Глобальные проблемы и международное сотрудничество.

К глобальным относятся проблемы, которые: а) охватывают весь земной шар; б) создают угрозу существованию человечества; в) требуют для своего решения совместных усилий всех стран и народов. Глобальные проблемы включают энергетическую, сырьевую, продовольственную, демографическую, проблемы биологиче­ского разнообразия и глобального потепления, мирного освоения космоса и богатств мирового океана, преодоления экономической отсталости развивающихся стран, ликвидацию опасных болезней, а также предотвращение термоядерной войны.

Структура мировой политики в течение более чем трех столетий была основана на анархической системе суверенных национальных государств, разрешавших конфликты и территориальные споры посредством дипломатических соглашений, государств, выше которых не было никакой власти. Государства были не единственными факторами, действовавшими на мировой арене, но тра­диционно они были доминирующими образованиями, устанавливавшими правила и нормы, посредством которых осуществлялись взаимодействия с остальными участниками.

Сегодня гасударственно-центричный мир, разрабатывавший свою собственную иерархию, основанную на способе распределения военных, экономических и политических ресурсов, утрачивает свое доминирующее положение. Возникает сложный многоцентричный мир, включающий в себя множество различных относительно автономных в рамках своей юрисдикции негосударственных факторов, не обладающих суверенной властью. В числе таковых следует указать транснациональные компании, международные правительственные и неправительственные организации, этнические меньшинства, преступные группы, профессиональные общества, политические партии, религиозные движения и т.д.,

Произошедшие изменения в мировой политике способствовали и процессу глобализации мировой экономики. Этому способствовало, в частности, возникновение новых типов организации производства. Появление специализированных рынков высокотехнологичных секторов производства
вытесняет с ведущих позиций крупные предприятия, выпускающие стандартизированную продукцию, которая не может больше. Происходит реструктурирование капиталов, служащее целям повышения эффективности их функционирования на мировых рынках. Капиталы становятся все более интернационализированными. То есть, производство, капиталы, рабочая сила, финансовые рынки находятся под воздействием глобализации, достигающей того уровня, когда финансисты, предприниматели, рабочие и потребители оказываются в значительно мере вовлеченными в единую сеть мировой экономики.

Необходимость оказания помощи бедным странам, определяя ее как своего рода "страховку" от социального взрыва. Социальные потрясения, которые могут произойти в бедных государствах, в состоянии привести к непредсказуемым последствиям и повлиять на ситуацию в развитых странах. В этой связи стратегия ООН и ряда других международных организаций в отношении развивающихся стран претерпела в последние десятилетия определенные изменения. Опыт реализации стратегии их экономического развития, предложенный ООН на 60 -70-е годы, дал мало позитивных результатов, поскольку сами программы, подготовленные в технократическом духе, уповали лишь на возможности науки и техники и не предусматривали широких социальных преобразований. Учитывая все это, в международную стратегию развития на 80 - 90-е годы был включен специальный раздел "Социальное развитие", в котором перед каждой страной ставились задачи сокращения бедности, расширения занятости и осуществление права на труд путем ускорения темпов экономического роста и т. д. Реализация этих программ связывается с утверждением нового международного экономического порядка.

Эти изменения привели к проведению в 1964 году конференции под эгидой комиссии ООН по торговле и развитию (ЮНК-ТДД), где было заявлено о необходимости установления нового международного экономического порядка. На этой конференции все государства в принципе согласились увеличить помощь странам третьего мира, выровнять растущее неравенство путем торговли, дать развивающимся государствам больше рычагов власти в рамках органов глобального управления. В действительности, однако, немногие из этих инициатив были введены в действие и, как мы видим, сегодня международный экономический порядок в общем стал более неупорядоченным и децентрализованным.

Наряду с задачами преодоления экономического отставания развивающихся стран большое место в деятельности между­народных организаций занимает решение продовольственной проблемы. Среди организаций, входящих в состав ООН, данными проблемами занимаются продовольственная и сельскохозяйственная организация (ФАО), Всемирный продовольственный совет, Экономический и Социальный совет ООН и его региональные комиссии и другие организации. Они осуществляют разработку проектов тех­нической помощи и ее оказание (что спасло от голодной смерти уже десятки миллионов людей), выполняют задачи координации и наблюдения за положением с продовольствие, содействуют развитию сельского хозяйства.

Важную роль играют международные организации в решении энергетической проблемы. Среди них - Международное агентство ООН по атомной энергии (МАГАТЭ) и другие международные организации. Они занимаются не только текущими вопросами развития энергетики, но и проблемами глобального развития. Подго­тавливаемые ими с помощью методов глобального моделирования прогнозы позволяют полнее представить будущее энергетики и последствия возможных решений по развитию энергетической отрасли.

Главной проблемой современности считается проблема обеспечения мира. Ключевая характеристика этой проблемы заключается не только в том, что это вопрос о возможности продолжения жизни человечества. Дело еще и в том, что ассигнования и затраты на вооружения сокращают возможности для выделения средств и ресурсов, которые необходимы для решения других глобальных проблем.

Вопросы разоружения, региональных конфликтов, другие аспекта проблемы войны и мира регулярно рассматриваются на Генеральной Ассамблее ООН как наиболее представительном из всех ее главных органов, а также на заседаниях Совета Безопасности. Совет Безопасности располагает определенными правами. Так, он может потребовать от стран - членов ООН введения эко­номической или дипломатической блокады отдельных государств и даже вправе предпринимать соответствующие действия с использованием вооруженных сил ООН В целях повышения эффективности своей деятельности ООН сотрудничает со многими правительственными и неправительственными организациями. Серьезные усилия предпринимаются в последние годы по решению глобальных проблем на региональном уровне такими региональными организациями, как, например, Европейский Союз (ЕС), Организация американских государств (ОАГ)5 Североамериканская ассоциация свободной торговли (НАФТА), Организация Африканского Единства (ОАЕ)ит.д.

Глобальное производство и условия жизнедеятельности изменили баланс экосистемы. Постоянный рост потребления энергии и сырья приводит к увеличению масштабов интенсивности воздействия на природную среду. Это в свою очередь приводит к таким негативным для планеты в целом явлениям, как загрязнение атмосферы, почвы и воды, изменение природных биогеохимических круговоротов, возникновение парникового эффекта, постепенное разрушение озонового слоя.

Последствия этих и других тенденций приобрели комплексный характер. Поскольку нормальный баланс естественной среды организовывался циклически, то нарушение баланса имеет результатом появление деструктивных циклов, которые по мере своего развертывания становится все труднее прервать.

Стремительный рост населения, оказывающий сильнейшее давление на естественную среду обитания, становится также серьезнейшей проблемой для социальной среды, не только подавляя адаптивные способности тех политических систем, которые сталкиваются с этими проблемами, но и ставя новые вызовы перед миром в целом.

Ухудшение состояния среды и сохранение экономических моделей, сориентированных на безудержный рост, таит в себе опасность развития и таких тенденций. При этом основное бремя ответственности при столкновении с возможностью глобальной экологической катастрофы будет возложено на развивающиеся страны.

Бессмысленными и в значительной мере циничными выглядят со стороны развитых государств предложения просто отказаться странам развивающегося мира от заданных темпов индустриального развития, исходя из опасений подвергнуть огромному риску уничтожения среду обитания.

Эрозия фактора территориальности, усиление комплексной взаимозависимости, интеграция капиталов, масштабы разрушения окружающей среды и проблема нарастающего бремени прогрессирующей в глобальном масштабе бедности ставят вопрос о необходимости беспрецедентного планетарного уровня кооперации.

 

8 Политическая партия: основные признаки, структураи