Функции современного Российского государства.

 

После образования самостоятельного суверенного российского государства в его деятельности на первое место выдвинулась экономическая функция, ибо в стране осуществлялся переход к принципиально иным формам и методам хозяйствования, многообразию форм собственности. Опыта подобного ведения хозяйства у Российского государства не было. В условиях государственной формы собственности преобладали командно-административные методы управления экономикой. И будучи собственником орудий и средств производства, государство осуществляло хозяйственно-организаторскую функцию. Планово-директивными методами оно полностью определяло направление и характер экономического развития. В условиях частной собственности подобное невозможно, ибо рыночные отношения регулируются экономическими законами.

Теперь экономические процессы со стороны государства регулируются правильным налогообложением и инвестированием, контролем за монопольно высокими ценами, государственным заказом на производство отдельных видов продукции, контролем за использованием стратегически важного сырья и материалов, обеспечением необходимого уровня планирования. Конституция РФ в ст. 8 так закрепляет содержание этой функции: «В Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности».

То есть экономическая функция - необходимая и основная любого государства, при любой форме собственности и любом политическом режиме.

Сейчас перед государством стоит сложная задача «возвращения» в рынок, обеспечивания эффективного цивилизованного воздействия на него. Однако до сих пор основное внимание уделяется развитию сфер, связанных с использованием сырьевых запасов. По-прежнему в стране недостаточно развиваются наукоемкие высокотехнические производства, российские товары остаются неконкурентноспособными на международном рынке.

Решение этой задачи тесно связано с осуществлением еще одной функции – функции обеспечения научно-технического и социального прогресса. Суть ее заключается в том, что именно государство должно обеспечить поступательное развитие общества, осуществляя (путем стимулирования, финансирования, организационными мерами) его научный, технический, социальный прогресс. В последние годы внимание государства к этой стороне его деятельности было ослаблено. Из-за отсутствия достаточного финансирования свертываются многие порой жизненно необходимые направления научных исследований.

Другой важной функцией государства является социальная функция. Ее цель – создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В ст. 7 Конституции РФ закреплено, что «Россия - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». К сожалению, это положение во многом оказалось декларативным. Неэффективная реализация экономической функции привела к угрозе реализации социальной. Не имея материальной базы, государство оказалось не способным осуществить и социальные задачи. За последние годы миллионы жителей страны оказались за чертой бедности. Несвоевременно выплачивались социальные пособия и заработная плата работников бюджетной сферы, низкий уровень этой зарплаты не может обеспечить достойный уровень жизни россиян. Снижение уровня производства и остановка предприятий приводила к резкому росту безработицы. Зато катастрофически быстро богатели люди, связанные с криминальными структурами, люди которые за бесценок скупали достояние народа - промышленные предприятия, квартиры, учреждения культуры.

В последние годы функции уделяется приоритетное внимание. Государством был сформулирован ряд социальных программ, позволяющих планомерно и целенапрвленно осуществлять социальную функцию, показывая действенность конституционного положения о социальной сути нашего государства.

Важное место имеет идеологическая функция. Проводимые государством социальные, экономические и политические изменения не могут осуществляться исключительно силовыми методами.

В современной России при отсутствии монополии КПСС на политические идеи, в условиях политического и идеологического плюрализма нет необходимости в «обработке» людей в духе единой господствующей идеологии. Средства массовой информации находятся не только в руках государства, но и в частной собственности. Через них проводятся самые различные политические, правовые и нравственные идеи. К сожалению, в идеологической сфере государство не проявляет должной активности, инициативы. Более того, оно утрачивает влияние на различные средства массовой информации: ведущие телевизионные каналы, газеты переходят под влияние различных политических сил. Положение усложняется и тем, что в обществе отсутствует какая-либо общественно значимая идеология.

Важнейшее значение в деятельности любого государства имеют охранительные функции.

К ним относятся охрана собственности, охрана правопорядка, охрана прав и свобод и охрана природы.

Конституция РФ закрепила весьма широкий объем экономических, социальных, политических и личных прав и свобод. Поскольку Россия, как закреплено в ст. 1 Конституции, государство правовое, то его главная задача и основная функция - обеспечение реальности прав и свобод. Ст. 2 Конституции закрепляет , что «признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства». Пока же конституционные права и свободы в должной мере не гарантированы, многие из них не обеспечены ни организационно, ни экономически.

Не менее тревожное положение в обществе и в сфере охраны природы. Конституция России (ст. 9) закрепляет, что «земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов…». Однако и эта природоохранная (экологическая) функция осуществляется государством явно неудовлетворительно. Если государство, будучи собственником промышленных предприятий, в той или иной мере обеспечивала экологическую безопасность, то в современных условиях новые собственники, не имеют ни средств, ни желания заниматься природоохранной деятельностью. В результате отсутствия или несовершенства очистных сооружений загрязняется окружающая среда, водоемы, что наносит непоправимый вред здоровью населения (которое согласно Конституции имеет право на благоприятную окружающую среду).

Внешние функции. Экономические, политические и социальные изменения, произошедшие за последние 20 лет внутри страны, не могли не сказаться и на ее внешнеполитической деятельности, на осуществлении ее внешних функций. Причем последние претерпели еще большие изменения, чем внутренние. После распада СССР и мировой социалистической системы осталась в прошлом функция братской взаимопомощи с социалистическими странами, функция поддержки освободительных движений и помощи развивающимся странам. Одновременно появились и новые функции, не известные СССР - сотрудничества со странами СНГ, функция интеграции России в мировую экономику.

Среди внешних функций, осуществляемых современным Российским государством, следует отметить: оборона страны, борьба за мир и мирное сосуществование, функция обеспечения мирового правопорядка. Кроме того, государство осуществляет внешнюю экономическую и идеологическую функции.

Одним из важнейших направлений деятельности любого государства является обеспечение безопасности страны в случае нападения извне. Для этой цели государство имеет вооруженные силы.

Сейчас внешнеполитическая деятельность государств не сводится только к предотвращению войны. Современный уровень развития общества объективно требует интеграции хозяйственной, культурной и политической жизни всех цивилизованных государств. Поэтому каждое государство, в том числе и Россия, осуществляет функцию обеспечения мирового правопорядка. Основой его являются права человека, обеспечение и защита которых является важнейшей задачей любого государства. Эта деятельность России осуществляется путем заключения международных договоров, работы в рамках международных и межгосударственных организаций (СНГ, Совет Европы, Организация Объединенных наций и др.)

Российская Федерация активно участвует совместно с другими государствами и в решении глобальных проблем: борьба с международной преступностью и международным терроризмом, предотвращение экологических катастроф и локальных межнациональных конфликтов, всеобщая охрана природы и мирового океана, освоение космического пространства, борьба с эпидемиями и опасными болезнями и др.