Каноническое право

Каноны (греч. – «правило») означали церковные нормы или правила, которые в течение первых пяти веков существования христианства определяли нормы религиозной жизни общин (отсюда – каноническое право, содержащееся в церковных канонах,
в противоположность императорским законам). Каноны регулировали структуру литургического календаря, устанавливали формы и церемонии святого причастия и крещения, предписывали детали времени поста и празднования религиозных праздников и т. п. Каноническое право – это постановления, исходящие от церковной власти, в отличие от светской.

Источниками канонического права являлись: 1) Новый завет. (Ветхий завет – Библия – как источник права имел ограниченное применение); 2) Учение двенадцати апостолов (работа составлена
в Сирии в III в.); 3) Постановления апостолов (составлены в Сирии в IV в. и содержали извлечения из учения 12 апостолов и постановлений церковных соборов); 4) Постановления церковных соборов, состоявших из 85 правил и изданных на греческом языке в IV и V в.; 5) Латинские переводы постановлений вселенских и поместных соборов и сборники постановлений, появившихся в V веке. (Наиболее известный сборник римского монаха Дионисия, написанный около 500 г.); 6) сборник постановлений церковных соборов и папских декреталий VII в., появившийся в Испании и приписываемый монаху Исидору («Лжеисидоровы деклетарии»); 7) римское право.

Постепенно каноническое право становится не только важным элементом христианской религиозной жизни, но и автономной правовой системой. Его стали преподавать в первых европейских университетах,
в частности, в Болонском. Это вызвало множество трактатов и комментариев по каноническому праву. Около 1140 г. появляется трактат, который потом занял первенствующее место среди подобных ему сборников канонического права. Он принадлежал Грациану (являлся преподавателем права в одной из юридических школ, возможно,
в Болонье) и назывался «Согласование разноречивых канонов» или «Гармонии противоречивых канонов». Впоследствии трактат был назван в честь автора – «Декреты Грациана» или «Книга Грациана». Название отражает цель автора: урегулировать различающиеся канонические традиции и неписаные законы и изложить в последовательную и единую систему. В декрете излагались руководящие правила или каноны церковного права. Каждый канон снабжался ссылками на источники, откуда оно было заимствовано и выведено: священное писание, постановление соборов или папские декреталии.

«Декреты Грациана» быстро стали стандартным учебником
в юридических школах, изучающих каноническое право. Поскольку изучение канонического права по Грацианову учебнику начало привлекать постоянно увеличивающееся число студентов, создание новых правовых норм также продолжалось и ускорялось. В 1234 г. папа Григорий IХ издает официальный сборник руководящих правил (канонов), составленных после «Декретов Грациана». Сборник состоял из
пяти частей: в первой говорилось о церковных судах и их юрисдикции;
во второй – речь шла о судопроизводстве; третья – повествует
о привилегиях клира; четвертая – рассматривает семейное право;
пятая – о преступлениях. Такой порядок изложения стал применяться и
в других папских декреталиях, появившихся в 1298, 1317 и 1583 г.
При папе Григории ХIII в 1583 г. появляется переработанное издание «Декрета Грациана», дополненное новыми канонами и получившее название Свода канонического права.

Каноническое право оказало влияние и на частную, и на общественную жизнь средневековой Европы. Несмотря на то, что правомочия и юрисдикция канонического права, как правило, были неясны, тем не менее, оно, благодаря судебной практике церкви, проникало в частную жизнь человека. В средние века такие стороны жизни человека, как мышление и поведение, рассматривались не как исключительно личные, а подлежащие надзору со стороны церкви. Под тотальным контролем церкви и их служителей находились религиозные и политические убеждения граждан. Церковь настаивала на своем праве контролировать поведение прихожан от рождения до смерти. Например, в компетенцию церковных судов входило заключение брака или его расторжение, контроль над сексуальными отношениями, коммерческой и финансовой деятельностью, установление времени труда и его условий, необоснованная праздность, желания и соблазны (греховность), похороны умерших, а также подделка мер и весов, фальшиво-монетничество, ростовщичество, лжесвидетельство.

Помимо гражданской юрисдикции, каноническое право регули-ровало и сферу уголовного права: прелюбодеяние, гомосексуализм, блуд, многобрачие, изнасилование, кровосмешение и проституция.

Значительное влияние каноническое право оказывало и на некоторые аспекты торговли и финансовой деятельности. Канонисты разрабатывали механизм проведения экономической политики, принятой церковью. Одним из таковых принципов нравственной экономической политики был вопрос о справедливой цене. Согласно этому принципу, цена товара может быть определена справедливо только непосредст-венно на рынке. Справедливой признавалась цена, которую готов уплатить покупатель, и на которую согласен продавец.