Законодательный процесс в России.

 

 

Принятие нормативных правовых актов – длительный процесс, проходящий ряд стадий. Основные из них: разработка текста нормативного акта, его принятие компетентным субъектом, опубликование и вступление в силу. Указанные стадии обычно закрепляются нормативно.

Рассмотрим их на примере законотворческого процесса – процесса принятия федерального закона.

Процедура принятия закона включает в себя две самостоятельные стадии (части): предварительная и стадия непосредственного принятия.

Первая стадия состоит из ряда последовательных действий: постановка вопроса о необходимости принятия закона,принятие решения о его разработке, разработка проекта соответствующими субъектами (здесь возможны и альтернативные проекты), согласование, обсуждение, внесение дополнений в проект и т.д. К сожалению, эта стадия правотворчества на федеральном уровне нормативно не регламентирована. А это непосредственно сказывается на качестве законодательных проектов. Научными работниками, практическими работниками давно ставится вопрос о принятии специального закона о правотворчестве («Закона о законах»), однако, к сожалению, такой закон не принят, хотя было подготовлено несколько его проектов.

Заканчивается эта стадия внесением проекта закона в Государственную Думу.

Вторая часть законотворчества нормативно регламентирована и включает в себя ряд стадий.

Первая стадия называется «законодательная инициатива». Она предполагает право компетентного субъекта внести проект закона в Государственную Думу для обсуждения, которая должна его рассмотреть. В силу юридической значимости этой процедуры правом законодательной инициативы наделено ограниченное число субъектов, которые закреплены в ст. 104 Конституции РФ. Это Президент Российской Федерации, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство. Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов РФ. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ и Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения. Иные субъекты (даже федерального уровня): Генеральный прокурор, центральные органы партий, федеральные министерства, Счетная палата, Центральная избирательная комиссия правом законодательной инициативы не обладают.

На следующей стадии осуществляется обсуждение (чтения) законопроекта. Здесь вносятся предложения о дополнении, изменении содержания.

После этого осуществляется принятие закона путем голосования. Закон (кроме конституционного) принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Для принятия конституционного закона требуется не менее двух третей депутатов.

Принятые Государственной Думой законы направляются для одобрения в Совет Федерации.

В случае одобрения закон направляется Президенту России для подписания и обнародования. Подписанный Президентом РФ закон в течение 7 дней публикуется в «Российской газете», в «Парламентской газете» и в «Собрании законодательства Российской Федерации». Следует учесть, что законы обычно публикуются в большинстве средств массовой информации. Однако вступление в силу возможно только после опубликовании в указанных официальных источниках. По истечении 10 дней после первой публикации в указанных источниках закон вступает в силу и начинает действовать. В самом тексте конкретного закона может быть указан и иной срок вступления в силу.

Порядок опубликования и вступления в силу регламентирован федеральным законом «О порядке изменений и дополнений в федеральный закон «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат федерального собрания» от 23 апреля 1999 г. («Российская газета» от 26.10.99 г.). Для иных правовых актов характерен свой, нормативно закрепленный порядок принятия, опубликования и вступления в силу.