Власть римских пап и устройство церкви

 

В первые три века христианства папы избирались духовенством и народом, затем это право присвоили себе византийские императоры и западноевропейские короли. Папы стремились оградить вмешательство светских властей путем наложения на них анафемы или другими путями (например, даже издается декрет, что папы сами себе назначают преемников).

13 апреля 1059 г. папа Николай II уничтожает последний остаток демократического устройства церкви: на Латернаском соборе принимается новый закон о папском избрании. Отныне папы стали выбираться кардиналами, составлявшими епархиальный капитул римской епископской церкви (28 кардиналов-пресвитеров и 18 карди-налов-диаконов римских церквей). Выборы производились по назначению кардиналов, и вне Рима (правда, до конца ХII в. германские императоры еще сохраняли за собой право утверждать пап).

С 1274 г. папы стали выбираться конклавом. Папой могло быть избрано любое совершеннолетнее лицо, любой национальности.
С 1378 г. устанавливается правило, что папы избираются только из кардиналов, а с 1522 г. – папский престол могли занимать исключительно итальянцы.

Выборы производились в конклаве (бук. «закрытый зал») на десятый день после кончины папы. По закону 1274 г. конклав должен был состоять из одного зала, имевшего один вход, который запирался после того, как кардиналы соберутся. Кардиналы могли покинуть конклав лишь после избрания папы; до того времени всякое общение их с внешним миром воспрещалось. Даже пищу им передавали через окно.

Выборы пап происходили по большинству двух третей голосов; подача голосов была письменной и тайной. Сначала происходили «пробные» выборы, во время которых выяснялись взаимные отношения партий. Затем приступали к окончательным выборам. Если никто из кандидатов не получал необходимого числа голосов, то после полудня назначались добавочные выборы, при которых голоса подавались лишь за лиц, внесенных уже в список кандидатов, с той особенностью, что никто не должен вотировать в пользу того кандидата, за которого он уже подал голос. Если и эти выборы не приводили к желанному результату, то на другой день составлялся новый скрутиний, т. е. новые
выборы и т. д.

Избранный папа объявлял имя, которое он намеревается носить, затем в ризнице облачался в папское одеяние и принимал поздравления и приветствия от кардиналов. Вслед за тем новоизбранный папа
с балкона является народу. В тот же день или несколько дней спустя следовало торжественное посвящение и коронование, или интронизация, нового папы, и с этого времени начинался отсчет его правления.

Постоянной резиденцией пап с 1377 г. стал Ватикан – одно из названий семи холмов, на которых расположен Рим.

Теория папской власти сложилась не сразу и прошла сложный и противоречивый путь. Папы получили право издавать законы, имевшие значение для общецерковных действий. По своей форме они подразделялись на буллы и бреве.

Буллы (бук. «печать», «капсула» с печатью) издавались в наиболее важных случаях и содержали как папскую милость (в этом случае печать привешивалась на желтых или красных шелковых шнурках), так карательные санкции (печать на серой пеньковой веревке). Писались они, как правило, на пергаменте, латинским языком и готическим шрифтом. К каждой булле привешивалась оловянная печать римской церкви, на лицевой стороне которой изображены апостолы Петр и Павел, а на оборотной – имя современного папы.

Бреве («короткий») – специальное письменное послание папского двора по менее важным вопросам. Писались, как правило, на бумаге или на тонком гладком пергаменте на латыни. Составлялись в апостольском секретариате, запечатывались папскою печатью и подписывались кардиналом-секретарем. Подразделялись на открытые и закрытые.

Папы сосредоточили в своих руках власть по замещению церковных должностей, и, как уже говорилось, претендовали на светскую власть. Церковь вершила судебные дела через трибуналы. Высшей же судебной инстанцией являлся папа, который принимал жалобы на решения церковных и светских (по делам папских вассалов) судов. Папы получали большие доходы с Папской области, а также от «динария святого Петра», который уплачивали некоторые страны. Папе поступали доходы и от индульгенций и за назначение на церковные должности.

Церковь организовывалась на началах строгой иерархии. Во главе ее стоял римский папа, а коллегия кардиналов (лат. «кардо» – «дверной крюк»; другая транскрипция этого слова происходит от широкого воротника на одеянии кардинала) помогала ему в управлении церковью. Свое положение кардиналы приобрели постепенно: в V-ХI в. так назывались духовные лица, занимавшие постоянные места при приходских церквах, которые были связаны со своими местами, «как дверь соединена с крюком, на котором висит». В Риме кардиналы приобретают все большее значение, управляя в городском округе главным храмом, а ее настоятель и назывался кардиналом. Кардиналы-священники и кардиналы-диаконы стали присутствовать в совете папы,
а потом и при их избрании. Они носили титулы по именам храмов и капелл, при которых они находились. В своих и подчиненных им церквах они имели епископскую юрисдикцию и множество других привилегий.

Кардиналы назначались папой сначала в тайном, а впоследствии
в торжественном заседании консистории. Вместе с папой кардиналы образуют священную коллегию, деканом которой является старейший кардинал – епископ. Образуя папскую консисторию, они помогают ему
в важнейших делах. Для заведования определенным кругом дел из них создаются комиссии, называемыми конгрегациями. (Конгрегации (союз, братство, собрание) – религиозное братство, от членов которых требовалось лишь участие в каком-либо деле, например, в богоугодном).

Консистория (лат. «место собрания») – собрание кардиналов
в присутствии папы. Они бывают тайными или обыкновенными, публичными или чрезвычайными. Первого рода консистории предназначались для обсуждения наиболее важных вопросов церковного управления (замещение епископских кафедр или учреждение новых кафедр, назначение кардиналов). Второго рода – при торжественных аудиенциях.

Для обсуждения и разрешения вопросов и дел вероучений, религиозно-нравственной жизни, устройства, управления и дисциплины христианских обществ, созывались церковные соборы, состоящие, как правило, из высших представителей духовенства. Постепенно папы и на них заняли главенствующее положение. Собор по-латыни звучит как консилиум, что обозначает путь, по которому вместе приходят к одной цели. Они подразделялись на вселенские и поместные. Вселенские соборы являлись чрезвычайными собраниями пастырей и учителей церкви, иерархическое представительство всех поместных самостоя-тельных церквей. Они созывались для утверждения истин вероучения и для разрешения общецерковных вопросов. (Первым таким собором является Никейский 325 г.). В ХII-ХIV в. сложился особый тип католических соборов, которые по своему составу и по содержанию деятельности заключают в себе признаки общих соборов этой церкви. Поместные или частные называются собранием епископов и других иерархов какой-либо одной местной, самостоятельной или вероисповедной церкви, или какой-либо определенной страны или области для разрешения вопросов и дел, возникающих в ее пределах касательно вероучений, строя, управления и дисциплины.

Западные христианские страны подразделяются на епископства и архиепископства. Епископы стали избираться капитулами – коллегиями духовных лиц, состоящих при епископе и его кафедре. Епископский округ назывался диоцезом. Капитулы получили известное влияние на управление диоцезом и имели своих должностных лиц, в особенности для управления значительным имуществом.

Права епископа были обширными: он предоставлял священникам места, благословлял новых настоятелей монастырей, лишал священнослужителей сана за совершенные преступления. Он также вел расследования по делам о ереси, ведал делами опеки и благотворительности, наблюдал за состоянием образования.

Усложнение управления епископскими диоцезами вызвало появление должности архидиакона (диакон – «служитель») как ближайшего помощника епископа. Они также разбирали судебные дела, возникавшие в диоцезе. Как правило, архидиаконов было несколько, и потому диоцезы делились на архидиаконские округа. Кроме них, с конца ХII в. епископы стали назначать себе официалов и генеральных викариев. По решению Тридентского собора ХVI в. должности архидиаконов были упразднены.

Церковные приходы возглавлялись священниками, называвшимися
в европейских странах по-разному: деканы, ректоры, капелланы, кюре и т. п. Все они назначались епископами, но иногда и местными сеньорами, именовавшимися патронами прихода.

Наряду с приходским или белым духовенством, существовало и монашество (черное духовенство). Монашество возникло на Востоке, оттуда перешло и на Запад Европы. Вырабатываются монашеские уставы, среди которых самым известным стал устав папы Бенедикта Нурсийского (480-543 г.). Он точно установил устройство монастырского общежития, и сверх трех обычных обетов (нестяжания, целомудрия и повиновения), требовал обета «постоянства», обязывающего монахов
к пожизненному пребыванию не только в их звании, но и в том монастыре, куда они вступили послушниками. Иноки, принявшие его устав, получили название бенедиктианцы, образовав одноименный монашеский орден, ставший с VI в. одним из самых многочисленных монашеских орденов.

Монахи и монастыри на первых порах выступили против феодальных междоусобиц («божий мира»). Появляется направление аскетизма – одно из отличий монастырской жизни и со строгой дисциплиной. Монастыри заводят духовные школы, воспитанники которых приучались к беспрекословному повиновению и аскетизму. Такое монастырское движение получило потом наименование клюнийского, названного от монастыря Клюни в Бургундии, основанного в 910 г. и заимствовавшего бенедиктинский устав.

Среди многочисленных монашеских орденов особо выделились францисканцы и доминиканцы. Нищенствующий орден францисканцев был основан Франциском Ассизским (1182-1226 г.), устав которого был утвержден папой в 1223 г. Его деятельность быстро распространилась на всю Европу. Францисканские проповеди со своим нравственно-практическим направлением проникали во все слои населения.
В религиозной области они вместе с доминиканцами получили право инквизиции в отношении еретиков, а в области политической – вели борьбу с противниками пап. Они также занимались сборами в пользу Рима. Орден доминиканцев назван в честь его основателя Доминика (1170-1221 г.) и в 1220 г. объявлен «нищенствующим». Главная задача ордена состояла в миссионерской деятельности между неверными. Вместе с тем, его члены ревностно занимались школами (позднее их оттеснили от этого рода деятельности иезуиты), проповедями и богословием (из ордена вышли такие замечательные ученые, как Альберт Великий и Фома Аквинский). Монахи обращались и к помощи меча, являясь внешними охранителями правоверия. Недаром они заведовали цензурой и вершили дела инквизиции. В эпоху наибольшего расцвета ордена в его рядах насчитывалось до 150 000 членов, находившихся в 45 провинциях.

В 1540 г. Игнатий Лойола учреждает орден иезуитов, названный его основателем «Обществом Иисуса» (от Иисус – Jesu – и название). Орден сразу же становится главной опорой папства против реформации, превращаясь в оплот клерикализма и реакции. Активно участвовал
в инквизиции, боролся против идей государственной централизации, занимался воспитанием молодежи в духе католицизма. Сами члены ордена свою мораль называли «приспособительной», что давало право широко толковать основы религиозной нравственности. Их девиз:
«цель оправдывает средства», и потому нравственная теория иезуитов оправдывала обман, лож, клятвопреступление.

Существовали и военно-рыцарские ордена. Например Тамплиеров (франц. «храм»), созданный в Иерусалиме около 1118 или 1119 г. французскими рыцарями для защиты паломников и упрочения государства, основанного крестоносцами в Палестине и Сирии. Название получил от находившейся вблизи церкви, построенной по преданию на месте храма Соломона. Отличием членов ордена было ношение белого плаща с красным крестом. Тамплиеры принимали активное участие
в крестовых походах и стали наиболее организованной военно-политической силой. Тамплиеры в ХIII в. становятся крупнейшими банкирами, к услугам которых прибегали многие короли Европы. Обосновались во Франции. Боясь их могущества, король Филипп IV запрещает деятельность тамплиеров. В 1312 г. папа Климент V окончательно упраздняет орден тамплиеров.

Одним из военно-рыцарских орденов был и Ливонский (1237-1562 г.) в Восточной Прибалтике, как филиал Немецкого, или Тевтонского, ордена. Как известно, именно этот орден осуществил крестовый поход против Руси и в 1242 г. был разбит новгородцами под предводительством Александра Невского.

Реформация привела к изменению церкви и ее организации. Устройство церковного управления у лютеран (от немецкого реформатора Лютера), например, состояло из трех классов: магистрату, как высшей гражданской власти, принадлежит авторитет и сила; учителям – влияние на развитие церковно-гражданских постановлений государственной власти и занятие церковно-управлен-ческих должностей; обществу – право согласия или несогласия
с распоряжениями должностных лиц. Представителю высшей государственной власти принадлежит право учреждения внешней церковной организации и назначения высших должностных лиц церковного управления (супер-интендантов, пробстов, генеральных и провинциальных консисторий). Консистории («место собрания») состояли наполовину из духовных, наполовину из светских лиц.

Вводятся должностные лица для надзора – визитаторы (бук. «видеть»). Такой вид надзора в среде христианской церкви существовал еще при апостолах. Затем это средство надзора практиковали епископы лично или через особых должностных лиц. Визитаторы периодически обозревали приходские церкви, наблюдали за прихожанами и т. п.

Швейцарский реформатор Цвингли (1484-1531 г.) передал управле-ние делами церкви городскому совету. Другой известный церковный реформатор Кальвин (1509-1564 г.) признавал субъектом церковно-правительственной власти общину верующих. Согласно его учению она состояла из пасторов – для проповеди и совершения таинств; учителей, которые должны объяснять священное писание; пресвитеров (греч. «старший») – с целью надзора за нравственным поведением прихожан; диаконов – для ведения благотворительности. Пасторы и пресвитеры относились к духовенству и образовывали консисторию для церковного управления, а также следя за дисциплиной и ведая семейными делами. Центральная организация над общинами Кальвином отрицалась.