Закон, его верховенство в системе нормативных актов. Виды законов

Для начала следует отметить, что закон — это принятый в особом порядке акт государственного законодательного органа, который обладает высшей юридической силой и направлен на регулирование наиболее важных общественных отношений. Вообще, законы занимают главное место в системе нормативно-правовых актов. Такое особенное их положение предопределяется следующими характерными чертами, присущими закону как виду нормативно-правового акта:

 

• закон принимается только соответствующими компетентными законодательными (представительными) органами государственной власти или же непосредственно народом (референдум);

 

• закон обладает высшей юридической силой. Ни один государственный орган, кроме того, который издал соответствующий закон, не имеет права отменять либо изменять содержание какого-либо закона;

 

• закон регулирует наиболее важные основополагающие общественные отношения;

 

• закон содержит нормы исходного, первичного характера;

 

• закон принимается в особом, официально утвержденном процессуальном порядке.

 

В зависимости от значимости в системе действующего законодательства, т. е. в зависимости от занимаемого места, все законы как источники права подразделяются на следующие виды:

 

1. Конституционные законы — данные законы закрепляют основы общественного и государственного строя, служат юридической базой для текущего законодательства. В частности, к конституционным законам относятся следующие виды нормативно-правовых актов:

 

а) Конституция Российской Федерации и республик, входящих в ее состав;

 

б) законы, которые вносят изменения либо дополнения в Конституцию Российской Федерации;

 

в) законы, которые уточняют, конкретизируют содержание Конституции Российской Федерации.

 

Категория «конституция Российской Федерации» может быть рассмотрена с двух аспектов: фактического и юридического. Фактическая конституция подразумевает под собой реальные общественные отношения, а юридическая конституция — правовое оформление данных общественных отношений.

 

Конституция — это акт высшей юридической силы, который составляет нормативную базу всего российского законодательства. Кроме того, в Конституции Российской Федерации определен перечень конкретных федеральных конституционных законов (14). При принятии данной категории законов обязательно необходимо одобрение не менее 3/4 голосов членов Совета Федерации, однако на эти голоса может быть наложено вето Президента Российской Федерации, который также обладает полномочиями в принятии федеральных конституционных законов.

 

2. Текущие (обыкновенные) законы — данные законы принимаются на основе и для исполнения федеральных конституционных законов. Обыкновенные законы составляют текущее законодательство и регулируют различные стороны экономической, политической, культурной жизни общества. В свою очередь все текущие федеральные законы (законы Российской Федерации) подразделяются на две следующие группы:

 

а) органические (кодифицированные) законы — данные законы принимаются по целым отраслям права в целях упорядочения имеющихся отраслевых правовых норм. Такие кодифицированные законы воплощаются в Основах законодательства Российской Федерации, а также в отраслевых кодексах;

 

б) чрезвычайные (исключительные) законы — принимаются при тех или иных чрезвычайных обстоятельствах. Данные текущие законы носят временный характер и прекращают свое действие с прекращением соответствующих условий.

 

3. Подзаконные нормативные акты:

 

а) указы Президента Российской Федерации, которые в свою очередь делятся на следующие виды по различным критериям:

 

• в зависимости от характера полномочий на: указы в границах собственных полномочий; указы на основе делегированных парламентом полномочий; указы, подлежащие утверждению Советом Федерации;

 

• в зависимости от юридической значимости на: нормативные указы (данные указы содержат нормы права, регулируют различные сферы общественной жизни и имеют общеобязательный характер) и правоприменительные указы (данные указы носят индивидуально-разовый характер, принимаются по конкретным вопросам государственного управления);

 

б) распоряжения Президента Российской Федерации;

 

в) указы и распоряжения президентов республик, входящих в состав Российской Федерации;

 

г) постановления Правительства Российской Федерации, которые могут быть приняты:

 

• во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных и федеральных конституционных законов и нормативных указов Президента Российской Федерации;

 

• по вопросам собственной компетенции.

 

д) распоряжения Правительства Российской Федерации;

 

е) приказы и инструкции министерств, государственных комитетов и иных федеральных ведомств;

 

ж) уставы; постановления и распоряжения исполнительных органов государственной власти; приказы и инструкции министерств и ведомств субъектов Российской Федерации;

 

з) решения представительных органов местного самоуправления; постановления и распоряжения глав органов местного самоуправления;

 

и) нормативные акты общественных организаций;

 

к) международно-правовые акты, которые в свою очередь подразделяются на два вида:

 

• директивы — данные международно-правовые акты дают возможность выбора способов, средств, форм реализации международных обязательств;

 

• постановления — это требования, содержащие определенные правовые предписания и подлежащие непосредственному исполнению каждой стороной.