человека: провозглашалась «ненарушимость человеческого достоинства», «непри-косновенность» и «неотчуждаемость» прав человека (право на жизнь, личную неприкосновенность, равенство всех перед законом, право на петиции, свобода вероисповедования и совести, свобода выражения мнений, свобода собраний, союзов и обществ, тайна переписки, неприкосновенность жилища и т. п.).
Что же касается защиты социально-экономических прав, то
в Конституции они не получили большого развития, т. к. это закреплялось в земельных конституциях.
Основной закон определял государство ФРГ как демократическое, социальное и федеративное. Провозглашался принцип народного суверенитета и разделения властей.
ФРГ объявлялась федерацией земель, каждая из которых имеет свои конституции, свой парламент (ландтаг), правительство, свои административные и судебные органы, особый бюджет, а также свое гражданство и территорию и границы. Однако федеральное право имело приоритет над земельным.
Органом народного представительства являлся Бундестаг, который избирался на четыре года на основе всеобщих и прямых выборов при тайном голосовании лиц, достигших 18-летнего возраста.
Он являлся высшим органом законодательной власти и имел полномочия по утверждению бюджета. Бундестаг избирает главу правительства – канцлера, который нес перед ним ответственность, и в качестве контрольного органа имел право вызвать на свои заседания любого члена федерального правительства, назначить следственную комиссию. Он обладал правом вето в отношении канцлера, вместе с которым предусматривался и автоматический уход в отставку правительства.
Бундесрат –орган представительства членов правительства земель, действовавший как постоянно действующий орган, решения
в котором принималось большинством голосов. Через него земли участвовали в законодательстве и в управлении федерации: принятые бундестагом законы направляются на согласование бундесрата. Согласие бундесрата требовалось при изменении Конституции и границ земель, а также финансовых законов, если они затрагивали интересы земель. Бундесрат получил широкие права и в области управления, затрагивающих интересы земель.
Президент – глава государства, который избирается на
пять лет особым органом – Федеральным собранием, состоящим из членов Бундестага и такого же числа делегатов земель, избираемых ландагом. Президент выступает как представитель Республики
во внешних сношениях, хранитель конституционного строя, назначает и смещает федеральных судий, некоторых федеральных служащих,
«в отдельных случаях» обладает правом помилования, промульгирует принятые законы. Однако он лишен права командования вооруженными силами, которое возлагалось на министра обороны, а во время войны – на канцлера.
Федеральное правительство возглавляет канцлер – лидер партии большинства в Бундестаге. Канцлер формирует кабинет министров, направляет внутреннюю и внешнюю политику и несет в этом плане ответственность лишь перед Бундестагом. Правительство пользуется законодательной инициативой, осуществляет делегированное законодательство, осуществляет контроль за исполнением землями федеральных законов, а «для борьбы с опасностью, угрожающей существованию или свободному демократическому строю федерации или какой-либо земли», мог подчинять себе полицейские силы
земель.
Федеральный конституционный суд выбирается Бундестагом и Бундесратом и возглавляет судебную систему ФРГ, одновременно выполняя функции конституционного суда. Он обладает правом признать ту или иную партию или организацию «противоконституционной», рассмотрения конфликтов федерации и земель, споров об объеме их прав и обязанностей. По закону 1969 г. он получил право рассмотрения дел по искам всех лиц, которые считают неконституционными действия государственных властей.